«Не хочу идти по жизни…»

Так сказал бы малыш, если бы умел говорить… Но в том возрасте, когда делает первый шаг, ребенок еще не может выразить своих проблем словами. Самое главное, проблем не своих, а маминых… Об этом и других аспектах деторождения и воспитания корреспонденту «В» рассказала директор хабаровской общественной организации «Центр родительской культуры» Евгения Юрьева, одна из организаторов первой дальневосточной научно-практической конференции «Культура семьи и деторождения», впервые прошедшей во Владивостоке.

19 март 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1137 от 19 март 2002

Так сказал бы малыш, если бы умел говорить… Но в том возрасте, когда делает первый шаг, ребенок еще не может выразить своих проблем словами. Самое главное, проблем не своих, а маминых… Об этом и других аспектах деторождения и воспитания корреспонденту «В» рассказала директор хабаровской общественной организации «Центр родительской культуры» Евгения Юрьева, одна из организаторов первой дальневосточной научно-практической конференции «Культура семьи и деторождения», впервые прошедшей во Владивостоке.

– На конференции я представляю свою первую научную работу «Нетрадиционная методика оздоровления детей первого года жизни». Но сначала о предыстории встречи. Конференция, где впервые состоялся диалог представителей общественных организаций и профессиональных медиков, можно смело назвать уникальной. До сих пор профессиональная медицина со скепсисом относилась к общественным организациям, а те в свою очередь не могли пробить щит непонимания.

Сегодня к проблемам здоровья новорожденных стали относиться с пристальным вниманием. И наконец громко заговорили о перинатальной психологии и педагогике. Еще недавно перинатальный (т. е период беременности, родов и первых семи дней жизни . – Прим. авт.) период рассматривали лишь в узкомедицинском аспекте. Отношение к беременной женщине было традиционным. Первые ласточки, например владивостокский клуб «Крепыш», традиционной медициной воспринимались очень настороженно. К слову, сегодня в основном ситуация остается прежней. В женских консультациях и муниципальных родильных домах будущей маме не предлагают ничего нового, за исключением отдельной палаты и возможности присутствовать при родах отцу ребенка.

Но время и обстоятельства берут свое. Ситуация с деторождением и здоровьем новорожденных катастрофическая: 99 процентов малышей рождаются с той или иной патологией. И то, что по большому счету должно происходить в государственной медицине, взяли на себя общественные организации. Сегодня клубы, подобные «Крепышу», есть в Комсомольске-на-Амуре, Хабаровском крае, Благовещенске. Их организаторов можно назвать профессиональными родителями. Это профессионалы: педагоги, врачи, психологи. Но в системе здравоохранения их идеи не находят поддержки. Одна из основных причин – финансы. Увы, все новые технологии затратны. И бюджетная медицина просто не осилит их.

Пример - благовещенский центр репродуктивного здоровья «Психея». Его руководитель доктор медицинских наук, профессор Наталья Волкова рассказала о том, как много лет безрезультатно лечившиеся от бесплодия женщины становились мамами после занятий по индивидуальным программам. Причины безнадежного диагноза коренились в подсознании. Страх материнства, передавшийся после негативного опыта от собственной мамы, страх насилия, пережитый в детстве, мешал зачатию. Там, где бессильны оказались медикаменты, помогла психотерапия. Каждый раз – чудо. Такое же, впрочем, как и совершенно здоровый ребенок, который, по прогнозам медиков, должен был появиться на свет с отклонением. Это результат так называемой внутриутробной педагогики. Сегодня уже не новость, что ребенок еще в утробе матери слышит, видит, воспринимает информацию. А значит, его можно воспитывать.

Перинатальная педагогика имеет массу научных обоснований. Исследования психоаналитика Станислава Грофа, хирурга-акушера Мишеля Эдена положили начало современным психологическим и педагогическим методикам. К счастью, сегодня они распространяются в России. Не вдаваясь в специальные подробности, можно обобщить их – проблемы ребенка и матери в период беременности, родов и первых дней жизни общие.

Занимаясь лечебным массажем, я корректирую патологию «гипертензия ног»: возраст и физическое развитие ребенка соответствуют норме, но когда он делает первые шаги, ноги сводит судорога. Этот синдром условно можно назвать «как я иду по жизни». Мама в этот период вырвана из привычной жизни – не работает, не обеспечивает себя, часто испытывает тревогу по этому поводу, что передается малышу. Он вытягивает ноги, пытается идти, но… не может. Даже специальный массаж помогает только в комплексе с психотерапией. Но это воспитание уже появившегося на свет ребенка. Начинать же надо гораздо раньше.

Принципы перинатальной педагогики трудно свести в единую систему. Каждый врач, который разрабатывает альтернативные традиционной медицине методы, идет путем проб и ошибок, каждый ищет свой индивидуальный путь. И каждый начинает с периода зачатия. Опыт, который получает младенец в утробе матери, – бесценен. Станислав Гроф в своей теории говорит о базовых матрицах, которые в разные периоды развития плода закладываются в подсознание будущего ребенка. В момент рождения закладывается информация о месте. Любой человек, попадая в новое место, запоминает запахи, звуки. Так же и ребенок. Общаясь с ним во время беременности, мы приучаем его к себе. Он рождается, и его отбирают у матери. Он получает первый опыт поражения…... Наше поколение, рожденное в традиционных родильных домах, травмировано этим неудачным опытом. Мы боимся перемен, потому что эта первая в жизни перемена закончилась негативно.

К сожалению, не все задумываются об этом. А потому не все стремятся выстраивать отношения с ребенком с первых минут его жизни. Приведу еще один пример. Известны случаи, когда менялось неправильное предлежание плода после того, как с ним разговаривала мама. Она объясняла ему, как хорошо и правильно рождаться вниз головой, как легко будет ей. Она рисовала картинки. Это позволяло избежать кесарева сечения, зачастую даже без каких-либо патологий.…

Остается сказать, что все мы приехали во Владивосток с надеждой, что это начало диалога медиков и общественных организаций. Мы собираемся выпустить сборник материалов конференции и сделать ее ежегодной. Нам вместе идти по жизни…...

Автор: Подготовила Ольга ЗОТОВА,«Владивосток»