Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Мегаполис

Дунайские волны

Название этой красивой бухты на юге Приморья прогремело по всему краю 16 июня 2000 года. Тогда в бухте Конюшкова близ поселка Дунай на военном судне «Даугава» произошла внештатная ситуация с падением и разломом ракеты. Сегодня Конюшкова вновь в центре внимания журналистов. В декабре прошлого года здесь закончилась уникальная операция по выгрузке отработанного ядерного топлива из пеналов плавмастерской-80 (ПМ-80). Технология выгрузки смертоносной начинки такова, что произошло, как, впрочем, и предполагалось, незначительное точечное загрязнение прилегающей к объекту территории (защитной) зоны. Чтобы доказать общественности, что ситуация в бухте под контролем, флотские начальники и специалисты федерального государственного унитарного предприятия «ДальРАО», контролирующего процесс выгрузки и транспортировки ядерного топлива на хранение, пригласили группу журналистов в ту самую зону.

Название этой красивой бухты на юге Приморья прогремело по всему краю 16 июня 2000 года. Тогда в бухте Конюшкова близ поселка Дунай на военном судне «Даугава» произошла внештатная ситуация с падением и разломом ракеты. Сегодня Конюшкова вновь в центре внимания журналистов. В декабре прошлого года здесь закончилась уникальная операция по выгрузке отработанного ядерного топлива из пеналов плавмастерской-80 (ПМ-80). Технология выгрузки смертоносной начинки такова, что произошло, как, впрочем, и предполагалось, незначительное точечное загрязнение прилегающей к объекту территории (защитной) зоны. Чтобы доказать общественности, что ситуация в бухте под контролем, флотские начальники и специалисты федерального государственного унитарного предприятия «ДальРАО», контролирующего процесс выгрузки и транспортировки ядерного топлива на хранение, пригласили группу журналистов в ту самую зону.

На радиацию – с метлой

Первая встреча с уборщиками радиоактивных загрязнений превзошла все ожидания. Щурящиеся от яркого апрельского солнца матросики в робах опираются на лопаты, тут же валяются пара метелок и ржавое ведро. Вот этими примитивными орудиями труда здесь борются с невидимым врагом. Костюмы химзащиты? Они, разумеется, есть. Но просто доза излучения, исходящая от микроскопических точек на грунте дороги, столь мала, что не требует специальных средств защиты. Матросы Александр Синяков, Отук Куулар и прапорщик Тахир Хайртинов, обнаруживающий при помощи РСП6801 светящиеся точки, работают здесь уже неделю. Ни разу прибор не показывал дозу, хотя бы приближающуюся к предельно допустимой. «Мы просто верим своим глазам», - отвечают они на вопросы по поводу опасного задания. Оптимизм, заслуживающий уважения! Но мне по-прежнему страшновато.

Откуда «дровишки»

На ПМ–80 отработанное ядерное топливо попало с АПЛ первого поколения еще в середине 60-х. Поскольку в те годы к проблемам радиоактивного загрязнения относились, мягко говоря, проще, пеналы для хранения топлива заполнялись с помощью... кувалды, чтобы поплотнее наверняка. Вряд ли у флотоводцев, а именно этому ведомству принадлежала ПМ-80, болели головы за то, как впоследствии это «добро» будут изымать из узких пеналов. Шли годы, пеналы разбухли, вода начала контактировать с ядовитой начинкой. Понимая, какую опасность таит в себе начиненная радиоактивным топливом плавмастерская, руководство ВМФ и Минатом принимают решение провести выгрузку топлива с ПМ. Технологию выгрузки до мельчайших подробностей разработал и внедрил Герой Советского Союза Владимир Булыгин. Это под его руководством работала на выгрузке группа специалистов научно-производственного предприятия «Экоатом». Поскольку технология сама по себе уникальна, и не только для России, разработчикам пришлось пользоваться особыми средствами и приспособлениями, изготовленными исключительно ради этой операции. Невозможность использования обычных средств, применяемых при работе с новыми ПМ-74, и привела к тому, что «80-я» встала у пирса в Конюшкова.

Из двух зол

Да, военные и специалисты «ДальРАО» признают, что ПМ-80 – судно аварийное и проводившиеся три года разгрузочные работы – это предотвращение реального самопроизвольного ядерного взрыва. Серьезные опасения вызывала и возможность теракта.

- В данной ситуации выбора вывозить - не вывозить просто не было, - говорит контр-адмирал Александр Максимов. - Иначе мы получили бы здесь экологическую катастрофу куда более серьезную, чем трагедия в Чажме в 1985 году, - ситуация на ПМ-80 уже была критической. К сожалению, небольшого разноса радиоактивных веществ данная технология избежать не позволяет. Однако то, что упало на землю, не угрожает ни здоровью населения Дуная, ни экологической обстановке в этом районе. И тем не менее принято решение очистить дорогу, по которой шли трейлеры с грузом, от точечного радиоактивного загрязнения. Работы планируется завершить в конце мая.

- Говорить о сверхдозах, которые можно получить от «грязных» точек, - супердилетантство, - считает начальник радиобиологической лаборатории ФГУП «ДальРАО» Анатолий Лукьянец. – Точка, которая светит три миллирентгена, на расстоянии уже двух метров не дает ничего. Существует геометрия излучения, наконец. Специалисты поймут, о чем я говорю. Поэтому жителям Дуная этот участок дороги не грозит. Я сам живу в поселке с 1982 года. Все дозы, которые были, получил при ликвидации аварий, связанных с радиационным заражением (Анатолий Иванович – ликвидатор с огромным опытом. Был главным радиологом особой зоны в Чернобыле в 1989 г.), но не от проживания в Дунае.

Что касается транспортировки контейнеров с отработанным ядерным топливом, то мы сделали все предварительные расчеты. Если человек будет стоять в метре от проходящего мимо транспорта в течение 10 сек., то он получит дозу в 0,0016 миллизиверта (мЗв) в год. Это ничтожная цифра. Реально же она практически равна нулю: кто же будет стоять у транспорта с радиоактивными отходами?

От нас требуют доказательств безопасности проживания в Дунае? Легко. В журналах «Атомная энергия», «Радиационная безопасность», «Экология» постоянно с 1989 года дается информация о радиационной обстановке, в том числе на этой территории. Конечно, эти цифры, диаграммы, таблицы понятны в основном лишь специалистам. Есть желание, можно обратиться к ним.

- Защитная зона в районе бухты Конюшкова находится под пристальным вниманием специалистов разных ведомств, - подтверждает заведующая отделением надзора и экспертизы по радиационной экспертизе краевого ЦГСЭН Елена Русановская. – Помимо усиления контроля за очисткой территории вблизи объекта и дороги, по которой вывозилось ядерное топливо, наши сотрудники совместно с управлением «Медбиоэкстрим» постоянно исследуют продукцию, которую выращивают на своих земельных участках жители поселка. Никаких последствий для здоровья жителей, связанных с точечным заражением местности в результате вывоза груза с аварийной ПМ, нами не обнаружено.

Конечно, что бы ни утверждали специалисты, занятые на ликвидации аварийной ситуации на плавмастерской, сомнения в их искренности у нас, обывателей, остаются. Мы привыкли, что долгие годы народ, мягко говоря, вводили в заблуждение относительно всего связанного с армией и флотом. Что касается событий, которые сегодня разворачиваются в бухте Конюшкова, возможно, это и есть единственно верный способ уберечь нас от более страшных последствий слишком вольного обращения с атомом в далеких 60-х. Время покажет.

Автор : Елена МАНИНА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Все переходы да переходы. Какие перемены ждут завтра эти темные «окна» на границе?

Во время одной из своих командировок по краю губернатор сообщил о намерении администрации закрыть нерентабельные пограничные переходы. Тезис, проникнув в прессу, наделал много шума. Слово не воробей, и резонанс получился нешуточный.

Программисты, вперед!

Вадим Цветников, младший научный сотрудник Института автоматики и процессов управления ДВО РАН, признан абсолютным победителем открытого дальневосточного конкурса «Программист-2002».

Автобусы - школьникам

Автобусы марки “ПАЗ–3205” по программе губернатора края «Школьный автобус» получили школы Кировского, Чугуевского, Октябрьского, Шкотовского районов, городов Лесозаводска, Дальнегорска и Владивостока. Всего до конца года школам края обещано 90 автобусов.

Помощь приморской медицине

В Москве было подписано трехстороннее соглашение об обеспечении населения Приморья медицинской помощью. Свои подписи на документе поставили первые лица Министерства здравоохранения РФ, федерального фонда обязательного медицинского страхования и губернатор Приморского края.

Новый федеральный инспектор

Во Владивостоке с 6 мая приступил к работе новый федеральный инспектор в Приморье Любовь Дроздова.

Последние номера