Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Мегаполис

Приморская ГРЭС в ожидании замыкания.

Большие и серьезные дела начинаются с понедельника. Профсоюзные комитеты шахтеров, железнодорожников и энергетиков компании готовятся приступить к забастовке во вторник, 2 апреля, с 9 часов утра. Сами понимаете, что сутками ранее День смеха, или День дурака. А в дураках никто не хочет оказаться.

Большие и серьезные дела начинаются с понедельника. Профсоюзные комитеты шахтеров, железнодорожников и энергетиков компании готовятся приступить к забастовке во вторник, 2 апреля, с 9 часов утра. Сами понимаете, что сутками ранее День смеха, или День дурака. А в дураках никто не хочет оказаться.

Простые работяги, ведомые своими профсоюзными лидерами, не желают больше быть инструментом в руках работодателей. И хотят заставить администрацию «ЛуТЭКа» и его структурных подразделений считаться с их мнением.

Еще в марте конференция трудового коллектива тайно проголосовала за забастовку. Это решение поддержало 80 процентов участников встречи. А потом они открытым голосованием определились, что стачка будет бессрочной. То есть до тех пор, пока руководство Приморки и разрезов, а заодно и Дальневосточной управляющей энергетической компании не выполнят условия профсоюза. Эти условия прописаны в коллективном договоре.

На сегодняшний день Приморская ГРЭС несет нагрузку на уровне 500 – 700 мегаватт в сутки, хотя может и больше (несколько недель назад из-за аварии остановилась Хабаровская ТЭЦ-3, и энергетики Лучегорска легко закрыли возникшую брешь). Это около половины необходимой в марте потребности для промышленности и населения края (еще 400 мегаватт каждые сутки в регион поступает в виде перетоков с федерального оптового рынка, а остальное дают станции «Дальэнерго»). Даже снижение нагрузки вдвое моментально создаст дефицит электричества. Придется тут же ограничивать промышленных потребителей. А если станция перейдет только на самообеспечение, то без света уже останутся население и часть объектов жизнеобеспечения.

Подобная ситуация и на разрезах. Горняки добывают 17 тысяч тонн угля в сутки, ГРЭС потребляет 20 тысяч. Недостающее топливо завозится со стороны – с Павловского и Раковского разрезов (Приморский край), но основная часть с Харанорского разреза (Читинская область). Кстати, руководство ДВУЭК обвиняют заодно и в том, что компания закупает недостающий уголь на стороне, а надо бы оставлять деньги в крае. Напомним читателям «В», что Виктор Мясник и нынешний руководитель «ЛуТЭКа» Александр Бедарев еще в прошлом году работали в «Читаэнерго». Справедливости ради отметим, что забайкальское топливо значительно выше по калорийности и дешевле по цене, но железная дорога из-за высоких тарифов резко сокращает явную выгоду. В случае остановки работы всех угольных участков разрезов «Лучегорский-1» и «Лучегорский-2» станция сразу без топлива не останется. На складах имеется 200 тысяч тонн сырья, этого объема хватит на 10 суток бесперебойного производства электричества.

Энергетики и шахтеры прекрасно понимают, чем чревата их забастовка. Однако они намерены бороться с администрацией до победного конца.

Профсоюз: льготы или забастовка

Точку зрения энергетиков озвучил руководитель электропрофсоюза Сергей Беляков: «У нас на предприятии трудовой коллективный спор. И он может вылиться в забастовку. Администрации «ЛуТЭКа» и ДВУЭК грубо нарушают в настоящее время действующее трудовое законодательство, два федеральных закона и три пункта колдоговора. Администрация при изменении или дополнении колдоговора должна согласовывать свои действия с профсоюзом. Она должна свои решения доводить до коллектива. Этого не делается. Члены профкома отправили письма генеральным директорам, встречались с ними, но внятного ответа не получили. Суть конфликта: с 1 января прекращены действия некоторых льгот и гарантий. Потеряны частично заработная плата, частично отпускные, частично средства для нормального лечения. Администрация заявляет, что нет денег. Якобы было выделено 42 миллиона рублей в прошлом году на льготы и гарантии. А у наших представителей в примирительной комиссии большие сомнения по этой сумме. Куда ушли 7 миллионов? Почему компания работала с убытками, на какие деньги покупаются джипы под сотню тысяч долларов и устанавливаются запредельные зарплаты для менеджмента. Пока мы объяснений не получили. Зато нам приостановили выплату по колдоговору. Если разделить эту сумму на каждого работающего, то в месяц человек теряет в среднем по 50 рублей. Сумма невелика, но это дело принципа. Профсоюз согласен на отмену льгот, если нам увеличат ставку первого разряда. Сейчас это 1400 рублей, а в Самаре она еще осенью была уже 2100 рублей. РАО «ЕЭС России» на этот шаг пока не может или не хочет пойти. В профкоме собрались патриоты компании. И они отстаивают интересы рабочего класса. Чтобы и компания процветала, и люди получали достойную плату, а не думали на производстве о бытовых проблемах. За нами весь трудовой коллектив. Люди понимают, что за время стачки они не получат деньги. Наши действия полностью поддержал Приморский электропрофсоюз».

О форме и масштабах забастовки рассказал руководитель профкома шахтеров Александр Горелов: «Методы и формы акции протеста определяет стачечный комитет. Он уже выбран, но я в него не вхожу. Чтобы не говорили, будто подбиваю людей, чтобы не обвинили в популизме. Согласно законодательству члены стачкома должны освобождаться от производственных обязанностей. Однако до сих пор такого приказа на предприятии не было. А потому они не могут приступить к переговорам с представителями администрации. Поэтому все непредсказуемо. Не исключаю, что стачкому удастся договориться с руководством, и необходимость забастовки отпадет. Напомню, что в 1998 году рабочие вышли на рельсы Транссиба».

Администрация: экономим не на рабочих, а на привилегиях

Корреспондент «В» встретился с и. о. управляющего ЗАО «ЛуТЭК» Александром Бедаревым и попросил его эксклюзивно прокомментировать происходящие события:

«Конечно, даже от частичной остановки Приморской ГРЭС пострадают потребители. Суть конфликта: администрация в моем лице не выплатила деньги по социальным льготам и гарантиям в сумме 2,2 миллиона рублей чистыми или 3 миллиона вместе с подоходным и единым социальным налогами. Социальные льготы и выплаты предусмотрены коллективным договором. Их сумма заложена в действующем тарифе, который утвердила ровно год назад федеральная энергетическая комиссия. Тогда был прописан объем – 40,143 миллиона. Фактически выплачено 57 миллионов. В каждом колдоговоре четко прописано, что эти деньги записаны в тарифе и выделяются из прибыли. Но ведь в 2001 году «ЛуТЭК» работал убыточно, убытки составили 1,5 миллиарда рублей. При этом льгот и гарантий выплатили в 1,5 раза больше положенного. Поэтому приостановлена выдача части льгот. Администрация и я этого не скрываем. Причем льготы расходовались вольно. Берегов не видели. Некоторые сотрудники получали возможность самому и одному члену семьи летать самолетами в отпуск, а это десятки тысяч рублей. Это же не социальная помощь одиноким матерям, работающим пенсионерам или ветеранам предприятия, при смерти и т. д. Всего 39 категорий льгот.

За 100 дней работы на «ЛуТЭКе» я разобрался с происходящими здесь «подводными течениями». И предложил профсоюзам шахтеров, железнодорожников и энергетиков определить величину соцвыплат в 2002 году. Составим смету расходов по статьям и по предприятиям. Поставим это в зависимость от экономики: сколько заработали, столько же и потратили. Я за социальные льготы, но заработанные. Причем компания должна перестать быть убыточным предприятием. И «ЛуТЭК» уже движется в этом направлении. А тут появляются расходы сверх нормы. Профсоюз не согласился и интерпретировал мою позицию как нарушение коллективного договора. Пусть профсоюз делит суммы выделенных льгот. Пусть сами определяют принцип распределения средств. Лишь одно условие от администрации. Нарушителям трудовой дисциплины – прогульщикам, пьяницам, виновным в технологических нарушениях отказывать в льготе на год. А снимать раньше срока взыскания только по ходатайству профсоюзного комитета.

Посмотрите, что делается в компании. За 100 последних дней уже пущено под откос четыре вагона МПС, повредили два новых «БелАЗа», сожгли двигатель на тепловозе, устроили пожар. Но лидеры профсоюзных организаций в наведении элементарного порядка увидели ущемление прав трудового коллектива.

Меня обвиняют в необоснованных тратах. Тогда давайте пригласим независимых аудиторов и все вместе посмотрим на статьи расходов. Что касается 50 рублей льгот на каждого работника, то заявляю, что подавляющее большинство сотрудников не видело этих льгот. Их использовала узкая группка людей. Эти фамилии мне известны.

Профсоюз поставил мне ультиматум. Поэтому приходится заниматься конфликтом в ущерб основной работе. Надо защищать тарифы в Москве, потому как каждый киловатт дает убыток в размере 6,2 копейки, надо бороться за рынок сбыта. Заметьте, что в столь жестких условиях уже четвертый месяц зарплата выдается без задержек, а она не маленькая: в среднем по электроэнергетике в крае – 5600, на «ЛуТЭКе» - 7780 рублей. Социальные выплаты в отрасли – 56, в нашей компании –237 рублей на одного человека. Выдаем текущие профсоюзные взносы и начали гасить долги по ним за прежние годы. Поэтому нет ущемления рабочих. А есть нож в спину компании со стороны профсоюза. Тем не менее надеюсь, что победит здравый смысл».

Штрейкбрехеров на забастовке не будет

На самом деле мнение трудового коллектива разделилось. От явной поддержки забастовки до глубокого безразличия или отторжения.

К примеру, водитель «БелАЗа» Алексей Корнев, перевозящий уголь из разреза до железнодорожной станции, был всецело за остановку работы: «По всем вопросам поддерживаю профсоюз. Почему? Нарушают наши права, прописанные в колдоговоре. Нам приходится за электроэнергию платить даже больше, чем другим, хотя мы ее производим. Наша бригада давно обсудила этот вопрос и безоговорочно решила присоединиться. И бороться до победного. Чтобы вернуть положенные льготы по квартплате, по проезду к месту отдыха и обратно. Чтобы руководство сменило отношение к рабочим. Будут ли штрейкбрехеры? Есть работники, которые не состоят в профсоюзе. Им придется выходить на рабочее место, дабы не получить прогул. А вот будут ли они работать, это уже другой вопрос. Думаю, что в лучшем случае будет видимость труда. Как обстоят дела с зарплатой? Да так же, как и год назад. Нам тогда добавили процентов 20. Но эти деньги еще в том году и обесценились. Поэтому никто из рабочих ничего не получил. Хотя нет. Получили новую технику. Работать стало гораздо легче».

Есть и совершенно противоположное мнение. Журналист газеты пообщался еще с одним простым работником компании, который попросил не называть в газете его имя. «Я уже 30 с лишним лет отдал Приморке. И за все эти годы ни разу не воспользовался какими-либо льготами. Даже путевку в санаторий, в турпоездку или на лечение мне не предлагали. Хотя знаю, что кое-кто часто и с удовольствием разъезжает по курортам. Так какой мне смысл их поддерживать? Чтобы они и дальше на мои профвзносы катались в летние отпуска за границу или учили там своих детей? А вот что важно для меня, так это зарплата. Она у меня в пределах 6 тысяч. Мало, конечно, если учитывать инфляцию, жуткую дороговизну в поселке. Особенно плата за квартиру велика – 1,5 тысячи. Зато теперь деньги в кассе выдают вовремя. Бывает, что вместо 15-го дадут 18-го или 20-го числа. Но ведь в прежние годы зарплату задерживали по шесть-восемь месяцев. Конечно, тогда из зарплаты сразу высчитывали стоимость коммунальных услуг и электричества. Однако и я, и моя жена уверены: лучше мы сами оплатим. Зато точно знаем, что вот они, живые деньги в руках. Поэтому по мне лучше новый руководитель. Он и производством занимается, и жуликам хвост прижимает. И хорошо, что копейку собирает. В этом случае точно всем перепадет, а не избранным. Хотя это все я говорю один на один. В коллективе буду, как все».

Мнение со стороны

Не везет в последние годы крупнейшей топливно-энергетической компании региона и единственной в своем роде в стране. За последние пять лет сменилось столько же начальников, сколько их было за весь предшествующий период. Башаров, Козлов, Тарасов, теперь вот Бедарев. И каждый пытался вытащить из пропасти производство. Кто-то лучше, кто-то хуже, но каждый из них старался.

Из-за значимости «ЛуТЭКа» для Приморья Лучегорск постоянно был в центре внимания первых лиц страны. И уж тем более постоянными гостями на станции и разрезах были ответственные за топливо и энергетику руководители. Малышев, Кириенко, Чубайс, министры отрасли и кураторы вице-премьеры.

Проектная мощность ГРЭС и разведанные запасы угля таковы, что станция может самостоятельно закрыть все потребности региона. Причем по цене достаточно приемлемой для промышленных и бытовых потребителей. Периодически обсуждаются прожекты то продажи излишков электроэнергии в Китай, то перевода ГРЭС с угля на газ. В любом случае без Приморской ГРЭС энергетика края существовать не может. Это понимают и в Приморье, и в Москве. Поэтому РАО за последний год выделило сотни миллионов рублей на приобретение новой техники, закупку недостающего топлива, на ремонтные работы. Естественно, что свой вклад должна сделать и краевая администрация.

К примеру, в правительстве соседнего Хабаровского края всерьез занимаются проблемой переподчинения «Хабаровскэнерго» в ведение краевой администрации, так же как и целого ряда крупных и приносящих прибыль промышленных предприятий. То есть хотят забрать у РАО пакет акций, принадлежащий государству. Чтобы влиять на тарифную политику. И губернатор Приамурья Виктор Ишаев разворачивает соответствующую кампанию в местных СМИ, желает показать, что без твердого подчинения исполнительной власти энергетика движется в тупик.

А что у нас в Приморье? Когда на «ЛуТЭКе» или во Владивостоке начинают гулять народные слухи, что в предстоящей забастовке «видны уши» политической акции, то не нужно в это верить. Электроэнергетика, несмотря на все проблемы, стабильно развивается. И зарплата в отрасли близка к обещанным «всем, кому здесь жить», 6 тысячам рублей. То, что начало бузы профсоюзов совпало по срокам с визитом в Лучегорск нашего губернатора Сергея Дарькина, можно оправдать обычным совпадением. И не более. И не менее.

Автор : Николай КУТЕНКИХ, «Владивосток»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Смена руководства «Нефтепорта»

В ОАО «Нефтепорт» пришел новый генеральный директор - Алексей Немков, бывший заместитель гендиректора ОАО «Хабаровский нефтеперегонный завод». Вопрос о его назначении решило собрание акционеров, состоявшееся 22 марта в Москве.

Государственный рэкет в пользу отечественного автопрома

Российское правительство решило окончательно и бесповоротно искоренить импорт в страну дешевых и качественных автомобилей в угоду чахлому и не конкурентно способному отечественному автопрому. Еще в январе премьер-министр Михаил Касьянов подарил десяткам тысяч россиян надежду обзавестись впервые машиной или поменять старого «четырехколесного друга» на более новую модель. Тогда он заявил, что вводить повышенные таможенные пошлины на транспортные средства импортного производства государство не будет. И обманул соотечественников.

Решение думы города Владивостока № 78 от 21.3.2002 г.

В соответствии со статьей 15 федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 42 Устава муниципального образования город Владивосток дума города Владивостока

Решение думы города Владивостока № 77 от 21.3.2002 г.

В соответствии со статьей 15 федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 25 закона Приморского края «О местном самоуправлении в Приморском крае», решением думы города Владивостока «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Владивостока» дума города Владивостока

В ожидании выкидыша

Пещерное направление, в котором уверенно движется Приморье, вырисовывается все отчетливее. Речь даже не о былых отключениях света, когда весь мир сравнивал нас с неандертальцами. Речь теперь - об отключении культуры.

Последние номера