Колечко не моего «фасона»

Что уж скрывать, женщина тает, когда получает в подарок от поклонника миленькое украшение. Золотое колечко от любимого мужчины в честь 8 Марта? Вот так сюрприз!

22 март 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1140 от 22 март 2002

Что уж скрывать, женщина тает, когда получает в подарок от поклонника миленькое украшение. Золотое колечко от любимого мужчины в честь 8 Марта? Вот так сюрприз!

Но никакого сюрприза не получится и не будет выражения бурной радости, если накануне пришлось вместе ездить по магазинам, выбирать и примерять. Предостережение для дамских угодников: вы рискуете попасть впросак, если вдруг колечко не будет впору. Остался нетронутым товарный ярлык, сохранился чек, но ювелирные магазины отказываются обменять украшение.

Несколько таких ситуаций, испортивших покупателям настроение 8 Марта, заставили обратиться за разъяснением к начальнику юридического отдела Приморского общественного фонда защиты потребителей Валерии ШВЕЦОВОЙ.

- Изделия из драгоценных металлов с драгоценными камнями на самом деле обмену не подлежат, - подтвердила Валерия. – Многие покупатели уже хорошо знают статью закона о защите прав потребителей, которая гарантирует право обменять в течение 14 дней вещь, если она не подошла по форме, фасону, расцветке и каким-то другим причинам. Но в этом правиле есть исключения, закрепленные в специальном перечне товаров, которые обмену по этим основаниям не подлежат. Можно согласиться с включением в перечень, например, нижнего белья (по гигиеническим требованиям), но то, что в этом же списке оказались драгоценные изделия, вызывает недоумение.

- И много таких противоречий в нашем законодательстве?

- Подводные камни для покупателей содержит статья 5 закона о защите прав потребителей - о гарантийном сроке товара или услуги. Закон обязывает устанавливать его либо непосредственно производителя или исполнителя услуг, либо продавца. Но для продавца – это право, а не обязанность (хочет – устанавливает, хочет – нет). Посмотрите, какая спорная ситуация может возникнуть. В магазин поступила импортная обувь, на которую производитель установил очень короткий гарантийный срок или не установил его вообще. Через несколько дней носки купленных туфель вскрывается производственный брак. В магазине вам показывают документы, подтверждающие, что гарантийный срок, установленный на товар производителем, истек. Тогда покупатель должен доказать, что в товаре изначально был заложен производственный дефект, и сослаться на российский ГОСТ. Но надо иметь в виду, что на ряд спортивной обуви российские ГОСТы не распространяются. Тогда отстаивать свои права придется еще тяжелее. Можно попробовать сослаться на технические условия. Но искать эти пути будут только сведущие в юридических тонкостях люди, остальные могут просто быстро опустить руки.

- Приходя на рынок, мы вообще оказываемся незащищенными.

- Стихийная рыночная торговля по существу находится за пределами закона о защите прав потребителей. Он однозначно говорит о том, что любая покупка должна сопровождаться каким-либо документом. Но где вы видели, чтобы на рынке пробивали чек? По логике вещей, нужно либо нормативно закрепить, каким образом покупатель может подтвердить факт покупки у конкретного продавца на рынке, либо полностью уйти от стихийной торговли. Третьего не дано.

- Государственная дума намеревается в очередной раз вернуться к закону о защите прав потребителей и внести в него изменения. Судя по нашему сегодняшнему разговору, в этом действительно есть необходимость?

- Закону уже 10 лет, и он сослужил добрую службу становлению культуры обслуживания. Трижды в него уже вносились изменения, последний раз – в 2001 году. Но противоречия еще остаются. Устранение их станет заметным шагом на пути к цивилизованному рынку.

Автор: Надежда БРАЖИНА, «Владивосток»