Узник замка La Ferte

Украинский капитан Владимир Ильницкий, приговоренный к пожизненному заключению, провел во французской тюрьме уже 10 лет. Эта невероятная по своей жестокости и дикости история произошла в 1992 году. Экипаж судна, следовавшего от берегов Африки во Францию, обнаружил на борту нелегалов - африканских беженцев, которые отправились в далекую страну в поисках лучшей доли.

12 апр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1152 от 12 апр. 2002

Украинский капитан Владимир Ильницкий, приговоренный к пожизненному заключению, провел во французской тюрьме уже 10 лет. Эта невероятная по своей жестокости и дикости история произошла в 1992 году. Экипаж судна, следовавшего от берегов Африки во Францию, обнаружил на борту нелегалов - африканских беженцев, которые отправились в далекую страну в поисках лучшей доли.

Их зверски убилии выбросили за борт. Зарубежная пресса назвала это «русской охотой на африканских зайцев». На самом деле на судне находился украинский экипаж. Хотя трагедия от этого не становится менее драматичной.

Президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский встретился с капитаном Владимиром Ильницким во французской тюрьме, где он сейчас отбывает пожизненное заключение.

На 28-й Генеральной ассамблее Международной федерации ассоциации капитанов (МЕФАК), которая будет проходить в мае этого года во Владивостоке, вопрос об украинском узнике снова всплывет на поверхность. Впрочем, все по порядку. Вот о чем рассказал Петр Осичанский во время беседы с корреспондентом «В».

Французское свидание

- Эту страшную историю я, как и все, узнал из газет. Поскольку сам в то время стоял на капитанском мостике, меня это не могло не взволновать. Хотя так до конца и не представлял, как такое могло произойти. Думал, пресса что-то передернула, сгустила краски. В жизни все оказалось еще страшнее.

- Подробности вы смогли узнать во время встречи с капитаном Ильницким? Кстати, как вы к нему попали?

- Все началось с повести. Я стал ее писать под впечатлением этой жуткой истории. Мне хотелось взглянуть на эту ситуацию с позиции капитана, через призму его чувств, переживаний. И хотя сам факт трагедии в повести почти неузнаваем, когда я уже подошел к финалу, остро почувствовал: не хватает информации. Связался с французскими капитанами, попросил посодействовать в организации встречи с Ильницким. Они тотчас откликнулись. И вот в прошлом году, когда у меня была командировка в г. Любек, в Германию, на 27-ю Генеральную ассамблею МЕФАК, я, пользуясь таким случаем, отправился к Ильницкому. Надо сказать спасибо моим французским коллегам, они так тщательно все организовали, снабдив меня всеми необходимыми бумагами и даже картой с подробным маршрутом, что я добрался до места без всяких приключений.

Эта тюрьма для особо опасных преступников, как оказалось, находилась в двух часах езды на поезде на север от Парижа.

Еще двадцать минут петлял на такси меж полей, прежде чем оказался перед прекрасным старинным замком.

Именно здесь размещается тюрьма первой категории, где сейчас отбывают пожизненное наказание 300 заключенных. Увы, фотоаппарат у меня на время посещения тюрьмы изъяли. Впрочем, журналы «Власть», «Эксперт», «Аргументы и факты», которые я привез для Ильницкого, тоже не пропустили. Правда, пообещали непременно передать их капитану, позже.

- Как выглядела эта встреча?

- Личного досмотра не было. Мне пришлось пройти несколько бункеров-клеток, раньше я такие видел только во французских кинофильмах. Когда зашел в комнату для свиданий и обратился к капитану по-русски, он был просто изумлен. Как позже выяснилось, узнав, что к нему собирается приехать представитель МЕФАК, Ильницкий стал усиленно повторять подзабытый за десять лет английский (все эти годы капитан учил французский). Он считал, что это непременно будет англичанин.

Выглядел капитан для своего возраста, шестьдесят с небольшим, очень неплохо: худощавый, подтянутый, в светлой рубашке, брюках. Встреть я его в таком виде на улице, никогда бы не подумал, что это узник, обреченный на пожизненное заключение. Только взгляд у него был необычный, очень пристальный.

Три часа пролетели как одно мгновение. Время свидания в тюрьме не ограничивалось. Больше того, охранники вышли, мы с Ильницким остались вдвоем в уютной, почти по-домашнему, комнате, где не хватало только картин. Думаю, мы могли бы проговорить еще столько же, но у меня уже был билет на обратную дорогу.

- Но этого времени хватило, чтобы узнать то, зачем вы сюда приехали?

- Начнем с того, что я наконец-то смог услышать эту историю от первого лица. Вот как она выглядела со слов капитана.

Смертельный рейс

Судно «Руби» под либерийским флагом, с украинским экипажем на борту, вышло из африканского порта Камерун во Францию с самым ходовым товаром: кофе, чай, какао. За несколько дней до подхода к порту Гавр старпом обнаружил следы посторонних на борту судна. Утром в этих широтах выпадает обильная роса. «Зайцев» - нелегальных эмигрантов нашли в трюме. Их было девять человек. От голода люди начали есть товар-сырец, на палубу их выгнала жажда.

Старпом сразу же предложил: «Нужно выбросить их за борт». (Дело в том, что накануне на этом же самом судне другой экипаж тоже привез «зайцев», и это обошлось судоходной компании в 120 тысяч долларов). На что капитан заметил: «Никакого пиратства на борту судна».

Тогда старпом предложил нелегалам поработать. Они отказались, заявив, что им нужны еда и вода. Африканцы хорошо знали свои права: согласно международной конвенции, если на судне обнаруживают «зайцев», их обязаны поить, кормить, доставить в порт и сдать властям. Власти, в свою очередь, тоже занимаются их обустройством, питанием и отправкой на родину. Но при этом счет выставляется судоходной компании. Та, естественно, стремится покрыть штрафы за счет экипажа. Кстати, во Франции расценки в то время на одного «зайца» составляли 45 тысяч долларов.

При таком раскладе не только рейс, но весь многомесячный контракт для экипажа мог получиться «бесплатным».

Несмотря на то, что телеграммы в соответствующие службы уже были заготовлены, старпом посоветовал не спешить их отправлять: была пятница, впереди выходные дни. Он предложил капитану еще подумать, как с меньшими потерями выйти из этой непростой ситуации.

И здесь капитан проявил роковую нерешительность: он отложил телеграммы.

В час ночи старпом, боцман, повар и матрос начали действовать по своему плану.

Они брали по два «зайца» из трюма, заводили их в небольшое помещение, в тамбучину, там их уже поджидал человек с винтовкой (оружие выменяли у африканцев на старый магнитофон).

Сначала он стрелял во второго, чтобы перекрыть выход, пока первый пытался выскочить, убийца успевал передернуть затвор. Убитых выбрасывали за борт и шли за новой партией.

Но с последней парой, а это были два брата, у стрелка получилась накладка. Заклинило затвор. Счастливчику удалось сбежать. Его искали всю ночь и весь день, но так и не смогли обнаружить. Где он сумел спрятаться – неизвестно. Даже на суде об этом не говорилось, но судя по тому, что в ходе расследования часто упоминался бассейн, наверное, именно он оказался спасительным местечком. В то время бессейн как раз не использовался по назначению, туда сбрасывали брезент и всякий хлам.

Во время короткой стоянки в порту, видимо, когда был отлив и «Руби» «присело», сравнявшись с причалом, чудом уцелевшему смертнику удалось сбежать. Он явился на судно уже с полицией и опознал убийц.

В первый день взяли под стражу непосредственных исполнителей этого зверского убийства. На второй – арестовали капитана: он отвечает за все, что происходит на борту судна.

Дело находилось на рассмотрении около трех лет. Все обвиняемые были приговорены к пожизненному заключению и сейчас отбывают наказание во Франции, только в разных тюрьмах.

- Да, леденящая кровь история. Говорят, американцы даже фильм на этот сюжет сняли.

- Действительно, такой фильм есть. Он вышел четыре года спустя после этой страшной драмы и называется «Смертельный рейс». Я пока так и не смог его приобрести. Но отзывы читал. Большинство зрителей назвали картину «несмотрибельной» из-за жестокости темы, заявив, что ее могут выдержать только люди с сильной волей и крепкими нервами. А капитана обвинили в слабоволии. Однако в фильме, снятом на конкретном факте, речь почему-то все же идет о русском экипаже.

К слову, после того жуткого случая правительство Франции значительно снизило штрафы за нелегалов.

Вернуться домой

- Петр Иванович, вы сказали, что на 28-й Генеральной ассамблее МЕФАК, которая пройдет этой весной во Владивостоке, будет, в частности, фигурировать дело капитана Ильницкого. В связи с чем?

- Он обратился с прошением перевести его на Украину, чтобы там отбывать срок своего наказания.

- Но ведь украинская тюрьма - это не старинный французский замок.

- Конечно, если говорить об условиях содержания. К слову, у Ильницкого отдельная камера с душем, холодильником, телевизором. Во французской тюрьме я видел из окна отличные волейбольные и баскетбольные площадки, футбольное поле, спортзал.

Даже работают там только по собственному желанию. Капитан Ильницкий трудится, он шьет обувь и получает за это, после всех вычетов, 1300 франков в месяц (чуть больше 200 долларов). На эти деньги он может покупать себе фрукты, овощи и даже пиво. Часть из этой суммы идет на специальный счет, деньги впоследствии могут быть переданы родственникам.

Но… на Украине у Ильницкого семья. Его сын тоже капитан. Он один раз приезжал к отцу в тюрьму, жена тоже. Капитан хочет умереть на родине. К тому же он рассчитывает на помилование. Его вина и вина старпома несравнимы. А наказание они получили одинаковое. Конечно, с капитана спрос особый. И все-таки…

МЕФАК на своей очередной ассамблее собирается поднимать вопрос о капитане Ильницком не для того, чтобы его осудить или оправдать. Федерация намерена поддержать его прошение, он имеет на это полное право. К слову, эта крупнейшая международная организация создана как раз для того, чтобы участвовать в судьбе капитанов, как бы сложно она ни складывалась. Резолюцию по этому поводу мы планируем направить министру юстиции, а может быть, даже самому президенту Франции.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток»