Его с детства звали адмиралом

Не так давно на прилавках магазинов появилась автобиографическая книга капитана Миськова «Философия лидера», иллюстрированная множеством редких фотографий из личного архива автора (издательство «Светлана», координатор проекта, литературный редактор Н. Джиджавадзе, издательство «Тони»). Она интересна уже тем, что это плод раздумий, воспоминаний, размышлений об Отчизне, о судьбе, о профессии моряка зрелого человека с неравнодушным сердцем.

12 март 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1133 от 12 март 2002

Не так давно на прилавках магазинов появилась автобиографическая книга капитана Миськова «Философия лидера», иллюстрированная множеством редких фотографий из личного архива автора (издательство «Светлана», координатор проекта, литературный редактор Н. Джиджавадзе, издательство «Тони»). Она интересна уже тем, что это плод раздумий, воспоминаний, размышлений об Отчизне, о судьбе, о профессии моряка зрелого человека с неравнодушным сердцем.

Настоящего флотского командира, который 14 лет стоял у штурвала крупнейшей судоходной компании страны – Дальневосточного морского пароходства.

- Виктор Михайлович, первую вашу книгу «Впереди океан», появившуюся несколько лет назад, многие моряки называют своего рода учебным пособием для молодых штурманов, капитанов. Как бы вы сами представили вторую – «Философия лидера»?

- Это, если можно так выразиться, итог. Я много повидал на своем веку. Мне 72 года. Есть что вспомнить, что рассказать людям. Прежде всего - о Дальневосточном морском пароходстве, единственной на всю жизнь компании, куда я попал после окончания высшего мореходного училища. Ей отдано почти пятьдесят лет жизни. Да что там, вся жизнь. Я и сейчас переживаю о дальнейшей судьбе пароходства.

Надеюсь, некоторые мои мысли, суждения, наблюдения смогут помочь лидеру любой компании. Недаром говорят: «На своих ошибках учатся, на чужих – делают карьеру».

И еще. В этой книге мне захотелось рассказать о своих личных раздумьях, переживаниях. Ведь я живой человек, как все. У меня есть семья, дети, внуки, о которых я беспокоюсь. Есть сердце и нервы.

Но самые главные слова в книге – о нашем пароходстве. Работать в этой компании «от» и «до» нельзя. Ею нужно жить, вычерпывая сердце до самого донышка. Изо дня в день.

- Чем сейчас заняты ваши дни на заслуженном отдыхе?

- Работой, только уже на берегу, вернее, на приусадебном участке. Мы с супругой живем в коттедже. Зинаида Свиридовна очень любит цветы, у нас огромный розарий, есть сад. Развели курочек. Здесь, на шести сотках, командует парадом она. Земля требует неустанного внимания, заботы, честно скажу, за день, бывает, некогда присесть. Но при этом от земли идет такая сила! Такое отдохновение!

А потом от своих корней никуда не деться. Они тоже от земли. Деревня Кучерово на тридцать дворов, где я родился, затерялась среди красноярской тайги. Отец работал председателем сельсовета, мама была колхозницей. Отец погиб на фронте в 1941-м, мама осталась вдовой в 34 года, с двумя детьми на руках: со старшей сестрой и со мной. За мужика в доме был я.

Это, наверное, и сформировало характер. Школу окончил с золотой медалью, все десять лет учился на пятерки. И в дальнейшем, где бы ни работал, всегда считал, что должен быть первым. Элемент честолюбия? Да! Но без этого качества не бывает лидерства. Не совершаются стоящие поступки. Не принимаются серьезные решения.

- Вы как-то пожаловались, что не очень любите звание «патриарх отечественного флота», которым вас нарекли журналисты, мол, слишком пахнет от него нафталином, старостью.

- Я действительно люблю активный образ жизни. До сих пор остаюсь президентом волейбольного клуба, который создал 14 лет назад. Это мой любимый вид спорта, которым занимаюсь вот уже 60 лет. А еще обожаю рыбалку и путешествия.

- А на чтение время остается?

- Можно сказать, оно впервые появилось в достаточном количестве. Отдаю предпочтение классике. У нас собрана хорошая библиотека.

Много книг Зинаида Свиридовна передала на судно «Капитан Афанасьев». Вот уже много лет она его крестная мама и каждый раз с нетерпением ждет возвращения моряков в родной порт.

- Слышала, вам предложили войти в состав комиссии по помилованию при губернаторе Приморского края.

- Действительно, это так. Я дал согласие. Потому что глубоко убежден, в составе этой комиссии должны быть неравнодушные и независимые люди, со своими принципами и убеждениями, которыми не торгуют. Тяжесть задачи заключается в том, что ты не имеешь права на ошибку. Ведь речь идет о жизни и смерти.

- У вас множество почетных званий и регалий: академик Академии транспорта, профессор Морского государственного университета им. Г. Невельского, заслуженный работник транспорта РФ, отличник народного просвещения, почетный гражданин города Владивостока. Этот список можно долго продолжать. Что для вас в нем значимо?

- Только два звания: почетный гражданин города Владивостока и капитан дальнего плавания.

Владивосток – это родной город, самый лучший на свете. Здесь мое сердце, друзья. Я его ни на что не променяю и никогда не покину.

А еще я – моряк. Море - это моя жизнь, судьба. И этим все сказано.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток»