Счастье из пробирки

30 лет она ходила по врачам и жила одной мечтой – родить. И родила в 47. Хорошего здорового мальчика, которого зачали в пробирке врачи. Вот такое оно, счастье.

5 апр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1148 от 5 апр. 2002

30 лет она ходила по врачам и жила одной мечтой – родить. И родила в 47. Хорошего здорового мальчика, которого зачали в пробирке врачи. Вот такое оно, счастье.

Многолетнее бесплодие, боль и слезы - вот истории жизни пациенток владивостокского медицинского центра ЭКО и эндоскопической хирургии в гинекологии. С 1998 года здесь практикуют метод экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Первая в крае девочка “из пробирки” родилась 24 августа 1999 года, а на следующий день появился мальчик. Всего за эти годы с помощью приморских врачей мир стал больше на 47 малышей.

Скорее всего эта цифра необъективна. Родители далеко не всегда спешат рассказать врачам о своем выстраданном счастье. Наоборот, о том, что ребенок – “из пробирки”, стремятся поскорее забыть. Часто переезжают в другой город, подальше от любопытных глаз. Но есть и такие, кто не боится дать надежду другим. На стене в центре ЭКО висит стенд “Наши дети” - десятки фотографий с трогательными беззубыми улыбками, открытыми перед будущим взглядами, насупленные или орущие, в слезах, мордашки - долгожданные дети.

Таинство свершается в чашке

Как пояснила репродуктолог центра ЭКО Елена Лебедева, сначала метод экстракорпорального оплодотворения предназначался только для женщин с абсолютной формой бесплодия. На сегодняшний день мировая практика изменилась: если после проведенного консервативного лечения в течение года не наступает беременность, женщине рекомендуют вспомогательные репродуктивные технологии, в частности ЭКО. Чем раньше она обратится к врачу (например, в 20-25 лет), тем больше шансов на успех. И все-таки в столь тонкой сфере правила диктует природа. Даже после наступления беременности часто случаются выкидыши, замершие беременности. Во всем мире эффективность метода равна 25-30 процентам.

Кстати, собственно пробирки здесь ни при чем. Таинство происходит в стеклянных чашечках. Путь, по которому ведут будущих родителей врачи, сложен. По словам эмбриолога Ольги Беликовой, сначала супруги проходят полное медицинское обследование. Когда репродуктологи считают, что пара готова, женщине вводят специальные гормоны, способствующие выработке яйцеклеток. Их извлекают с помощью пункции, отмывают и помещают в среду, приближенную к женскому организму. Параллельно обрабатывается сперма. После оплодотворения эмбриологи ставят чашки в инкубатор и наблюдают за развитием эмбрионов. Первые дни жизни (от трех до пяти суток) будущие дети проводят в инкубаторе. Правда, родиться суждено не всем из них. Врачи выбирают три-четыре самых качественных эмбриона и подсаживают их в матку.

Чтобы увеличить шанс наступления беременности, подсаживают сразу несколько эмбрионов: в Америке – четыре-пять, в Англии – не более двух, у нас в Приморье – три-четыре. Не каждый из них сможет развиться, но часто счастливые мамаши все-таки рожают сразу тройню или двойню.

Блондины на заказ

Бывает, что по показаниям для оплодотворения яйцеклеток используется донорская сперма. Доноров в центре ЭКО проверяют почти как космонавтов, естественно, в первую очередь оценивают здоровье. Но все равно гарантировать на все 100, что со временем у ребенка не вылезет какое-нибудь генетическое заболевание, не может никто. Впрочем, как и у зачатых естественным путем. Природа распорядилась так, что проверить сперму досконально невозможно. Тьфу-тьфу, из рожденных в Приморье детишек здоровы все.

Кроме того, у доноров проверяют интеллектуальные способности, учитываются их внешние данные, рост, национальность. Врачи смеются: женщины сплошь и рядом заказывают высоких светловолосых с голубыми глазами. Делают блондинов. А вот заказать пол ребенка обычно никто не хочет. Беременность настолько желанна, что родители рады и девочке, и мальчику.

Для оплодотворения в нашем центре ЭКО используется криоконсервированная сперма, то есть замороженная. Такая сперма считается самой надежной. Врачи могут проверить ее на наличие ВИЧ еще раз через полгода. И только если анализ чист, донорскую сперму используют для оплодотворения. Срок хранения на эту сперму ограничен вечностью. К слову, за границей многие мужчины сдают сперму в банк: мало ли что. Кроме того, в банке женщины могут хранить свои хорошие эмбрионы. Если пересаженные не приживутся, можно использовать запасные, или вдруг через год захочется родить еще.

Будущие родители и донор никогда не встречаются. Отношения они оформляют документально. В частности, донор обязуется не искать своего ребенка. Правда, никто и не пытается. Донорами спермы становятся из-за денег (получают за это дело около 700 рублей). К тому же, по существующему законодательству, донором может быть только женатый мужчина до 40 лет, обязательно имеющий детей.

Врачи спорят с богом?

Метод экстракорпорального оплодотворения вызывает массу разных мнений. Его противники считают, что врачи решили поспорить с богом: мол, нет у пары детей, значит, таким образом господь решил прервать родовую ветвь. Сторонники этой теории распространяют информацию о том, что дети, рожденные “из пробирки”, бездуховны, эгоистичны, жестоки по отношению к родителям и сверстникам.

- Наоборот, они самые любимые и желанные. Они даже более развиты, чем обычные дети, потому что для пересадки в лоно матери отбираются самые качественные эмбрионы. Потом, родители идут к этой беременности ТАКИМ путем, что отдают детям все, что могут, - в один голос говорят репродуктологи.

Действительно, в каких грехах можно упрекнуть женщину, ставшую бесплодной после сложных родов или несчастного случая? Растет сегодня и число “жертв” нашей экологической ситуации. На первое место среди сугубо женских болезней выходят эндометриозы. Причин возникновения этого заболевания много: перенесенный грипп, занятия спортом или сексом в критические дни, но основная – ослабленный иммунитет. Увеличивается и число бесплодных мужчин. Посмотришь со стороны – красавец спортсмен, а сперма абсолютно “мертвая”. В итоге в Приморье каждая четвертая супружеская пара сталкивается с проблемой бесплодия. Репродуктолог Татьяна Берестовая считает, что в каждом городе должен быть свой медицинский центр ЭКО, потому что через 20-30 лет бесплодных пар станет еще больше. Пока этот центр во Владивостоке – единственный на весь Дальний Восток. За детьми сюда едут с Камчатки, Сахалина, из Биробиджана, Хабаровска.

Операция ЭКО стоит отнюдь не дешево – 2,500-3000 долларов. Нигде в мире экстракорпоральное оплодотворение не проводится бесплатно. Правда, во многих странах, в том числе в России, помощь малообеспеченным семьям оказывает государство. В Москве и Санкт-Петербурге каждый год оплачивают ЭКО нескольким парам, на Сахалине власти решили выделить из бюджета деньги девяти семьям. В Приморье такой поддержки нет.

Основные клиенты клиники – семейные пары со средним достатком. Ради будущего малыша продают все – квартиру, машину, гараж, занимают деньги у знакомых. Не всегда получается с первой попытки. Но со второй, третьей… Ради этого шанса люди идут на все.

Автор: Татьяна НАГОРНАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»