«Дальний Восток у меня в крови с детства…»

24 декабря 2001 года исполняется 100 лет писателю Александру Фадееву. А 28 сентября в ДВГУ, в Институте русского языка и литературы, пройдет научно-практическая конференция на тему “Творчество Фадеева в контексте русской литературы ХХ века”. Действительно, возьмет ли с собой в жизнь героев “Разгрома” и “Молодой гвардии” нынешнее молодое поколение читателей или их автор останется лишь строкой в учебниках по истории литературы? Каким видится творчество писателя с высоты сегодняшних дней и всяческих общественных преобразований?

10 апр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1150 от 10 апр. 2002

24 декабря 2001 года исполняется 100 лет писателю Александру Фадееву. А 28 сентября в ДВГУ, в Институте русского языка и литературы, пройдет научно-практическая конференция на тему “Творчество Фадеева в контексте русской литературы ХХ века”. Действительно, возьмет ли с собой в жизнь героев “Разгрома” и “Молодой гвардии” нынешнее молодое поколение читателей или их автор останется лишь строкой в учебниках по истории литературы? Каким видится творчество писателя с высоты сегодняшних дней и всяческих общественных преобразований?

На конференцию приглашены учителя школ, работники библиотек, все те, кто интересуется творчеством писателя.

А сегодня мы лишь пролистаем некоторые страницы творческой биографии писателя…

Александр Фадеев был глубоко связан во всем своем творчестве с Дальним Востоком. Мы не случайно называем писателя своим земляком. Семья Фадеевых (мать, отчим, дети) приехала во Владивосток осенью 1908 года, когда Саше еще не исполнилось семи лет. Во Владивостоке у них было пристанище – семья Сибирцевых: мать Фадеева была сестрой Марии Владимировны Сибирцевой. Жили периодами во Владивостоке, в Ольге, в Саровке, в Яковлевке, но в основном в Чугуевке.

Гимназия, встречи, юношеская влюбленность – все это отойдет на второй план под влиянием грозовых событий времени. Революция, гражданская война, красные, белые, колчаковцы, интервенты… Мир раскололся: надо было решать, “куда идти, в каком сражаться стане”. Белые призвали на помощь интервентов: могли ли они пользоваться самой широкой поддержкой? Выбор был сделан. В боях под Спасском Фадеев был ранен. Затем участие в боях на Амуре, под Хабаровском, Благовещенском, станцией Борзя. Фадеев становится военным комиссаром. В марте 1921 года в качестве делегата Х партсъезда оказался в Москве. Так закончился для Александра Фадеева 13-летний дальневосточный период. А творчески он вызовет первые повести, знаменитый роман “Разгром”, незавершенный роман “Последний из удэге”.

Но привязанность к Дальнему Востоку останется на всю жизнь. Побывать здесь ему удалось дважды, оба раза в тридцатые годы.

Первый раз поездка была связана с “работой над современным дальневосточным сценарием”. Это внешняя причина, деловая часть поездки. А внутренняя была более глубока и драматична. Осложнились отношения с Горьким, советовавшим не зацикливаться целиком на организационной работе, а больше писать. Происходит разрыв с первой женой, писательницей Валерией Герасимовой. Писатель убеждался, что нельзя успешно работать, живя только в столице.

“Придя к убеждению о необходимости переменить обстановку, я решил уехать на Дальний Восток” (из статьи “В родном краю”). 29 августа 1933 года с группой кинорежиссера А. Довженко он выезжает на Дальний Восток.

Все пять месяцев на Дальнем Востоке были насыщены поездками по краю, встречами с друзьями, с молодыми авторами и, разумеется, творческой работой.

Хабаровск, Биробиджан, Николаевск-на-Амуре, Сахалин, Владивосток, целый месяц в походе таежными приморскими тропами...

8 сентября 1933 года в редакции “Тихоокеанской звезды” (шла подготовка к первому съезду писателей) состоялось заседание Дальневосточного оргкомитета Союза писателей. Фадеев сказал здесь такие слова: “Нам нужна литература осмысленная, глубокая, философская. Этого нельзя сделать, если оторвешься от конкретности, от живой действительности, не будешь знать своего края. Особенно хорошо нужно знать свой край дальневосточникам. Дальневосточная тематика становится сейчас международной тематикой, далеко выходя за рамки, масштабы, границы Дальнего Востока…” Это было верно тогда, верно и сейчас, когда власть имущим кажется, что литература регионального плана может быть сброшена под откос…

В свою вторую поездку на Дальний Восток Фадеев пробыл здесь почти год. С 1 марта 1935 года он становится ответственным редактором журнала “На рубеже”. Конечно, поручение краевых руководителей “редактировать журнал” шло не только от желания опереться на авторитетного писателя, но и от явной перестраховки. Все-таки основную работу приходилось делать местным писателям.

Но большая часть времени на этот раз была отдана работе над третьей книгой романа “Последний из удэге”.

Конечно, волновали московские дела, хотелось вернуться в Москву на коне: ведь роман критиковали в печати, подчас зло и необъективно. Фадеев испытывал чувство необыкновенного одиночества: разлад с женой стал необратимым. Это видно по его письмам того времени и по стихам местного поэта Вячеслава Афанасьева, с кем Фадеев “заливал” тоску.

И в общественном воздухе ощущалось неблагополучие – надвигалась пора репрессий, которая захватит своим смерчем и друзей Фадеева по партизанским годам, не обойдет и самого писателя: придется отводить от себя клевету, подчас отказываясь от друзей…

Фадеев как мог помогал писателям-дальневосточникам. В 1938 году он рекомендует издать в библиотеке “Огонек” стихи “талантливого поэта с Дальнего Востока – Вячеслава Афанасьева”. Он поддерживает издание книги В. Тренева “Путь к океану” – о Невельском. Рекомендует переиздать книгу С. Диковского “Приключения катера “Смелый”, обращает внимание издательства на роман П. Сычева “У Тихого океана”…

Литература создает духовную основу общества. Но развитие литературы требует внимания общества. Помнится, не в такие уж давние времена один из руководителей края любил возглашать: “Дайте нам маленького Фадеева, и мы поможем писательской организации”. Не будем говорить, как помогали, запрещали, держали и не пущали, – это вопрос другой статьи. Но все же именно в нашей писательской организации вырос целый ряд писателей, без произведений которых русская литература была бы неполной. От Фадеева нам досталось глубокое чувство веры в то, что дальневосточная тема – одна из важнейших в русской литературе.

Автор: Сергей КРИВШЕНКО, профессор, зав. кафедрой русской литературы ХХ века ДВГУ