Кораблекрушение у берегов Гонконга

В ночь со вторника на среду попали в беду наши земляки, российские моряки, работавшие по контракту в районе Гонконга. В результате столкновения дноуглубителя A.M.Vella и контейнеровоза Kota Hadiah погиб один наш моряк и еще пятеро считаются пропавшими без вести.

15 март 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1136 от 15 март 2002

В ночь со вторника на среду попали в беду наши земляки, российские моряки, работавшие по контракту в районе Гонконга. В результате столкновения дноуглубителя A.M.Vella и контейнеровоза Kota Hadiah погиб один наш моряк и еще пятеро считаются пропавшими без вести.

На судне A.M.Vella (на борту флаг Белиза) работал российский экипаж – 13 человек и двое гонконгских китайцев. Вечером 12 марта дноуглубитель на малом ходу (а иначе суда такого типа и не ходят) двигался к берегу, чтобы сгрузить вычерпанный грунт. Недалеко от острова Лантау в проливе Маван приблизительно в 22 часа по местному времени (от владивостокского минус 2) произошло столкновение с контейнеровозом Kota Hadiah под сингапурским флагом, который следовал из материкового Китая в Гонконг.

Длина контейнеровоза 160 метров, водоизмещение 13 тысяч тонн, что конечно же в несколько раз больше размеров дноуглубителя. Удар был такой силы, что практически сразу же после столкновения землечерпалка пошла на дно.

Немедленно развернутые спасательные работы позволили спасти семерых россиян. В этой цифре сходятся все информационные источники. Однако дальше, к сожалению, начинаются существенные расхождения. Мы хорошо отдаем себе отчет, что значит опубликовать ту или иную фамилию в списках спасенных или пропавших без вести. И тем не менее считаем необходим привести информацию как российских, так и гонконгских источников. По данным МЧС России, спасены Виктор Ларин, Сергей Глушков, Александр Покотилов, Владимир Гребнев, Александр Рогозин, Дмитрий Чайковский и Геннадий Рыкованов. МЧС РФ сообщает также, что до сих пор не найдены Юрий Кузнецов (капитан), Николай Поздняк (2-й помощник), Павел Шерстюк (3-й помощник), Анатолий Михайлишин (2-й механик) и Геннадий Трофимов (повар). По информации газет, вышедших в Гонконге вчера утром, Александр Покотилов и Владимир Гребнев пока не найдены. Вместе с тем фамилии Михайлишина, Трофимова и Поздняка гонконгские газеты приводят в списках спасенных. Понятно, что здесь налицо какая-то путаница, и окончательно все станет ясно в самые ближайшие дни.

В чем сходятся все источники – это в фамилии погибшего, чье тело удалось найти. Погибшего электромеханика Александра Игнатова спасатели обнаружили в четырех километрах от затонувшего судна. Немалое расстояние, лишний раз свидетельствующее о силе течения в проливе Маван.

Гонконгские газеты выносят сообщение о катастрофе на первые полосы. Одно из крупнейших изданий региона “South China Morning Post” публикует фотографию находящегося в больнице старшего механика Виктора Ларина и приводит его слова о том, что удар в корпус дноуглубителя был внезапным и очень сильным. Судно тонуло с такой скоростью, что ему пришлось выбираться из каюты и выныривать на поверхность уже с достаточно большой глубины. Состояние спасшегося моряка наши гонконгские коллеги описывают как шоковое.

В течение двух с половиной суток на месте трагедии и прилегающей акватории не прекращаются поисково-спасательные работы. Они ведутся круглые сутки и с такой интенсивностью, что несколько водолазов заработали кессонную болезнь. Вместе с тем местные специалисты говорят о том, что слишком мала надежда на спасение семи ненайденных членов экипажа (включая двух граждан Китая); сообщается также о том, что температура морской воды недостаточно высока, чтобы человек мог выжить в ней больше суток…

Пролив Маван – одно из самых напряженных мест с точки зрения судоходства на мировой карте. В час здесь проходит более 200 судов. И при всей жесткости правил мореплавания в районе Гонконга избежать ЧП все равно не удается. В 2000 году здесь было зафиксировано 83 инцидента, в прошлом году – 31. Последнее происшествие – уже не первое в 2002 году…

Пресса сообщает, что расследование катастрофы, повлекший человеческие жертвы, взято на контроль правительством специального административного района Гонконг. Один из высокопоставленных чиновников, директор Морского департамента Гонконга Цуй Шунг-Вю заявил, что главной причиной кораблекрушения стало скорее отсутствие должного взаимопонимания между двумя капитанами, которые за несколько минут до ЧП связывались между собой по радио. Цуй Шунг-Вю отказался говорить о причинах более конкретно, однако подчеркнул, что языковых проблем между капитанами не было…

Добавим, что все 13 российских моряков (а в основном это жители Находки) были устроены на работу на иностранное судно кадровым агентством “Примтанко”. Представитель агентства, отвечая на вопрос корреспондента “В”, сообщил, что наши моряки, прошедшие школу Дальтехфлота, пользуются большим спросом у иностранных нанимателей. Вместе с тем на вопрос “Кто возместит моральный и материальный ущерб морякам и их семьям?” представитель “Примтанко” ответил так: “Кто получает прибыль, тот и несет ответственность. За все должен платить судовладелец…”

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, Юрий БОДУХИН, "Владивосток"