Государственный рэкет в пользу отечественного автопрома

Российское правительство решило окончательно и бесповоротно искоренить импорт в страну дешевых и качественных автомобилей в угоду чахлому и не конкурентно способному отечественному автопрому. Еще в январе премьер-министр Михаил Касьянов подарил десяткам тысяч россиян надежду обзавестись впервые машиной или поменять старого «четырехколесного друга» на более новую модель. Тогда он заявил, что вводить повышенные таможенные пошлины на транспортные средства импортного производства государство не будет. И обманул соотечественников.

26 март 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1141 от 26 март 2002

Российское правительство решило окончательно и бесповоротно искоренить импорт в страну дешевых и качественных автомобилей в угоду чахлому и не конкурентно способному отечественному автопрому. Еще в январе премьер-министр Михаил Касьянов подарил десяткам тысяч россиян надежду обзавестись впервые машиной или поменять старого «четырехколесного друга» на более новую модель. Тогда он заявил, что вводить повышенные таможенные пошлины на транспортные средства импортного производства государство не будет. И обманул соотечественников.

На прошлой неделе кабинет министров рассмотрел программу «возрождения» российского автомобилестроения, дабы сделать его «гарантом национальной безопасности». Перед Тольятти, Нижним Новгородом, Москвой, Ижевском, Санкт-Петербургом, Ульяновском поставлена задача: полностью обеспечить легковушками и джипами внутренний рынок и начать завоевание внешнего рынка.

Понятно, что в нынешних условиях и на основе честной борьбы сделать это невозможно. А потому владельцы предприятий-гигантов, выпускающих автохлам, пошли по отработанному пути. Они заявили, что иномарки технически и экологически опасны, а заодно «уговорили» президента и правительство «дать им шанс». Как будто такого шанса у сборщиков «Волг», «Москвичей», «Жигулей» и «УАЗов» до сих пор не было. Как раз все наоборот. У жителей страны не было выбора. Люди на протяжении десятилетий могли купить только отечественную продукцию, предельно дорогую и совершенно некачественную, с полным отсутствием дизайна и комфорта. Когда открылся «железный занавес» и появилась возможность выбора, население России, естественно, отдало предпочтение импортным машинам. Даже хозяева заводов автопрома и «слуги народа» пересели на шикарные, престижные и дорогие иномарки. Простые граждане не в обиде, что за их счет власть имущие обзавелись «Вольво», «Мерседесами», «Тойотами» последних моделей, лишь бы им не мешали приобретать для себя доступные иномарки.

Отечественный автопром стал терпеть убытки. Вот тогда и началось давление на Кремль и Белый дом. Как мы видим, в столице пошли на поводу у лоббистов. Правительство утвердило в черновом варианте концепцию развития отечественного автомобилестроения. Реализация данной программы позволит поднять цену на машины среднего класса до 7-8 тысяч долларов США, независимо от их качества. Производители получат баснословные налоговые льготы. На импортные составляющие вводятся основательно сниженные таможенные пошлины. Будут созданы свободные экономические зоны. Автогигантам предоставят правительственные кредиты и свободный доступ к инвестициям. Но главное – это введение заградительных мер во внешней торговли. (К примеру, Россия критикует США за введение дополнительных пошлин на сталь, но сама пошла по такому же пути.) Подобные действия в корне расходятся с принципами Всемирной торговой организации, куда Россия всячески стремится, но не собирается лишать производителей авто прибылей. А потерянные бюджетом деньги государство собирается восполнить за счет новых пошлин на импортные транспортные средства.

Для физических лиц они скорей всего появятся уже нынешним летом. Редакция «В» пыталась этот вопрос прояснить в Дальневосточном таможенном управлении и Владивостокской таможне. Однако везде следовал ответ, что им ничего неизвестно на сей счет. Тем не менее и без их помощи стало известно, иномарки старше 7 лет приравняют в таможенной пошлине к новым транспортным средствам. По остальным машинам, видимо, еще не определились. Не исключено, что пошлины просто увеличат на 10-20 процентов. Может быть, их поднимут с 0,85 и 1,4 евро за каждый кубик рабочего объема двигателя (для машин до и свыше 2,5 литра) до 1 или 1,8 и 3 евро. Есть версия, что для физических лиц установят такие же правила игры, по которым вынуждены действовать юридические лица. А они сейчас платят от заявленной стоимости машин (однако не ниже определенных сумм по имеющимся каталогам) 25 процентов пошлины и 5 процентов акциза и уже с общей суммы еще 20 процентов НДС. Вместо 25 юридическим лицам предстоит платить 35 процентов. Это значит, что общая сумма выплат в доход государства увеличится с 50 до 65 процентов от стоимости транспортного средства. В реальном исполнении это тысячи американских долларов.

Для чего государство вводит такие поборы? Чтобы из ничего иметь прибыль? Чтобы российские производители могли продавать свою продукцию по мировым ценам, не утруждая себя? Чтобы у населения не было выбора? Да. К сожалению, такой поход напоминает страну времен коммунистического режима. И в этот тоталитаризм населению предлагают ехать на отечественных машинах.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, «Владивосток»