Внук Пушкина умер во Владивостоке

Великий поэт, «наше все», никогда не был во Владивостоке. Тем не менее в нашем морском городе можно встретить немало мест, связанных с его именем: улица Пушкинская, сквер, памятник, даже два, Пушкинский театр и уникальная коллекция Александра Бутырина, разместившаяся в его стенах.

26 апр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1160 от 26 апр. 2002

Великий поэт, «наше все», никогда не был во Владивостоке. Тем не менее в нашем морском городе можно встретить немало мест, связанных с его именем: улица Пушкинская, сквер, памятник, даже два, Пушкинский театр и уникальная коллекция Александра Бутырина, разместившаяся в его стенах.

На днях город облетела сенсационная весть. Оказывается, во Владивостоке в январе 1920 года умер потомок Ганнибала, внучатый племянник великого поэта - Лев Анатольевич, внук младшего брата А. С. Пушкина – Левушки. Но все по порядку.

Перелистывая газету «Дальний Восток» за 1920 год в государственном архиве Приморского края, архитектор Юрий Лиханский наткнулся на некролог, где говорилось, что 20 января состоялись похороны бывшего оренбургского вице-губернатора, действительного статского советника Льва Анатольевича Пушкина, внука поэта А. С. Пушкина. К расследованию этой удивительной истории подключилась краевед Нелли Мизь. Она обнаружила письмо самого Льва Анатольевича, опубликованное незадолго до этого скорбного события в той же газете, где он благодарил доктора Блюменфельда «за образцовый уход и сердечное обращение».

Лев Анатольевич родился 7 июня 1870 года, окончил Николаевское кавалерийское училище, но, чувствуя свое призвание к гражданской службе, вскоре вышел в запас и начал другую карьеру. За три года до революции 1917 года Л. А. Пушкин стал вице-губернатором Оренбургской губернии. Когда он по вызову Временного правительства отправился на поезде в Москву, с ним приключилась трагическая история. Вместе с Л. А. Пушкиным, в одном вагоне, ехал оренбургский купец, который имел неосторожность обратиться к нему «Ваше превосходительство».

«Ваше превосходительство, в один голос взревели свободные граждане свободной России, - пишет корреспондент. – Они набросились на Льва Анатольевича и сильно избили его, так что после он уже не смог оправиться».

Сначала Л. А. Пушкина лечили в Москве, потом отправили на Урал. Когда Оренбург взял Колчак, он также принял участие в его судьбе и отправил Льва Анатольевича на лечение в Японию. Однако подорванное здоровье и там не удалось восстановить. И по возвращении из Японии Л. А. Пушкин тихо угасал.

Умирающего Льва Анатольевича в начале августа 1919 года приютил доктор Блюменфельд в своей лечебнице на ул. Светланской, 53. Сейчас там находится Гуманитарный институт ДВГТУ. Вскоре на обширном кладбище России прибавилась еще одна могила.

За несколько минут до кончины страдальца посетил епископ Камчатский Нестор. Покойный изъявил свое последнее желание - перенести его прах в с. Болдино и похоронить его рядом с отцом, дедом и предками. Или в г. Оренбург, рядом с матерью.

«Его постигла участь тех тысяч и десятков тысяч русских людей, которые приняли смерть в награду за свою преданность и службу родине», - говорилось в некрологе.

- Неизвестно, была ли выполнена последняя воля покойного, - говорит Нелли Мизь, - уж очень смутное время было. Есть большая доля вероятности, что Льва Анатольевича Пушкина похоронили на Покровском кладбище. Это еще одна загадка владивостокской истории, которую мы надеемся разгадать.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток»