ЗС Приморья: лебединая песня на бис

Похоже, прав оказался спикер Сергей Жеков, когда накануне заседания законодательного собрания Приморья 18 апреля заявил, что оно может стать последним для избранных в 1997 году депутатов 2-го созыва. Несмотря на опасения по поводу кворума, 34 из 37 действующих членов ЗС собрались на заседание и одним законодательным скачком приняли практически весь пакет требуемых краевой администрацией законов.

23 апр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1157 от 23 апр. 2002

Похоже, прав оказался спикер Сергей Жеков, когда накануне заседания законодательного собрания Приморья 18 апреля заявил, что оно может стать последним для избранных в 1997 году депутатов 2-го созыва. Несмотря на опасения по поводу кворума, 34 из 37 действующих членов ЗС собрались на заседание и одним законодательным скачком приняли практически весь пакет требуемых краевой администрацией законов.

Теперь с чистой, вероятно, совестью и с надеждой на поддержку губернатора большая часть депутатов может отправляться в предвыборные отпуска для участия в повторных выборах ЗС 9 июня. На вчерашний день о своем выдвижении уведомили крайизбирком всего трое законодателей, но еще не вечер, и за две недели до истечения срока выдвижения к ним может прибавиться 12-15 коллег по ЗС. Напомним, что в выборах 9 декабря, в ходе которых удалось избрать 16 депутатов 3-го созыва, приняли участие 23 действующих депутата, и лишь пятеро из них сумели переизбраться. Поэтому запланированное на 22 мая заседание ЗС едва ли соберет потребные для кворума 26 участников и будет вполне правомочно. Скорее всего состоится лишь повторная церемония прощания: первые проводы состоялись в декабре.

Следует также отметить обсуждаемую в прессе и в кулуарах возможность срыва выборов 9 июня и сохранения полномочий действующего ЗС. Это произойдет, если не удастся доизбрать 10 депутатов по 23 вакантным округам, то есть «требуется» провалить выборы по 14 округам. Протестное голосование в городах, аналогичное декабрьскому, вполне может справиться с такой задачей. Кому это может быть нужно? Очевидно, администрации Сергея Дарькина, которая рискует получить оппозиционный законодательный орган: уже сейчас среди 16 вновь избранных депутатов-«декабристов» большинство принадлежит сторонникам Евгения Наздратенко.

Один из них - руководитель Преображенской базы флота Олег Кожемяко на заседании 18 апреля использовал свое право совещательного голоса, выступив с критикой законопроекта «О рыбохозяйственной деятельности». Суть его предложений сводилась к необходимости делить рыбные квоты в Москве, не отдавая это право губернатору Дарькину. Однако Кожемяко предложили внести свои поправки после 9 июня, приняв предложенный администрацией и прошедший 12 согласований законопроект абсолютным большинством голосов во втором и третьем чтении сразу.

В таком же спринтерском темпе депутатам удалось рассмотреть 39 вопросов, включая ряд законопроектов в третьем, окончательном чтении. Но главным блюдом на пиршественном столе для команды Дарькина стал имеющий весьма серьезные политические последствия закон «О порядке образования, объединения, преобразования, упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований». «В» подробно сообщал о короткой, но шумной истории законопроекта, внесенного краевой администрацией на февральском заседании ЗС. За два месяца было рассмотрено 80 поправок к нему, 20 из них приняты.

Успокаивая представителей муниципальных образований (МО), резонно опасающихся досрочного прекращения своих полномочий, исполняющий обязанности губернатора Александр Костенко говорил на заседании, что принятие закона не означает немедленный старт кампании по ликвидации МО: закон только определяет порядок, является механизмом. В каждом конкретном случае предусмотрено принятие законодательным собранием соответствующего краевого закона. Одновременно своим постановлением ЗС устанавливает численный состав представительного органа нового муниципального образования и назначает дату проведения выборов в него. Статья 12 законопроекта предусматривает, что депутаты представительных органов местного самоуправления преобразуемых территорий сохраняют свои полномочия до начала работы вновь избранного органа образуемого МО. Что касается глав администраций объединяющихся, присоединяющихся и разделяющихся МО, то они должны самостоятельно принять решения о досрочном прекращении своих полномочий. Как это будет работать на практике - пока не совсем ясно, но подспудно новый закон направлен именно против глав районов и городов, не нашедших общего языка с краевой администрацией. В любом случае губернатор получил право не позднее 15 дней после вступления в силу закона о преобразовании конкретного МО назначить исполняющего обязанности главы вновь образованного (укрупненного) МО - до выборов. Понятно, что наибольшие шансы выиграть эти выборы будут именно у назначенного главы, что может заставить действующих глав «изменить ориентацию», например, на июньских довыборах депутатов ЗС.

Автор: Александр КАРТАШОВ, «Владивосток»