Все переходы да переходы. Какие перемены ждут завтра эти темные «окна» на границе?

Во время одной из своих командировок по краю губернатор сообщил о намерении администрации закрыть нерентабельные пограничные переходы. Тезис, проникнув в прессу, наделал много шума. Слово не воробей, и резонанс получился нешуточный.

7 май 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1162 от 7 май 2002

 Во время одной из своих командировок по краю губернатор сообщил о намерении администрации закрыть нерентабельные пограничные переходы. Тезис, проникнув в прессу, наделал много шума. Слово не воробей, и резонанс получился нешуточный.

Связанные одной целью

Эхо вышеупомянутого высказывания докатилось и до Лесозаводска. В Лесозаводском районе действуют пограничный переход и таможенный пост “Марково”. Тихий и скрытый от постороннего взгляда. Штат - всего шесть человек. Там уже не первый год с переменным успехом ведется строительство здания нового перехода, и “информационная поддержка” губернатора сильно напугала многих. В ответ на тревожные вести о возможной приостановке работ глава администрации МО

г. Лесозаводск и Лесозаводский район Николай Воробьев, демонстрируя оптимизм, бодро рапортовал через районную газету о продолжении строительства. Но денег отчаянно не хватает, и выделенных в прошлом году 42 млн. руб. оказалось недостаточно. Мэр, показывая крышу и стены здания, надеется выбить еще 10 – 15 млн.

Китайцам тоже не терпится увидеть данный объект в действии. Они, со своей стороны, готовы всячески содействовать строительству, бесплатно поставляя стройматериалы и предлагая помощь в рабочей силе. И человеку, далекому от приграничной суеты, понятно, что просто так эти вчерашние братья не помогают. Значит, точно видят большие перспективы. Для себя.

Мимо кассы?

Через новый переход, если он, конечно, будет, границу смогут пересекать до ста машин в сутки против 25 – 30 сегодня. Поэтому местного главу можно понять. Сумей он хоть что-то выкачать в бюджет из перехода, избиратели оценят. Поэтому в интервью местной газете глава МО определил Марковский переход как второе экономическое дыхание территории города и Лесозаводского района. До сих пор, правда, не ощущается признаков даже первого экономического дыхания. Собирать деньги с перевозчиков куда сложнее, чем считать их на бумаге. Постановления местных властей о взимании сборов за пересечение границы одно за другим опротестовываются прокуратурой как незаконные и отменяются, а два–три десятка грузовых машин из Китая ежедневно уходят прямиком на Хабаровск, ничего не оставляя в Лесозаводске, кроме следов своих шин. Но администрация не унывает и через месяц-второй издает другое постановление. Казна снова пополняется, пока опять не подключится прокуратура. Так и перебиваемся.

Ты куда, “Одиссей”?

Одним из приоритетных направлений дальнейшего экономического развития Лесозаводска, по мнению мэра, должен стать туризм. А чтобы положить руку на пульс будущих финансовых потоков, наивная администрация организовала новое МУП “Одиссей”. В ведение этого предприятия переданы гостиничный комплекс “Уссури” и все автостоянки в городе.

Все готово для встречи иностранцев. Осталось только отстоять окно на границе и реализовать какой-нибудь грандиозный прожект по привлечению внимания мировой общественности. Но это все в будущем, а пока первые гости перебьются ночлегом в гостинице “Уссури” и обзором достопримечательностей, к каковым относятся городской Дом культуры, вид с Черной скалы и недостроенная церковь – детище предыдущего мэра.

Не родит верба груши

Судьба пограничных переходов находится исключительно в компетенции правительства. Не может губернатор принимать решения об их открытии или закрытии – не имеет таких полномочий, так объяснили таможенные чиновники. Кстати, что во Владивостоке, что в Уссурийске и Лесозаводске представители этого закрытого ведомства были очень немногословны и предпочитали много про свои проблемы не говорить. С другой стороны - делать что-то надо. Вот и на совещании у полпреда в феврале текущего года говорилось о том, что пограничные пропускные пункты должны приносить доход в краевой и местные бюджеты и контролироваться краевой администрацией. В этой связи там же было принято решение провести мониторинг пограничного перехода “Турий Рог” и поручить это дело межведомственной комиссии. Разговор о закрытии поста “Марково” не шел, как не шел он, впрочем, и о его расширении.

В таможне полагают, что изменения на переходе маловероятны. Хотя всякое бывает. В Уссурийске построен новый склад временного хранения, и он может существенно повлиять на грузопотоки. Не из всех ныне существующих погранпереходов везти туда товар близкий свет.

В свое время каждый руководитель северного приграничного района у нас в крае “окучивал” китайцев и лоббировал в инстанциях открытие погранперехода в своей вотчине. По-любому выгодно. Вот открыли пока один для всех в Марково. И почему-то энтузиазм пропал. Вместо того чтобы общими усилиями навести там порядок и запустить, даже с помощью китайцев, нормальный переход, все потеряли интерес. И вот теперь эту “форточку” на границе уже и за окно не считают.

А злые языки вообще видят проблему Марковского в общей “теме”. Утверждают, что идет сейчас передел сфер влияния в пограничном бизнесе. Поэтому погранпереход под Лесозаводском, как и некоторые другие, просто “попал под расклад”. Не хотелось бы в это верить.

Автор: Павел ВАЙМУГИН, специально для «В»