Константин Пуликовский. По России с Ким Чен Иром

На обратном пути за неделю до прибытия литерного поезда в Хабаровск в местную милицию поступило сообщение, что городским стражам правопорядка также придется охранять Ким Чен Ира. В этой операции участвовало около тысячи милиционеров. За сутки до того, как мы неспешно въехали в Хабаровск, в ГИБДД этого города проверили все машины, которые должны были возить северокорейского лидера и его свиту. Автомобили – джипы японского производства, германские «Мерседесы» и российские «Волги» - гоняли, чтобы убедиться в надежности их тормозов. Машины также проверили на наличие взрывчатки, после чего опечатали и выставили возле них охрану.

29 март 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1144 от 29 март 2002
Начало в номере «В» от 26 марта.

В хабаровских магазинах

На обратном пути за неделю до прибытия литерного поезда в Хабаровск в местную милицию поступило сообщение, что городским стражам правопорядка также придется охранять Ким Чен Ира. В этой операции участвовало около тысячи милиционеров. За сутки до того, как мы неспешно въехали в Хабаровск, в ГИБДД этого города проверили все машины, которые должны были возить северокорейского лидера и его свиту. Автомобили – джипы японского производства, германские «Мерседесы» и российские «Волги» - гоняли, чтобы убедиться в надежности их тормозов. Машины также проверили на наличие взрывчатки, после чего опечатали и выставили возле них охрану.

В ночь с 12 на 13 августа милицейские посты проводили «зачистку» площади перед железнодорожным вокзалом – настоятельно рекомендовали водителям убрать их авто. Потому утром, когда наш поезд прибыл на первый путь вокзала, площадь перед ним была совершенно пуста.

Кортеж Ким Чен Ира отправился в путь по Хабаровску в девять часов утра. Скорость держалась 80 километров в час. Впереди шел «разгонный» автомобиль ГИБДД. В его задачу входило предупреждение всех о том, что следует колонна, ее необходимо пропустить. Затем шла еще одна «разгонная» машина, и только за ней – все остальные.

Перед экскурсией Ким Чен Ира по городу на тех дорогах, по которым он должен был проехать, ограничили движение всего транспорта, кроме общественного: трамваев, троллейбусов, автобусов. Но как только высокопоставленный гость отъехал от вокзала, их тоже остановили. Казалось, все было предусмотрено для безопасной поездки северокорейского лидера по улицам Хабаровска. Но на одном из перекрестков беспокойство охраны вызвал грузовик ЗИЛ-130. Он заглох, его своевременно не оттащили в сторону. Колонне легковых автомобилей пришлось с некоторой предосторожностью объезжать препятствие. В Хабаровске это был, пожалуй, единственный случай, не предусмотренный сценарием встречи гостя с Корейского полуострова. Все остальное прошло так, как намечалось программой.

За два часа до прибытия Ким Чен Ира в музей, в магазины, на комбинат детского питания их обследовали кинологи из отряда милиции особого назначения. С четырьмя овчарками, «воевавшими» в Чечне, они прошли все эти объекты. Ничего тревожного не обнаружили, о чем составили соответствующие акты для Федеральной службы охраны и Федеральной службы безопасности. Также заранее проверялись подвалы и чердаки в зданиях, стоящих по пути следования Ким Чен Ира. Все подвалы закрыли на замки, там, где замков не оказалось, поставили милицейские посты. Была и «высотная» охрана, она наблюдала за безопасностью нашего гостя с крыш.

Ровно в 10 часов утра кортеж Ким Чен Ира подкатил к Центральному универмагу. Только глава КНДР вышел из машины в сопровождении охраны, как над магазином раздался резкий колокольный звон. Все вздрогнули от неожиданности, охрана напряглась, но Олег Кузенков, директор универмага, показал на часы, установленные на башне здания. Громче кремлевских курантов они отбивали время. Хабаровчане привыкли к их оглушительному звону; наш высокопоставленный гость и его охрана не знали этого, потому бой часов восприняли с некоторой опаской.

Охрана «отсекла» от Ким Чен Ира, директора ЦУМа и переводчика всех сопровождающих. Втроем они отправились по магазину. Сначала зашли в отдел парфюмерии, здесь в застекленных витринах была выставлена дорогостоящая косметика. Ким Чен Ир спросил, кто поставляет ее в Хабаровский край. Получил ответ, что парфюмерия закупается во Франции и США.

Дальше глава КНДР проследовал в отдел, специализирующийся на продаже горнолыжного инвентаря и спортивной одежды лучших зарубежных компаний. Ким Чен Ир медленно шел вдоль стеллажей с товарами, ощупывал их, пальцами тер ткань, определяя ее качество. В отделе мужской одежды внимание гостя привлекли брюки, костюмы и пальто. Он спросил у директора универмага, почему одни брюки с манжетами, а другие без них. Тот пояснил, что возвращается мода на брюки с манжетами, потому магазин стал завозить такой товар.

Особый интерес Ким Чен Ира вызвал стенд с мужской обувью из Италии и Испании. На самых дорогих башмаках был ценник, указывающий, что они стоят 12 тысяч рублей.

- Неужели у вас покупают такую дорогую обувь? - спросил Ким Чен Ир.

- Да, по одной-две паре каждый день, - ответил директор.

Гость из КНДР подозвал одного из своих специалистов, следовавших на почтенном расстоянии за его спиной, стал ему что-то говорить. Тот быстро записал в блокнот слова полководца. В течение экскурсии по магазину Ким Чен Ир еще не раз подзывал этого человека, который записывал указания руководителя.

Когда северокорейский лидер выходил из торговых залов первого этажа, на одной из стен увидел фотоплакат с портретами двух человек – высокого и небольшого роста. Высоким был Олег Кузенков.

- А это кто такой? – спросил Ким Чен Ир, показав пальцем на человека, на плакате стоящего рядом с директором универмага.

- Это губернатор Хабаровского края Виктор Иванович Ишаев, - ответил Олег Анатольевич.

Около трех секунд Ким Чен Ир молча рассматривал плакат, затем пошел дальше.

На удивление легко взбежал он на второй этаж универмага, простучав по ступенькам лестницы узконосыми туфлями на высоких каблуках. Здесь одним из мест посещения стала парикмахерская. Ее открыли для обслуживания продавцов. Непричесанные девушки, да еще без маникюра, за прилавки не допускаются.

По торговым залам второго этажа Ким Чен Ир шел, также постоянно дотрагиваясь руками до обуви, одежды, игрушек. Предполагалось, что экскурсия руководителя КНДР по универмагу продлится 5-7 минут. Он провел в магазине полчаса, знакомясь с российской системой торговли промышленными товарами. На третий этаж Ким Чен Ир подниматься не стал, не заглянул и в кабинет директора, в котором гостей ждало угощение. Кортежу главы КНДР пора было двигаться дальше.

На улице директор универмага преподнес высокому гостю подарок – небольшую картину, выполненную из натурального балтийского янтаря. Изготовленная мастерами Калининградской области, она изображала уголок российской природы. На обратную сторону картины наклеили фотографию хабаровского универмага, экскурсию по которому совершил Ким Чен Ир. Он взял подарок, поблагодарил сотрудников магазина за прием и уехал. А через некоторое время в универмаг прислал подарок от себя – памятную серебряную монету, выпущенную в честь 50-летия основания Трудовой партии Кореи. На монете диаметром 40 миллиметров и весом 31 грамм изображены три могучие руки, держащие факел, молот и серп.

В поездке по городу Ким Чен Ир задавал множество вопросов: почему именно таким образом изолируются трубы теплотрасс? почему в строительстве используется кирпич, а не бетонные блоки? воруют ли цветной металл? как поддерживается и реставрируется жилой фонд? Пояснения давал вице-губернатор Хабаровского края Александр Попов, сопровождавший северокорейского лидера и постоянно находившийся с ним в одном автомобиле. Зашел разговор о корейцах, проживающих в крае. Александр Владимирович сказал, что их около восьми тысяч, они трудолюбивы, добиваются успехов в любой области, которую избирают, будь то экономика, медицина или образование. Ким Чен Ир одобрительно отреагировал на слова вице-губернатора, глубокомысленно изрек: «Да, корейцы – народ жизнестойкий, всегда найдет свое место». В другой раз, обсуждая проблему, связанную с употреблением молодыми людьми наркотиков, заметил, что это сильно и его волнует как главу государства: «У себя на родине я велел расстреливать как продавцов наркотиков, так и тех, кто их употребляет, - у нас большое население. А вот китайцев, способствующих распространению наркотиков, приказал бить палками. - И жестко добавил: - Если у вас попадутся корейцы-наркоманы, я разрешаю вам – расстреливайте их».

Это предложение Ким Чен Ира заставило меня задуматься. На заседании Совета безопасности России рассматривался вопрос о наркомании. Президент страны видит в распространении наркомании угрозу безопасности России. Наше государство стало предметом экспансии международного наркобизнеса. С 1990 года число наркоманов в России выросло в десять раз и достигло 950 тысяч человек. Не менее 2,5 миллиона россиян вовлечено в незаконный оборот наркотиков. Если следовать предложению Ким Чен Ира, страна со временем может остаться без населения.

В краеведческом музее Ким Чен Ир оставил автограф в Книге почетных гостей. Как говорят сотрудники музея, сейчас с этой Книгой отзывов фотографируются все, кто приезжает из КНДР, трогают надпись рукой, восхищаются.

Я пригласил Ким Чен Ира посетить резиденцию полномочного представителя президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. Мы поднялись в кабинет, который я сейчас занимаю. Ким Чен Ир попросил показать прямой телефон связи с президентом, задержался возле моего стола, задумался.

Потом мы поднялись на самый верхний этаж, фактически на крышу, где у нас разбит зимний сад. Из него через огромную стеклянную стену открывается вид на Хабаровск. Гость окинул панораму взглядом и сказал: «Строек у вас много, это хорошо! Видно, что город развивается. Хочу еще раз приехать в Россию, ближе познакомиться с Хабаровском, Владивостоком и другими городами».

Экскурсию по Амуру Ким Чен Ир совершил на пассажирском теплоходе «Москва-75».

На нем путешествовали премьер-министр Малайзии, сын Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева, бывший при высокопоставленном отце заместителем министра внешнеэкономических связей СССР, нынешний президент Азербайджана Гейдар Алиев, два десятилетия назад входивший в состав правительства Советского Союза. Но самым именитым пассажиром «Москвы-75» стал Ким Чен Ир.

За сутки до приезда Ким Чен Ира в Хабаровск все работы на «Москве-75» закончились, был составлен акт технического состояния теплохода. Его спустили на воду, отвели на специальную стоянку, выставили охрану из сотрудников ФСБ. Один из них облазил все закутки судна в поисках взрывных устройств, хотя все знали, что их на речном лайнере и быть не может.

В день прогулки на теплоход с утра начали завозить продукты из ресторана «Аквариум». Он был построен на территории аэропорта в 1961 году как временный для того, чтобы в нем смог пообедать глава одного зарубежного государства.

На «Москве-75» в качестве хлебосольного встречающего выступал директор «Аквариума» Марат Алексеевич Гатин, заслуженный хабаровский ресторатор, лауреат национальных премий в области ресторанного бизнеса. Много интересного довелось ему повидать, принимая в своем ресторане гостей из различных стран.

Никакой предварительной заявки, что приготовить для Ким Чен Ира, в ресторан «Аквариум» не поступало. Но, зная вкусы корейцев, Марат Гатин велел приготовить побольше морепродуктов.

Условия жизни на пассажирском теплоходе, можно сказать, были приближенные к «полевым», что привносило в атмосферу приема непринужденность и естественность. Ким Чен Ир с удовольствием пробовал все блюда: наши повара оказались ничуть не хуже его корейских с французской выучкой. Обслуживали гостей стройные русоволосые девушки из «Аквариума». Между столом и бортами теплохода были очень узкие проходы, но официанткам удавалось вписываться в них.

В полной неожиданными событиями «ресторанной» жизни Марата Гатина визит северокорейского лидера пополнился еще одной интересной страницей. Уже заканчивалась прогулка по Амуру, когда к нему подошел помощник Ким Чен Ира и на чистом русском языке, показывая на краюшку черного «бородинского» хлеба, спросил: «Можно купить у вас такой хлеб? Мы заплатим». Марат Алексеевич сказал, что проблем с доставкой хлеба – в качестве подарка – никаких не будет. «Сколько нужно буханок?» Последовал ответ - десять. Только ресторатор дал по телефону распоряжение привезти понравившийся «бородинский», как вновь подходит человек из свиты Ким Чен Ира, уточняет: «А можно двадцать булок?» Получает утвердительный ответ и держится потом на берегу рядом с Гатиным, чтобы забрать хлеб. В суете они отстают от кортежа и нагоняют российско-корейскую делегацию лишь на железнодорожном вокзале - но поезд уже набирал ход. Гатин расстроился, хотелось людям сделать доброе дело, а вышло наоборот. Даже помощник главы КНДР отстал от поезда. Кореец по-русски утешил – ничего, в Пхеньяне он будет раньше своего руководителя, в хабаровском аэропорту стоит самолет, он улетит на нем. Вот только как хлеб сохранить свежим?

Марат Алексеевич рассказал о старинном сибирском способе. Хлеб помещают на мороз, а затем используют по мере необходимости. Но температура должна быть не выше минус 20 градусов. Вооруженный рецептом сохранения хлеба способом глубокой заморозки, помощник Ким Чен Ира взял сумку с булками и отправился в аэропорт. Но все это было после прогулки по Амуру.

Экскурсию по реке назначили на 13 часов. Кортеж Ким Чен Ира прибыл к теплоходу минут на сорок раньше. Пришлось дожидаться некоторых высокопоставленных дальневосточников, приглашенных прокатиться по реке с лидером КНДР. У трапа «Москвы-75» стоял вахтенный матрос. Охрана Ким Чен Ира оттеснила его в сторону, пропустила своего руководителя, он спустился в салон для приема гостей. Все это время капитан Анатолий Губин дежурил в рулевой рубке с российским парнем из Федеральной службы охраны. В дальнейшем во время экскурсии капитан ни разу не вышел на палубу, в этом рейсе он был рулевым. Начинал плавать по Амуру матросом еще в 1960 году, в 16-летнем возрасте, потому лучше всех в экипаже знал, как вести «Москву-75» по реке.

На прогулку с Ким Чен Иром по Амуру отправились три судна. Впереди шел инспекторский катер «Патрульный-4», за ним - «Москва-75», последним следовал теплоход «Москва-205». Он был дублером основного теплохода: случись с нашей «Москвой» что-либо, полководца и всех остальных переправили бы на дублирующий речной лайнер.

В отличие от премьер-министра Малайзии, который обошел все прогулочное судно, Ким Чен Ир лишь один раз по моему предложению поднялся на верхнюю палубу подышать свежим воздухом, так как в салоне было душно. Нам вынесли пиво, по рюмке водки, закуску. Визит в Хабаровск не отличался особой протокольностью. Мы не соблюдали вплоть до минуты время посещения музея, магазинов, нашего представительства. По Амуру мы катались около двух часов. Караван из трех судов прошел 15 километров сначала вниз по течению, потом вверх и вернулся к дебаркадеру, от которого отчалил перед экскурсией. Через две недели после нее капитану теплохода Анатолию Губину вручили медаль, выпущенную в честь Трудовой партии Кореи и присланную в Амурское речное пароходство Ким Чен Иром. Памятные знаки вождя также были переданы в краеведческий музей и в администрацию Хабаровского края.

Как мне показалось, в Хабаровске глава КНДР отдохнул от всей души. Особенно это было заметно во время прогулки по Амуру. Он легко общался с артистами, выступившими перед нами с концертной программой. Их песни вольно лились над широкой рекой, доставляя всем удовольствие. Ким Чен Ир шутил, улыбался и не переставал удивляться панораме Хабаровска – одного из лучших городов Дальнего Востока. Он вел себя просто, раскованно, отвечал на все вопросы. Нашему командующему Дальневосточным военным округом, генерал-полковнику Юрию Николаевичу Якубову представил своего начальника генерального штаба. Два генерала живо беседовали, по всей видимости, нашли общий язык.

Ким Чен Ир сказал мне, что ему больше всего понравилось время, проведенное в Хабаровске. Действительно, в этом городе его принимали по-дальневосточному душевно, открыто, приветливо.

Не хотелось покидать Амур, менять его на стальные рельсы. Но путешествие «бронепоезда» заканчивалось, нас ждал Приморский край. Вечером мы поужинали с Ким Чен Иром и разошлись по своим вагонам. Я лег спать и проснулся только тогда, когда поезд подходил к станции Хасан на российско-корейской границе.

Автор: Окончание.