Рыбаки второго сорта

Япония продолжает ужесточать меры, направленные против российских промысловиков. Во вчерашнем номере “В” мы уже рассказали о барьерах, которые японские власти наконец-то возвели на пути контрабанды российских морепродуктов. Однако эта “беда” для наших рыбаков оказалась не одна.

10 апр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1150 от 10 апр. 2002

 Япония продолжает ужесточать меры, направленные против российских промысловиков. Во вчерашнем номере “В” мы уже рассказали о барьерах, которые японские власти наконец-то возвели на пути контрабанды российских морепродуктов. Однако эта “беда” для наших рыбаков оказалась не одна.

Одновременно представители соответствующих структур Страны восходящего солнца заявили, что в ближайшее время существенно “прижмут” каналы поступления дешевых японских автомобилей в Россию. Выступая на пресс-конференции в Токио, министр рыболовства Японии Цутому Танабэ сообщил, что его ведомство подготовило распоряжение, запрещающее погрузку машин на рыболовные суда под российским флагом. Эта практика, по мнению японцев, дезорганизует работу рыбных портов, создавая различные аварийные ситуации. Кроме того, по данным японской полиции, именно на многочисленных сейнерах и траулерах с российским триколором вывозится большая часть краденых машин, поскольку соответствующий контроль в рыбных портах налажен слабо.

По подсчетам японских экспертов, только на рыбацких судах в Россию вывозится ежегодно до 50 тысяч подержанных автомобилей. Если объявленные меры вступят в силу, то не исключено, что уже к концу весны такая возможность исчезнет.

Стоит отметить, что удар по автомобильным интересам стал лишь фрагментом общего наступления японских властей на деятельность экипажей российских рыбацких судов в портах островного государства. Дело в том, что в Японии давно уже принят и действует закон “О регулировании рыболовства иностранцами” (само существование такого государственного акта понятно – рыба и морепродукты имеют для нации более чем стратегическое значение). Однако до последнего времени применялся он в точном совпадении с российской поговоркой: «Закон что дышло – куда повернешь, туда и вышло». То есть существуют как бы два варианта применения законодательной нормы – жесткий и мягкий. И до последнего времени наши рыбаки проходили именно по мягкому варианту, в соответствии с которым они по сути дела приравнивались к морякам торгового флота. Существовало даже специальное распоряжение, согласно которому российские суда с морепродуктами на борту считались грузовыми, что давало право всем членам их команд в течение 15 суток свободно сходить на берег для отдыха и покупок. На днях министерство юстиции Японии это распоряжение отменило, и теперь, когда японцы начали жестко трактовать дух и букву закона, выяснилось, что право схода на берег имеют только те члены экипажа, которые занимаются оформлением документов на приход и отход судна с портовыми властями, и те, кто отвечает за закупку воды, топлива и продовольствия. Узок круг этих людей…

Однако любая палка имеет два конца. И немедленно – с введением в действие нового механизма – в рыбных портах Японии (в первую очередь, естественно, на Хоккайдо) началась неразбериха.

Так, 3 апреля в порт Ханасаки пришло из Южно-Курильска четыре судна, которые сдали в общей сложности примерно 37 тонн живого морского ежа. 60 членов экипажа этих четырех судов запросили разрешения сойти на берег. Но местное отделение службы иммиграционного контроля, руководствуясь новыми вводными, разрешило сойти на берег для соответствующих закупок только шести членам экипажа, остальным 54 рыбакам такого разрешения выдано не было. В порт Вакканай утром 4 апреля зашло два российских судна с крабом. На берег было разрешено сойти по одному члену экипажа с каждого судна.

Подобные шаги властей вызвали резкое неприятие и даже попытки противодействия (что весьма нехарактерно для законопослушной Японии) со стороны представителей местного бизнеса. Председатель торгово-промышленной палаты города Немуро Китамура Нобухито заявил журналистам: “Я удивлен. Хорошо бы вернуться к той ситуации, когда все члены экипажей российских судов смогли бы сделать покупки. Надеюсь, что это временные меры, мы будем следить за развитием ситуации”. А мэр этого же города господин Фудзирава подчеркнул: “Теперь у нас может резко измениться экономическая ситуация, которая отстраивалась последние 10 лет. Я буду требовать от министерства рыболовства смягчения этих мер”.

Логика японских чиновников вполне очевидна. По осторожным подсчетам специалистов, только в одном порту Ханасаки в последнее время ежегодно регистрировалось около 20 тысяч сходов на берег российских моряков. Магазинам, барам, ресторанам и баням только одного этого города они оставляли порядка 14 миллионов долларов чистой прибыли. Подобные цифры нетрудно привести по Момбэцу и Отару, Кусиро и Вакканаю.

…По последней информации с Хоккайдо, сейчас японцы, не теряя лица, пытаются осторожно давать задний ход. Экипажам российских рыболовных судов, последними заходивших в Ханасаки, разрешили сход на берег в полном составе.

Однако ни одни наш рыбак, направляющийся сегодня через море, не может быть абсолютно уверен, что сможет ступить на японскую землю. А главное, возможное смягчение применения закона “О регулировании рыболовства иностранцами” никак не повлияет на надвигающийся запрет на вывоз подержанных автомобилей рыболовными судами…

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, «Владивосток»