Идей у нас самих много

К намеченному на сентябрь форуму стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) приморские да и федеральные власти готовятся примерно так же, как раньше готовились к очередному съезду КПСС. Хотя цели иные. Дивизия (около 2500 бойцов) бизнесменов и экономистов, которая нагрянет в Приморье к осени, намерена не только с речами выступить, но и контракты всласть позаключать. Если, конечно, найдется для того интерес. Поэтому у приморских властей и предпринимателей глаза и заблестели: иностранные средства могут обеспечить реализацию многих перспективных проектов. Сейчас они, проекты эти самые, рождаются, должным образом оформляются и регистрируются.

24 апр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1158 от 24 апр. 2002

К намеченному на сентябрь форуму стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) приморские да и федеральные власти готовятся примерно так же, как раньше готовились к очередному съезду КПСС. Хотя цели иные. Дивизия (около 2500 бойцов) бизнесменов и экономистов, которая нагрянет в Приморье к осени, намерена не только с речами выступить, но и контракты всласть позаключать. Если, конечно, найдется для того интерес. Поэтому у приморских властей и предпринимателей глаза и заблестели: иностранные средства могут обеспечить реализацию многих перспективных проектов. Сейчас они, проекты эти самые, рождаются, должным образом оформляются и регистрируются.

Рисковать осмотрительные забугорные капиталисты не хотят, и это объяснимо. По словам руководителя департамента международного сотрудничества, регионального развития и инвестиций администрации края Виктора Горчакова, бизнес-гости заинтересованы в тех проектах, где сумма российских вложений составляет не менее 40 проц. Сегодня в соответствующие подразделения городской и краевой администраций уже подано несколько десятков инвестиционных проектов. О многих из них приморцы уже наслышаны – родились-то идеи не вчера, вот только средств не было.

Владивостоку строки проектов обещают блага от сугубо утилитарных (модернизация городских лифтов) до полуфантастических сегодня (например, возведение «малой олимпийской деревни» в районе старого аэродрома на Седанке). Предусмотрены строительство «разгрузочной» автомагистрали вдоль берега Амурского залива, появление у краевого центра долгожданных очистных сооружений. Возможно, во Владивостоке появится музей кораблей военно-морского флота.

Краевые власти приняли к участию в форуме, помимо прочего, несколько мощных проектов в области всегда актуальной энергетики. Это строительство Уссурийской ТЭЦ, подготовка к возведению атомной электростанции, разведка и добыча в Приморье нефти и газа, о чем мы уже сообщали.

Пусть все радужные перспективы существуют пока на бумаге – и это немало. А так как почти все проекты, выставленные на инвестиционной ярмарке форума, прямо затронут жизнь нашу с вами, мы решили устроить собственную презентацию. В этой рубрике, которая станет постоянной, мы будем представлять наиболее интересные и значимые идеи, оценивать их реалистичность.

Вот, например.

«Свободный порт Владивосток» - так называется законопроект, который был предложен и разработан по инициативе руководителя приморского колхоза «Восток-1» Александра Передни. Исполнители проекта - рыболовецкий колхоз «Восток-1», Международный институт конъюнктуры и прогнозирования, юридическая фирма «Викинг».

Когда десять лет назад открывали закрытый порт Владивосток, казалось, что впереди огромные перспективы. Но, как ни странно, для тех, кто имеет непосредственное отношение к порту, рыбаков и моряков проблемы только усугубились. Потому что оформление прихода судов в порт и выхода проходит по правилам, разработанным более 20 лет назад. Требования к оформлению документов настолько усложнены, что проверяющие почти в любом случае могут найти нарушения. А это влечет за собой значительные финансовые потери судовладельца. Таможенное оформление настолько сложная процедура, что многие предприятия вынуждены вводить у себя специальные штатные единицы, работающие с таможенными органами. В то же время в мировой практике эти процедуры значительно упрощены и четко расписаны. В итоге несколько сотен судов (а у дальневосточных рыбаков около 2700 единиц промыслового флота) идут в южнокорейский порт для решения своих хозяйственных задач по восстановлению флота, его переоборудованию, смене экипажей, хранению рыболовной продукции.

Рыболовецкий колхоз «Восток-1» выступил с инициативой изменить ситуацию и создать условия для благоприятного экономического развития предприятий рыбохозяйственной специализации Приморского края.

Уже выполнены предварительные исследования, которые являются подготовкой для создания проекта федерального закона под условным названием «Свободный порт». Этот инвестиционный проект предполагает создание во Владивостоке в районе мыса Чуркина специальной экономической зоны, в которой будут созданы благоприятные правовые, организационные, таможенные, экономические, инвестиционные и другие условия для удобного, быстрого и качественного обслуживания отечественных и иностранных рыбодобывающих судов, всех субъектов хозяйственной деятельности отрасли.

- Безусловно, - считает председатель правления колхоза «Восток-1» и инициатор проекта Александр Передня, - создание нового законопроекта - дело сложное и ответственное. Однако альтернативы данному проекту мы не видим. Иначе отрасль и дальше будет чахнуть, а порты терять клиентов. Создание условий в порту г. Владивостока, сравнимых с условиями южнокорейского порта Пусан, позволит повысить статус Приморья, выгодно использовать свое географическое положение и стать родным домом для всех рыбаков и моряков Дальнего Востока. Стоимость работ по созданию данного инвестиционного проекта мы оцениваем в 1,5 млн. рублей. Экономическая эффективность от его внедрения, по самым скромным подсчетам, значительно превысит 1,5 млрд. рублей.

На наш взгляд, за подобные инициативы надо хвататься обеими руками. Причем, может быть, в первую голову нашим, российским инвесторам, которые так стремятся сегодня выйти к океану и иметь собственные торговые ворота на восточном берегу страны. Сколько можно кормить чужие портовые города!

Возможность по правилам оформить проект и представить его к участию в форуме есть не у всех. Поэтому мы не ограничиваемся официальной информацией – перспективная идея может родиться в любой голове. Пишите на адрес [email protected] или звоните 415-660.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»