Недоимка наших дней: предприятия разоряются быстрее, чем успевают заплатить налоги

Если вы разговариваете с налоговым инспектором, то слово “недоимка” нужно произносить с ударением на “о”. Это такой же профессионализм, как у правоохранительщиков в слове “осужденный” ударение ставится на “у”.

11 апр. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №116 от 11 апр. 1997

Если вы разговариваете с налоговым инспектором, то слово “недоимка” нужно произносить с ударением на “о”. Это такой же профессионализм, как у правоохранительщиков в слове “осужденный” ударение ставится на “у”.

Итак, за первые 3 месяца года недоимка по краю составила 1152,7 миллиарда рублей.

Один из видных местных чиновников, выступая перед работниками краевой налоговой инспекции, свое мнение по поводу борьбы с “недоимкой” выразил так: “А тем, кто не платит, - мы сделаем “кесарево сечение”... (надо было видеть, как насторожился зал). Заметив, что его не поняли, оратор пояснил: “Секир башка, в общем!”

27 марта, в день массовой акции протеста, люди требовали зарплаты. Правительство им отвечает, что все упирается в сбор налогов.

Но, если даже налоги собрать все, денег не хватит. Потому что с каждым годом реформ сокращается число предприятий, с которых можно собирать налоги.

Налогов собирается все больше, а жизнь все хуже

Поскольку эта мысль вступает в противоречие с бодрыми заявлениями правительства об оживлении экономики, позвольте помучить вас цифирью. Если вам будет сложно, то сразу смотрите конец материала.

В Приморье в 1995 году было собрано 4,8 триллиона рублей, в 1996-м почти на 20 процентов больше - 5,6 триллиона. Но обратите внимание, как складывалась структура поступлений. В 1995 году налог на прибыль давал более 33 процентов всех поступлений в казну, а в 1996 году - только 20 процентов из общей суммы налогов. Значит, резко снизилась коммерческая эффективность бизнеса.

Уменьшилась и доля акцизных поступлений, несмотря на то, что государство именно в 1996 году пыталось ужесточить контроль за оборотом акцизных товаров, в первую очередь автомобилей, сигарет, вина и водки.

Сейчас в крае всего стоит на учете в налоговых инспекциях 40131 предприятие. Из них условно включены в госреестр 8153 - то есть работают они или нет, неизвестно, но налоги точно не платят.

Более 3 месяцев не представляют отчетов о своей деятельности 13121 предприятие, они задолжали в бюджет почти 136 миллиардов рублей.

По Владивостоку цифры еще характернее: в городе зарегистрировано 20718 юридических лиц, больше трети из них - 7875 вообще не представили отчета о деятельности. 57 предприятий имеют задолженности более 1 миллиарда рублей.

В целом 42 процента предприятий являются должниками, дела у них идут совсем неважно.

ГНИ - самый добрый каратель

ГНИ - это госналогинспекция. То, что почти половина предприятий и фирм запаздывает с отчетом перед налоговой инспекцией, говорит только об одном - в нашей стране выгоднее не иметь дела с налоговой. Везде в мире наоборот: страшно не отчитываться перед налоговой - тут же блокируют все твои счета, и контора будет заставлена выплатить все долги вместе со штрафными санкциями или закрыта. У нас предпринимателю грозит до 3 лет тюрьмы за злостное уклонение от уплаты налога, и никого не посадили, в США - до 50 лет - сажают безжалостно, будь ты теневой воротила, гангстер или банкир.

Поэтому и торпедируется принятие Налогового кодекса, потому что он всех делает равными перед законом и лишает льгот.

Выгодно работать - невыгодно

В целом по стране общий объем прибыли, полученной предприятиями основных отраслей экономики, уменьшился за последний год почти наполовину. Убытки выросли в 3 раза. В строительстве убыточны 30 процентов фирм, в промышленности - свыше 40, на транспорте - 60 процентов.

В крае эффективность экономики можно рассмотреть следующим образом: сколько предприятий отрасли должны деньги в бюджет? Диспозиция среди крупнейших должников за первые 3 месяца 1997 года такова: если принять всю недоимку за 100 процентов, то долги предприятий ТЭКа составляют 23 процента, строительной отрасли - 15, сельского хозяйства - 4 процента.

И что самое тревожное - с начала года наибольшую задолженность среди территорий края имеют Владивосток и Находка.

Падение деловой активности в столице края, которая дает наибольшую сумму поступлений в бюджет, может привести к тому, что в 1997 году недобор денег может составить рекордный уровень.

Зачем налоговикам план?

Правда, здесь стоит отметить, что нужно с большой осторожностью относиться к такому показателю, как “план бюджетных назначений”. Грубо говоря, это примерно то же самое, что и “план по штрафам” ГАИ. То есть цифра берется в общем-то с потолка: просчитывается возможная прибыль предприятий и фирм с учетом разного рода деятельности.

Этот показатель был введен только в середине прошлого года, пожалуй, как инструмент давления на саму налоговую инспекцию. Государство как бы сделало налоговые органы ответственными за деловую активность в стране. Тогда как налоговики сталкиваются только с результатом государственной политики в сфере предпринимательства. Простой пример: государство повышает таможенные ставки и пошлины и потом удивляется, что торговля автомобилями дает меньшую отдачу, чем прежде. Увеличение налогообложения приводит к тому, что фирмы сводят до минимума проведение денежных расчетов по банковским счетам, предпочитая бартер или наличку. Предпочитая даже попасть в “черный список должников”.

В нем сейчас 152 предприятия края с долгами свыше 1 миллиарда рублей. Причем в этот список проникают даже такие предприятия, чья продукция пользуется спросом, например, “Пивоиндустрия Приморья”, которая задолжала свыше 11 миллиардов рублей. Для сравнения: крупнейший краевой должник “Приморская ГРЭС” должна более 100 миллиардов.

Налоговая пирамида

Ситуация с должниками все более напоминает положение с пресловутыми финансовыми пирамидами. Фирма должна клиенту огромные средства,

у фирмы нет ни денег, ни имущества, но ее руководители живут припеваючи. Речь идет о сознательной неэффективности деятельности. Когда нет денег на выплату долга государству или зарплату, но есть на строительство и приобретение дорогих служебных автомобилей.

Убыточность в промышленности будет расти, потому что с каждым годом увеличивается износ оборудования и основных фондов. Сейчас он достиг в крае среднего значения в 35 процентов. Вместе с тем снижается доля инвестиций в основной капитал, из чего, собственно, и идет перевооружение производства, закупка нового оборудования, ремонт и строительство помещений. В фактических ценах соответствующих лет инвестиции в 1995 году составили 2,9 триллиона рублей, в 1996-м - 2,8 триллиона. С учетом инфляции - реальное снижение еще больше.

Забавно, но налоговая статистика не дает полного ответа на вопросы развития той или иной отрасли. Если в крае не останется ни одной птицефабрики, то в отчетах налоговиков не будет и долгов за этой фабрикой. Неэффективное производство должно умереть. Но пока только увеличивается число убыточных предприятий, которые еще барахтаются и оттягивают на себя государственные деньги.

В 1995 году убыточными числились 306 предприятий, в 1996-м - 323. Но зато долги резко выросли: 1995-й - 427 млрд. рублей, 1996-й - 956 млрд.

Идет сокращение производства. По данным Госкомстата, в крае за год снизилось производство мяса, молока, яиц.

Упал объем перевозимых грузов, что тоже свидетельствует о падении деловой активности.

В итоге в Приморье за 1996 год собрано около 65 процентов налогов от суммы бюджетных назначений.

Эй вы, там, наверху!

Все усилия правительства по запугиванию неплательщиков налогов дали правильный результат: все, кто еще старался платить налоги, стали еще больше стараться их скрывать. Как “чрезвычайные комиссии” ни прессовали руководителей предприятий-должников, никто не испугался. А чего пугаться, когда главным должником является само государство. Грозились “обанкротить” “КамАЗ”, выяснилось, что бюджет ему должен больше, чем он бюджету.

Среди главнейших должников “АвтоВАЗ” - 2,7 триллиона рублей, “Ноябрьскнефтегаз” -1,4 триллиона, “Уралтрансгаз” - 0,99 триллиона, “Волготрансгаз” - 0,83 триллиона, “Оренбургнефть” - 0,74 триллиона.

Кто так удачно продавал “Жигули”, что завод оказался в долгах? “ЛогоВАЗ”, которым руководил нынешний заместитель секретаря Совета безопасности Березовский.

Чей дом - “Газпром”? Нынешнего премьера Черномырдина.

Чего от них ждать? Что они могут нам еще “отчубайсить”?

Если даже собрать все 100 процентов налогов - денег больше в государстве не станет. Их не с кого собирать. Уменьшение же налогового гнета (меньше налогов и ниже их ставка) позволит отечественному бизнесу быть более доходным, а значит, увеличит его отчисления в бюджет.

Чтобы собирать налогов больше, их нужно собирать... меньше.

Автор: Андрей КАЛАЧИНСКИЙ, “Владивосток”