Из пике не вышел

Позавчера в тайге за дачами на Соловей-Ключе разбился боевой самолет «Су-27». Летчик катапультировался с высоты 500 метров.Корреспонденты «В» выехали на место аварии.

28 март 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1143 от 28 март 2002

Позавчера в тайге за дачами на Соловей-Ключе разбился боевой самолет «Су-27». Летчик катапультировался с высоты 500 метров.Корреспонденты «В» выехали на место аварии.

Это был рядовой учебный полет. В 16 часов с небольшим по местному времени 26 марта с «центрально-угловского» аэродрома (его еще называют «двойкой») поднялся в небо истребитель-перехватчик «Су-27» дивизии противовоздушной обороны 11-й армии ВВС и ПВО, прикрывающей небо российского Дальнего Востока. За штурвалом боевого самолета находился капитан 22-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО Александр Александрович Цветков.

Через две минуты после взлета офицер доложил на пункт управления полетами об отказе основной системы управления. Летчик решил перейти на резервную систему, о чем также сообщил начальнику полетов. Но, видимо, и это ему не удалось сделать. «Су-27» в этот момент удалился от взлетно-посадочной полосы всего на восемь километров на северо-восток и поднялся в небо менее чем на километр. В 16.15 с экранов радаров пропала «метка». Буквально сразу была объявлена тревога, и в 16.45 начались широкомасштабные поиски. Причем до самого последнего момента командование не знало, жив летчик или нет.

По радиомаяку удалось установить координаты места падения истребителя. Как сообщили журналистам газеты в главном управлении по делам ГО и ЧС края, трагедия произошла в 40-45 километрах на север от Владивостока в точке – 43,28 градуса северной широты и 132, 5 градуса восточной долготы. Это в квадрате между двумя дачными массивами - Соловей-Ключ и Кипарисово. Место совершенно глухое, сплошная тайга и несколько небольших хребтов.

С двух военных аэродромов (авиационного полка имени Ленина Дальневосточного военного округа и морской авиации Тихоокеанского флота) в небо поднялись два вертолета - «Ми-8» и «Ка-27». В аэропорту Артема под парами стоял геликоптер компании «Владивосток Авиа» со специалистами поисковой аварийно-спасательной службы обеспечения полетов. Однако их помощь не понадобилась. Военные «вертушки» летели на радиобуй. Сделав несколько кругов над лесным массивом, вертолетчики обнаружили место падения «сушки». В радиусе нескольких десятков метров были разбросаны обломки. С земли валил густой черный дым. Спустя несколько минут чуть в стороне экипажи боевых геликоптеров заметили летчика. Он был на ногах и по внешнему виду без особых ранений и травм. Условия местности – густые заросли, неровный склон не позволяли вертолетам приземлиться. Поэтому «вертушка» максимально низко зависла над землей. Был сброшен трап. Александр Цветков самостоятельно забрался по нему внутрь вертолета. Тот сразу же рванул в сторону базового аэродрома. Уже там капитана осмотрели военные врачи части, после чего офицера отправили в главный госпиталь Тихоокеанского флота.

Тем временем на поиски «черного ящика» на «КамАЗе» отправилась группа спасателей. Их выводили на точное место падения из кабины вертолета. Кстати, с воздуха предупредили, что на машине проехать невозможно и придется поисковикам следовать по тайге пешком через перевалы и распадки. Вслед за ними в район падения истребителя отправилась бригада репортеров «В».

В пути следования журналистам удалось найти очевидцев происшествия. Оператор АЗС на 723-м километре гострассы Виктор Макаров обратил внимание, что самолет пролетел мимо автомобильной магистрали на высокой скорости (звук довольно прилично отставал от самого борта). Истребитель на глазах Виктора Ивановича сделал «неестественный» поворот под прямым углом и, поднимаясь ввысь, скрылся за верхушками деревьев.

Благодаря наводке инспекторов постов ДПС ГИБДД водитель редакционной машины сумел подъехать довольно близко к месту падения «сушки». Это было в районе садоводческого кооператива «Мотор». Мы прибыли туда уже в темноте.

Возле одного из дачных домиков встретился охранник соседнего кооператива «Коммунальщик». Дмитрий Мельников случайно стал свидетелем произошедшего.

- Вообще-то боевые самолеты здесь летают довольно часто, отрабатывают различные приемы в воздухе, местные жители к ним привыкли и не обращали на них внимания. Но этот самолет привлек мое внимание. Он летел над линией электропередачи в каких-то трехстах метрах от меня и на небольшой высоте. Левое крыло его было ближе к земле, а правое устремлено в небо, как будто он собирался сделать вираж. Самолет и в самом деле пошел на разворот. Я уж хотел отвернуться. Но тут раздался негромкий хлопок. Из хвоста машины посыпались искры, наподобие бенгальских огней. После этого самолет завалился в пике, из которого уже не вышел. А спустя мгновение я услышал несильный взрыв. Это произошло примерно в паре-тройке километров от меня, уже за сопками. Еще через несколько минут над хребтом появился темный дым. Его сносило ветром в сторону. Видел ли, как катапультировался летчик? Нет. Если бы заметил, то сказал бы спасателям. Они тут были за час до вас. Отправились в тайгу на поиски «черного ящика».

Тем временем из Хабаровска во Владивосток прилетела специальная комиссия во главе с заместителем командующего 11-й армией ВВС и ПВО генерал-майором Сергеем Байнетовым. Вчера они приступили к выяснению всех причин происшествия. К месту падения «сушки» вылетел вертолет. С него на землю высадилась группа военнослужащих, они приступили к расчистке местности и сбору всех обломков истребителя-перехватчика. К моменту подписания этого номера в печать было еще неизвестно, обнаружен ли «черный ящик». От комментариев по поводу случившегося военные в Приморье всячески уклонялись. А вот министр обороны РФ Игорь Иванов в Москве сделал заявление: «Летчик потерпевшего аварию на Дальнем Востоке «Су-27» Александр Цветков действовал правильно, согласно инструкции, которую он должен выполнять в случае экстремальных ситуаций.

Увидев, что приборы не работают, включил резервную систему, она также не действовала, поэтому он принял единственно правильное решение на катапультирование».

Журналист «В» связался с оперативным дежурным соединения ПВО, дислоцированного в Приморье, и попросил его рассказать о действиях капитана Цветкова.

- Александр Цветков считается одним из наиболее опытных летчиков своей части. Летает с 1994 года. По предварительным данным, офицер, несмотря на экстремальную ситуацию, действовал в воздухе правильно. До последнего момента пытался спасти машину. А когда шансов не осталось и самолет стал валиться, то он на высоте 500 метров катапультировался. К счастью, приземление произошло удачно. Серьезных ранений летчик не получил, так, ушибы и царапины. Тем не менее его госпитализировали. О самом самолете и причинах аварии ничего сказать не можем до окончания расследования инцидента.

Вчера утром летчик находился во Владивостоке в главном госпитале ТОФ. Врачи оценили его здоровье как стабильное. Однако категорически запретили журналистам «В» встретиться с их подопечным, поскольку он находился в стрессовом состоянии. «В» желает здоровья капитану и выражает надежду, что боевой офицер скоро придет в форму и благополучно покинет больничную палату.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, Вячеслав ВОЯКИН и Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»