Острова преткновения. Южные Курилы как вопрос для совета безопасности

Полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский выступил с инициативой посвятить одно из ближайших заседаний Совета безопасности РФ социально-экономическим проблемам Южных Курил.

3 апр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1146 от 3 апр. 2002

Полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский выступил с инициативой посвятить одно из ближайших заседаний Совета безопасности РФ социально-экономическим проблемам Южных Курил.

Для подготовки доклада президенту и членам Совбеза полпред решил лично объехать три южнокурильских острова - Шикотан, Кунашир и Итуруп и познакомиться с работой важнейших рыбоперерабатывающих предприятий и учреждений социальной сферы.

На каждого жителя Южных Курил по статистике приходится три автомобиля. Хранят их, как правило, на улице или в деревянных сараях. Машина обходится местным жителям дешевле капитальных гаражей и тем более кирпичных или панельных домов. Да и зачем вкладывать деньги в капстроительство, если сомневаешься в будущем земли, на которой ты живешь, не уверен, в какой стране окажутся построенные тобой дома. За последние два года статистические данные не изменились. Количество машин увеличивается, но любой курильчанин скажет вам - люди начинают возводить жилье. Строят, потому что поняли: на материке их никто не ждет. Строят, так как у них начали появляться деньги (впервые в 2002 году жители Шикотана начали слать денежные переводы на большую землю). Строят, потому что государство подало им пример (только на строительство инженерно-технических сооружений федеральный бюджет выделил в этом году 150 миллионов рублей. Один только Курильский район в минувшем году освоил 21 миллион рублей из федеральных средств). Курильчане строят и потому, что поняли, что государство за них не построит дом, гараж или склад.

Федеральная целевая программа по социально-экономическому развитию Южных Курил предусматривает строительство сооружений для нормального функционирования энергетики и транспорта. На Итурупе за счет госбюджета построено 20 дорог и 16 мостов. Но этого крайне мало. Сегодня жители Итурупа мечтают о дороге от города Курильска до аэропорта «Буревестник». Это 59 километров. Нам повезло – несмотря на нелетную погоду, военное командование на свой страх и риск все же согласилось дать разрешение на вылет вертолетов. В итоге мы преодолели это расстояние за пятнадцать минут, не обращая внимания на напряженные лица пилотов и штормовой ветер, слишком часто меняющий свое направление. Большинству курильчан аренда вертолета не под силу. Они добраться до аэропорта могут только автомобилем. В определенную погоду и только с опытным водителем за рулем. В некоторых местах дорога прерывается. На пути вашего автомобиля возникают то горячие реки, то холодное море. Как правило, ездят на «КамАЗе». Для здешних даже новых дорог - это оптимальный способ передвижения. Местные жители мечтают об аэропорте в самом Курильске. Только тогда сюда будут поступать вовремя газеты и письма, продукты, легче будет добраться желающим поработать на путине.

Добраться до островов по морю – тоже изрядная проблема. Единственный грузопассажирский теплоход, курсирующий между Владивостоком, Сахалином и Итурупом, - «Марина Цветаева» становится на рейд в сотнях метрах от курильского берега. Далее пассажиров и груз матросы перевозят плашкоутами на берег. Пассажиры и грузоотправители молят господа, чтобы он к этой бухте Итурупа послал штиль. Сегодня здесь началось строительство портового пункта. Уже в конце года, вполне возможно, «Марина Цветаева» сможет пришвартоваться к пирсу. На Итуруп придет больше грузов, а транспортировка пассажиров станет безопасной. Но почему-то в строительстве портпункта заинтересовано не государство, а частный капитал. Пирс будет работать для всех жителей этого курильского острова, а строит причал на собственные средства АО «Гидрострой». ПортПУНКТ не превратился в ПУНКТ федеральной целевой программы по социально-экономическому развитию Южных Курил. Почему? Минэкономразвития России, корректировавшее программу, на все вопросы отвечает: «Денег мало. А важных объектов много». О том, какой объект важнее, вряд ли кто-то думал серьезно.

«Гидрострой» привык строить - компания понимает, что новый пирс будет служить жителям острова, большая часть которых является рабочими «Гидростроя». Кроме рыбоперерабатывающих предприятий на счету «Гидростроя» детский сад, общежитие для вахтовых рабочих, электростанция. Каждое второе здание на Итурупе, отвечающее современным требованиям, - это строения «Гидростроя». Но все коммерсантам не потянуть. А потому главным элементом пейзажа остаются деревянные бараки, крыша которых обита рубероидом. Его приколачивают к дереву гвоздями и крышками от консервных банок. Банки ржавеют через несколько месяцев, придавая и без того уродливому дому совсем неэстетичный вид…...

На побережье Шикотана - кладбище погибших кораблей. Их выбросило на берег цунами. А рядом - разрушенный землетрясением дом культуры. Забытый и разграбленный рыбоконсервный комбинат. 20 лет назад он выпускал четвертую часть всех российских рыбных консервов. К разрухе и бесхозяйственности на островах по очереди прилагали усилия – то человек, то природа. Но сама природа оставалась загадочной и неповторимой. Тонущий в облаках вулкан Менделеевский, зеленая трава среди снегов, незамерзающие реки, бескрайние просторы Тихого океана…...

Природа подарила островам необычайно редкий дар – геотермальные источники. Подземные горячие воды позволяют всю зиму расти траве, привлекать косяки рыбы, вырабатывать электроэнергию. Федеральные власти заинтересованы в развитии мощностей геотермальной станции «Океанская» на Итурупе или «Менделеевская» на Кунашире. В этом году будет завершено строительство теплотрассы от «Горячего пляжа» к поселку Южно-Курильску. Благодаря этому остров может избавиться от завоза твердого и жидкого топлива. В энергетическом плане это потенциально самодостаточные территории. Себестоимость электроэнергии, выработанной геоТЭС, в 3-4 раза меньше энергии, произведенной дизельной электростанцией. Но почему-то дружеская соседняя Япония строит и настаивает на строительстве на островах только дизельных электростанций, пытаясь поставить острова в зависимость от поставок угля и мазута. Япония делает это с привычной для нее улыбкой, параллельно приглашая курильчан отдохнуть в выстроенный на Кунашире домик русско-японской дружбы – единственное, к слову сказать, место отдыха жителей Южно-Курильска. А пока уголь везут на острова, перегружая его в портах Сахалина по нескольку раз. В итоге он становится таким дорогим, что его попросту жалко жечь в печи.

Природа подарила курильчанам богатейший прибрежный лов. Только на Южных Курилах вы найдете двенадцатикилограммовую треску, а в июне за день на удочку (только на очень крепкую) вам удастся поймать с десяток пятидесятикилограммовых палтусов. Таких размеров палтуса я увидел впервые на рыбоперерабатывающем комплексе «Ясный» в поселке Китовом. По мнению гурманов, только вблизи Курил –самые вкусные морская капуста, сайра, треска, краб. На рыбокомбинате «Островной» в этом году начнется выпуск консервов с копченой сайрой с добавлением масла.

И все-таки здесь никто не знает точно, надежда или разруха победит на Курилах. Курильчанам остается только верить. За два года в Курильске силами верующих возведен православный приход. На самой южной точке курильских островов в поле видимости японцев установлен православный крест. Здесь верят в помощь бога и в здравомыслие власти, обещавшей не забыть островитян.

Автор: Евгений АНОШИН, специально для «В»