Одна беда - налоги

Кто же этого не помнит? «Мы бы и рады платить, - чуть не плача говорят предприниматели, - но на это дело можно жизнь положить!» И рассказывают, как эта самая жизнь растрачивается в коридорах налоговой инспекции.

22 март 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1140 от 22 март 2002
«Заплатил и спи спокойно»…

Кто же этого не помнит? «Мы бы и рады платить, - чуть не плача говорят предприниматели, - но на это дело можно жизнь положить!» И рассказывают, как эта самая жизнь растрачивается в коридорах налоговой инспекции.

В коридорах налоговой

- Конца месяца всегда жду с ужасом, - говорит Елена Васильевна, предприниматель. – Платить налоги в нашей первореченской инспекции – адова мука. Очередь, получить какую-то информацию невозможно. Ответ всегда один и тот же: «Обращайтесь к аудиторам». Хотя согласно Налоговому кодексу предприниматели имеют право получать информацию бесплатно в инспекции. Раньше работали иначе – группа предпринимателей и физических лиц была закреплена за определенным инспектором. Сегодня эту систему упразднили, каждый сам по себе. А правды нигде не доищешься.

Есть уловка – можно обратиться в письменном виде за консультацией, они обязаны отвечать на письма. Но большой риск получить ответ, не относящийся к делу. Через пару недель, если не больше. За это время ты уже «провинился»: пока выясняешь, что и когда платить, уже начисляется пеня за опоздание.

Объясняю: я работаю без бухгалтера. Сама делаю расчет, плачу в сберкассе, приношу документ об оплате в налоговую, выстаиваю очередь. Оказывается, за это время уже появилось что-нибудь новое в налоговом законодательстве. Я становлюсь в очередь в другой кабинет, чтобы получить разъяснение. Делаю перерасчет, снова иду в сберкассу, потом в налоговую. При этом теряю не один день. А ведь этот день мне нужен для того, чтобы зарабатывать деньги, в том числе и на налоги.

Почему тяну до последнего? По той же причине: чтобы заплатить налог, надо заработать деньги. И это всегда игра в одни ворота. В прошлом году я платила налоги полностью, хотя имела право на льготу. Вернуть эти деньги сложно, на следующий год их не перебрасывают. Возмущаться бессмысленно – на все один ответ: «Вы должны были следить». Из очереди налогоплательщиков, что сидит под кабинетом, никто не пытается даже рот открывать. Все понимают, чем это кончится. Вот только непонятно, неужели государство совсем не заинтересовано, чтобы мы платили исправно? Впечатление такое, что это надо исключительно предпринимателям.

Ей вторит бухгалтер Ольга Евгеньевна, которая тоже отказалась назвать свою фамилию (по понятным причинам): «В этом году столько новшеств, что не успеваем. Все сведения выискиваем сами: выписываем специальные журналы, ходим на семинары. Но это все платно. Информационный центр при краевой налоговой инспекции проводит занятия, плата – 1100 рублей. У инспектора слова не выпросишь. Да вы загляните в налоговую!»

Проверено на себе

Что и сделал корреспондент «В» - «заглянул» в ту самую инспекцию Первореченского района. Первое впечатление – шок. Тьма народу. Очереди к каждому кабинету. В одной из них сочувствовали пожилой женщине: испытание оказалось ей не по силам, держась за сердце, она продолжала «стоять в очереди» уже на уличной скамейке. Выяснилось, что стоят «за ИНН». И почему-то лишь в одном месте очереди не было. Дама за столиком с табличкой «КонсультантПлюс» предлагала практический журнал для бухгалтера и руководителя предприятия «Главная книга». Тема – налог на прибыль в 2002 году. В придачу приложение – компакт-диск с наиболее важными нормативными документами по налогообложению и бухучету. «Бесплатно. Если понравится, можете оформить льготную подписку у нас. Выходит два раза в месяц», - приглашала дама.

Интерес к столику не иссякал. Быстро, по-деловому бухгалтеры разных ООО и частные предприниматели разбирали стопку журналов. Кто-то бормотал: «Везде бы так…»

К мировому стандарту

Почему не получается так, корреспондент «В» задал вопрос начальнику налоговой инспекции Сергею Скворцову и его заместителям Ирине Хроменко и Галине Соломко. Их ответы можно суммировать: «Налогоплательщики виноваты сами, тянут до последнего дня. Вот и стоят потом в очереди. Что касается консультаций, при постановке на учет частного предпринимателя мы вручаем пакет документов, памятку о том, какие налоги и когда он должен платить. Потом каждый должен работать сам. Пусть обращаются в аудиторские фирмы, их много. Конечно, там надо платить, но ведь на то и рынок. Наши же предприниматели привыкли, что все бесплатно.

До 1 июля прошлого года за каждым был закреплен инспектор. Он консультировал. А потом приходил с проверкой на предприятие. Согласитесь, это нонсенс, который провоцировал подкуп должностных лиц. Сейчас каждый занимается своим делом. И дело налоговой (так записано в кодексе) – в первую очередь контроль, а не информирование. 12 лет нашей службе, и все это время мы шли к мировому стандарту, где у каждого есть свой бухгалтер.

Впрочем, мы проводим бесплатные семинары в Доме молодежи после того, как в налоговом законодательстве появляется очередное новшество. Сейчас идет декларационная кампания – у нас работает консультационный пункт на Ильичева, 15».

На вопрос корреспондента «В»: «А как быть с тем, кто считает, что, исправно платя налоги, он содержит государство. В том числе и налогового инспектора. А потому вправе рассчитывать на его помощь»? Сергей Скворцов ответил: «Нам тоже есть на что пожаловаться. Зарплата у инспектора – 1200 рублей. Нагрузки огромные. А живем мы более чем скромно. Финансирование такое скудное, не на что даже ручку, конверты купить. Конечно, мы пытаемся учитывать реалии дня. Выстроилась сегодня очередь за ИНН, мы решили работать по субботам. Но представьте, что в одном Первореченском районе более 3000 предпринимателей и 4500 предприятий. Каждому ответишь - сколько это времени? А между тем одна платная устная консультация в аудиторской фирме стоит 500 рублей. А жаловаться на нас еще будут, пока не привыкнут к новому порядку…»

Комментарий "В"

К новому порядку привыкнуть, конечно, можно. Труднее привыкнуть к другому – быть всегда должником государства. И никогда, заметьте, наоборот. Дефолт, квартплата, налоги… Да что бы то ни было, искать правды у государства – бессмысленное занятие. Разумеется, не районная налоговая инспекция принимает законодательные решения. Но не поверю, что все налогоплательщики – недобросовестные лодыри, не желающие учиться и цивилизованно жить в рынке. Сергей Скворцов назвал пять предприятий района, которые получили поощрительный знак налоговой инспекции за свою законопослушность. Пять из более чем 7 тысяч! Остальные, выходит, плохие? Только от этих обвинений вряд ли что изменится. Да и на деле ситуация, мягко говоря, обстоит не совсем так. А иногда даже далеко не так.

Предприниматели куда ни шло. Они имеют дело с налоговой постоянно, как-нибудь разберутся. Но ведь и обычного законопослушного гражданина можно довести до остервенения, каждый раз давая ему понять, что он дурак. В качестве примера – банальная до невозможности история, которую нам рассказала некая дама, купившая квартиру. В общих чертах знала, что при покупке недвижимости или строительстве жилья освобождают от уплаты подоходного налога. За подробностями обратилась в инспекцию. Ни на одном из стендов информацию об этом не нашла. Обратилась к инспекторам. Бедную даму футболили из кабинета в кабинет. В конце концов отослали на Ильичева, 15, откуда она, испугавшись столпотворения подателей декларации, попросту сбежала. «Ни разу в жизни я не нарушила ни единого правила, установленного государством. Но в ответ всегда видишь только пренебрежение! В данном случае - от налоговой инспекции». Таких случаев – не один, десятки, сотни. Тот же пресловутый ИНН. Битва за обладание заветным номером продолжается, люди напуганы: без него останешься без зарплаты. Ну почему именно в налоговой не написать бы огромными буквами, что права не выплачивать заработную плату ни один бухгалтер не имеет. Сами-то инспектора это знают. Но ажиотаж продолжается. В коридорах, где едва протискиваешься между стоящими в очереди.

Грустно! Можно сколько угодно рассуждать о законопослушности, патриотизме и прочих хороших вещах. Но, как известно, самым наглядным бывает личный пример. В частности, в вышеприведенной ситуации Налоговый кодекс все же предусматривает бесплатную информацию именно в налоговой инспекции. Другое дело – решить, в каком объеме ее предоставлять. Логично предположить, что самим же инспекторам выгодно, чтобы налогоплательщик был грамотным, а частные лица, далекие от бизнеса и обратившиеся по конкретному поводу, не кляли на чем свет стоит чиновника. А в его лице государство. Мировой стандарт? Смешно, ей-богу! Вот уже более десяти лет властные структуры всех мастей хотят заставить рядовых граждан жить в ногу со всем миром, не понимая, что начинать надо не с них, с себя.

Что же касается налоговой… Часто сотрудники инспекции жалуются, что «не любит» их народ. Но ведь чувства бывают только взаимными. И если не уважать налогоплательщика, а в потенциале мы все ими являемся, то в ответ можно получить только то же самое.

Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»