Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Культура, история

Роковой выстрел в гостинице «Версаль», или Расцвет и гибель Сучанского рудника

В один из весенних дней 1911 года, в полночь, в гостинице «Версаль» приложил дуло револьвера к виску и нажал на курок управляющий сучанским каменноугольным предприятием горный инженер Владимир Николаевич Френц. Смерть этого 36-летнего энергичного, талантливого руководителя, одаренного инженера, которому прочили должность начальника особого нового отдела горных предприятий Дальнего Востока, до сих пор остается загадкой. Тогда же, 90 лет назад, она произвела эффект разорвавшейся бомбы.

 В один из весенних дней 1911 года, в полночь, в гостинице «Версаль» приложил дуло револьвера к виску и нажал на курок управляющий сучанским каменноугольным предприятием горный инженер Владимир Николаевич Френц. Смерть этого 36-летнего энергичного, талантливого руководителя, одаренного инженера, которому прочили должность начальника особого нового отдела горных предприятий Дальнего Востока, до сих пор остается загадкой. Тогда же, 90 лет назад, она произвела эффект разорвавшейся бомбы.

«За несколько часов до смерти Владимир Николаевич Френц был в коммерческом собрании, говорил со многими лицами, - сообщала после трагических событий газета «Далекая окраина». – Около 10 часов вечера он спустился в номер, занимаемый бухгалтером сучанских копий С. И. Черновым, и заперся там на ключ. Через некоторое время Френц потребовал стакан вина, конверт и бумагу, а около 12 часов стражник, сидевший в коридоре возле номера, услышал звучный выстрел и вслед за ним более глухой. Он побежал в собрание сообщить об этом Чернову. Когда двери номера были взломаны, Владимира Николаевича нашли уже мертвым».

Спустя три года шахтеры, которые относились к Френцу с необыкновенным почтением и любовью, поставили на его могиле памятник и начертали такие слова: «Незабвенному творцу сучанских копей и беспристрастному защитнику трудящихся. Любимому начальнику и дорогому сотоварищу от осиротевших сучанцев».

Эти слова, рожденные искренней душевной печалью, стали пророческими. Утратив память о родоначальнике шахтерского города, нынешнего Партизанска (могила находится в запустении, старое надгробие уничтожено), город потерял свою былую славу, почет, богатство. Шахты закрыли, на месте прежней угольной вотчины нового так ничего и не создали. Не нашелся новый Френц.

А как все начиналось!

Считай, сто лет назад, 26 декабря 1901 года, состоялись торжественная закладка первой шахты в Сучане, первых жилых бараков, освящение рудника. Эта дата считается днем рождения Партизанска, бывшего Сучана. Правда, некоторые ее оспаривают. И с этим можно согласиться, если иметь в виду тот факт, что уже в 1864 году здесь появилось первое русское поселение – Владимировка (ныне Владимиро-Александровское). А изначальные сведения о существовании сучанского угля встречаются в 80-х годах ХIХ века. Об этом сообщали в своих исследовательских отчетах инженер Боголюбский, затем член Общества изучения Амурского края Маргаритов.

В 1888 году экспедиция инженера Д. Иванова подтвердила, что запасы угля в недрах Сучана огромны. Экспедиции организовывались одна за другой. Закладывались новые шурфы, штольни. Начались разовые заготовки угля. Проснулся интерес к этому делу у предпринимателей. Зеленый свет «большому» сучанскому углю дал сам император, заявив: «Пора нам на Востоке быть вне зависимости от иностранного угля». Для обеспечения угольной независимости в Сучанскую долину были откомандированы 70 опытных горных рабочих из Екатеринослава (Донбасса) во главе с тремя горными инженерами. Управляющим будущим рудником был назначен инженер А. М. Павлов, заместителем управляющего и главным инженером - В. Н. Френц.

В феврале 1902 года, спустя два месяца после того, как состоялась торжественная закладка первой шахты, Павлов покинул Дальний Восток. Осваивать месторождение остался Френц. Это была архитрудная задача. Екатеринославские горные рабочие, прибывшие на Дальний Восток вместе с Френцем, страдали от лютых зимних холодов, от нехватки продовольствия, а также необходимых механизмов.

Все эти трудности были преодолены прежде всего благодаря силе воле, твердому характеру и личному обаянию Владимира Николаевича Френца. В 1904 году была заложена вторая шахта, а еще освящена новая церковь. Рудный поселок разрастался и хорошел на глазах. В 1917 году в Сучане работали восемь школ, народный дом, госпиталь на 50 коек и даже свой синематограф.

Владимир Николаевич Френц стал олицетворением русской мечты о «хорошем царе». Профессионал высочайшей квалификации, справедливый и на редкость радушный человек, он сумел так поставить производство, что на сучанских шахтах добывалось до 200 тысяч тонн угля в год. В планах развития рудника было строительство собственной железной дороги, сооружение завода по брикетированию угля.

Ускорить строительство железной дороги помогла русско-японская война. Неожиданная высадка японской армии на материк повергла русское общество в шок. Стало понятно: не стоит уповать на то, что русский флот будет снабжаться китайским углем. Требовалось срочно соорудить короткую магистраль. Горное ведомство предложило вариант смешанной железной дороги, состоящей из двух участков. На равнине предложено было проложить 75 верст ширококолейной дороги, а горный участок перекрыть подвесной дорогой. Однако инженерный совет отверг это предложение: 95 процентов существовавших в то время подвесных дорог по разным причинам не работали. Тогда-то и было принято предложение инженера Пушечникова, еще одного вдохновителя большого сучанского угля, заменить подвесную дорогу узкоколейной с паровыми подъемниками.

24 мая 1904 года особое совещание всех заинтересованных ведомств рекомендовало принять проект к исполнению. 12 июня того же года его утвердил Николай II. Руководителем работ назначили автора – Пушечникова. Строительство началось уже в октябре, но к январю следующего, 1905 года, у России вновь отпала потребность в сучанском угле. К тому времени империя фактически лишилась Тихоокеанской эскадры, а Владивостокский отряд крейсеров потерял боеспособность. Строительство дороги заморозили. Пушечникова отозвали в Петербург.

Все бы так бесславно и закончилось, если бы не энергия и напор Пушечникова, который начал хлопотать о возобновлении строительства. И весьма успешно. В апреле 1906 года строительство возобновили. Уголь Сучана снова стал большим.

В советское время Сучан превратился в настоящую столицу угольного края. Но в годы перестройки, когда шахты были закрыты и тысячи шахтеров остались без работы, большому сучанскому углю был положен конец.

Сегодня старожилы города предлагают присвоить Приморскому горному техникуму имя Френца. А новым студентам – взять шефство над забытой могилой удачливого горного инженера, который стоял у истоков рождения большого угля Сучана (захоронение находится рядом, в нескольких метрах). И как знать, может быть, возрожденная благодарная память поможет Партизанску обрести достойное будущее.

Автор : Дмитрий КОПЬЕВ, Влагенолий КЛИМЕНКО, специально для «В»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Москве наши железнодорожники не нужны

В краевой администрации прошло совещание, касающееся Федеральной программы модернизации транспортной системы России на 2002-2010 годы. Основная финансовая нагрузка по ее выполнению ляжет на субъекты федерации и самих функционеров транспортного рынка. Неудивительно, что собравшиеся в «Белом доме» руководители крупнейших транспортных структур края в целом оценили ситуацию с федеральной программой скептически, сообщает пресс-служба Дальневосточной железной дороги.

Чем отозвался коммунальный рубль?

Каждый раз, получая извещения о внесении квартирной платы, жители Находки жалуются на то, что возросшие жилищно-коммунальные платежи не отразились на качестве предоставляемых услуг. В особенности акцент делается на том, что практически не выполняются работы по текущему содержанию и капитальному ремонту жилого фонда.

Правительство и ВАЗ снова подоят нас

В минувшее воскресенье по дороге из Владивостока в Уссурийск меня обгоняли десятки иномарок без номеров. “Свежие”, только что купленные машины, гнали приморцы и наши соседи-дальневосточники. Пошел сезон продажи иномарок. Народ не верит никому и по-прежнему, не дожидаясь повышения пошлин, выбирает привезенные из Японии автомобили. Скоро таможенники вновь отрапортуют о перевыполнении плана.

Расстрелянный остров

Ровно 33 года назад, ранним утром 15 марта 1969 года, китайцы предприняли вторую попытку захвата острова Даманского.

Когда автограф начинает говорить…

Вчера в музейном комплексе ДВГУ открылась новая экспозиция «Автографы заговорили», где представлены книги с уникальными автографами известных юристов и государственных деятелей конца ХIХ - начала ХХ веков. Всего их больше полусотни.

Последние номера