Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Экономика, финансы

От АТЭС до АЭС, или Время больших проектов

Появится ли у Приморья действенная стратегия развития, способная на достойном уровне вписать край в один из самых динамичных регионов планеты – Азиатско-Тихоокеанский?

Появится ли у Приморья действенная стратегия развития, способная на достойном уровне вписать край в один из самых динамичных регионов планеты – Азиатско-Тихоокеанский?

В поисках инвестиционного сюжета

В современных реалиях главам российских регионов приходится быть не только хозяйственниками, политиками и отцами-благодетелями, но прежде всего предприимчивыми бизнесменами. Здесь не играет роли то, кем губернатор был в прошлой жизни - партийцем, армейцем или демагогом-профессионалом. Перед каждым стоит предельно ясная задача: заработать деньги. Завлечением ли инвесторов, снисканием ли понимания в государственных закромах, маниловскими ли инициативами – безразлично.

Раскрутить вязнущие маховики экономики, обеспечить населению рабочие места, а бюджетам – налоговые поступления - вот главная боль светлых губернаторских голов. Перспективный проект не только вдохнет жизнь в регион, но и даст возможность неплохо погреть руки, закоченевшие от финансовых и политических холодов.

Поиск выгодных проектов идет и в приморском «Белом доме», который с недавних пор обжили бывшие бизнесмены, не понаслышке знающие цену деньгам, времени и коммерческому риску.

Научная фантастика и капиталистический реализм

Перечислить все проекты, возникающие во вдохновенных головах приморских политиков, ученых и народных умельцев, просто невозможно. Однако для того чтобы десяток инициатив составил осмысленную стратегию развития Приморья, жизненно необходимы эти сотни задумок, впоследствии просеиваемые через сито уместности и принципиальной возможности.

В прошлом году пришлось побывать в ЗАТО Фокино, где представители местной власти рассказывали о полуфантастическом проекте возведения у поселка Дунай навороченного нефтегазового комплекса для переработки сахалинской и даже эмиратовской нефти. Правда, дальше разговоров дело пока не идет. Зато рядом, на Чажминском судоремонтном заводе, уже освоен ремонт плавучих буровых платформ, которые буксируют сюда с Сахалинского шельфа. Когда нет госзаказа, заводу приходится искать работу самостоятельно.

На 2-м Тихоокеанском форуме соотечественников, прошедшем во Владивостоке прошлой осенью, целый сонм больших ученых из России и зарубежья до скрипа в извилинах думал, почему в край не течет золотая река инвестиций. Сколько экспертов, столько и мнений, но в целом инвестиционное обаяние Приморья оценивается довольно прохладно. Одна из самых оптимистических экспертиз определила краю 20-е место в ряду 89 субъектов Российской Федерации, другие помещают Приморье в районе 40-го. Даже такие плюсы, как океанское расположение и высокая ресурсообеспеченность, не перевешивают объективных инвестиционных минусов, среди которых – климатические, демографические, социальные показатели.

Из-за этого большинство проектов, разрабатываемых приморскими предпринимателями, предусматривает получение не инвестиций из-за рубежа, а кредитов. Разница принципиальная – окупились затраты или нет, а кредит нужно отдать, еще и с процентами. Если же прогорит дело, основанное на инвестициях, то об этом будет болеть голова только у самого инвестора. С другой стороны, удачное начинание может его обогатить, но стоит ли рисковать? В приморском «Белом доме», начав подготовку к форуму «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», заговорили о «дефиците инвестиционных проектов». После своей японской командировки губернатор Дарькин объявил, что ждать прихода японского капитала в Приморье не стоит. Краевые власти решили сделать ставку на отечественный капитал и не против практикуемой перекупки рентабельных приморских предприятий москвичами: ведь рабочие места, как и налоговая база, остаются в крае.

В Тихоокеанском институте географии ДВО РАН считают, что объективных предпосылок развития у края больше чем достаточно. А значит, как говаривал один деятель, главное – начать.

Энергичнее!

Тепловые и световые неурядицы стали своеобразной визитной карточкой Приморья. Поэтому пристальное внимание прожектеров всех мастей приковано к энергетическим перспективам края.

Сенсаций и свежих находок здесь хватает. В декабре, например, специалисты ДВГТУ разработали некую фантастическую плазменную установку. Изготовить ее сможет любое предприятие, и уже через год экономия электроэнергии будет почти в десять раз превышать затраты на изготовление самой установки (они составят примерно 300-400 тысяч рублей). Однако «дальнейшее – молчанье»...…

А вот участие Приморья в известных проектах «Сахалин-1», «Сахалин-2» и так далее до «Сахалина-6» сегодня представляется более реальным. Требуется дополнительный танкерный флот – подключается Приморское морское пароходство. Не хватает интеллектуалов - ученые ДВО РАН спешно мобилизуют свои умственные ресурсы, не имея возможности жить по-человечески на бюджетные деньги. Если же через Приморье протянут трубу с Сахалина на Корейский полуостров, то, глядишь, совсем малина начнется! Кстати, во время недавней поездки в Уссурийск Сергей Дарькин загадочно обмолвился о некоем «закрытом проекте», также связанном с «Сахалином-2»...…

И тем не менее тревожные разговоры о замерзающем Приморье не утихают. Поэтому вновь оживились планы строительства в крае атомной электростанции. Обойдется это удовольствие миллионов в 800 - долларов, естественно. Министерство атомной энергии пообещало уже в этом году выделить 30 миллионов рублей на проведение технического обоснования строительства АЭС в Приморском крае. Что касается самого строительства, то раньше 2015 года оно не начнется, тем более что точку в споре «быть или не быть АЭС» поставят сами приморцы на специальном референдуме. Разумеется, многие будут против «мирного атома», как и в случае с другим непопулярным проектом - переработкой радиоактивных отходов.

Но есть и другие идеи. В аппарате дальневосточного полпреда Константина Пуликовского обещают в текущем году впервые разработать стратегию развития топливно-энергетического комплекса не отдельных областей, а всего Дальнего Востока. Специалисты считают необходимым сращивание энергосистем Дальнего Востока и стран Северо-Восточной Азии, более тесное взаимодействие предприятий угольной промышленности с нефтегазовой отраслью. Ожидается продолжение строительства Бурейской гидроэлектростанции и целого каскада Нижнебурейских ГЭС.

Под будущие разливанные моря уже зачищают и площадки - рубят шаровый лес в тех местах.

В одной из бесед с журналистами Сергей Дарькин объявил, что если и есть в Приморье энергокризис, то это кризис перепроизводства электричества. Отсюда возникли планы по переброске излишков энергии в Северную Корею.

Чуть помедленнее, время…

Один из перспективных ориентиров для Приморья – транспорт и все, что с ним связано. У нас есть шансы стать крупной перевалочной базой на внутрироссийских и международных грузоперевозках. В порту Восточном открылся терминал по перевалке минеральных удобрений, активно строится комплекс Гродеково - Суйфэньхэ. Возможно, скоро объединятся Транссибирская и Транскорейская железнодорожные магистрали, хотя в отношении этого проекта есть много сомнений.

Когда-то мощная приморская оборонка сегодня криком кричит без достаточного госзаказа. Термосы, пельмени, копченая рыба, которую выпускают на былых гигантах военной промышленности, – все это вкусно и хорошо, но без работы по основному профилю заводам не жить. Если, например, «Дальприбору» сравнительно легко перестроиться и выпускать разного рода мирную продукцию, то другим заводам перепрофилирование дается сложнее. Предприятия судоремонта вообще ничем, кроме основной деятельности, заниматься не могут, если не считать сдачу в аренду пустующих площадей.

Правда, не так давно заговорили о новой возможности выживания 14 приморских предприятий оборонно-промышленного комплекса. Речь идет о создании холдинга оборонных заводов. Федеральной программой развития ОПК России предусмотрено преобразование российской оборонки в отдельные интегрированные структуры. В краевой администрации считают, что объединение приморского ВПК - единственная возможность не оказаться в стороне от федеральных вливаний.

Благодаря уникальной природе Приморье имеет немало лакомых кусочков - морские биоресурсы, полезные ископаемые, идущие в основном на экспорт, ценный лес, который споро сводят под корень. Ученые ДВО РАН сейчас разрабатывают программу по созданию биотехнопарков, способных дать толчок появлению новых предприятий в сфере медицинской и пищевой промышленности.

В ультралиберальных московских кругах открыто говорят о том, что Россию пора расчленить на самостоятельные хозяйственные зоны – Владивосток, мол, географически и экономически ближе к Токио, чем к Москве. До такого передела пока не дошло, но о более тесном взаимодействии со странами АТР речь пойдет на скором форуме АТЭС во Владивостоке. Правда, пока даже не ясно, кто возьмет на себя расходы по его проведению.

…Остро чувствуется дефицит стратегии. Если интеллектуальный запас еще не растрачен окончательно, то со временем и средствами хуже. Властям нужно успевать входить в зиму, бороться с паводком, ликвидировать последствия тайфуна, латать всевозможные дыры – при таком раскладе будущее принимать в расчет сложно. Мы живем в режиме военного времени – только вместо гранат взрываются лопнувшие трубы, а от пиаровских пуль падают как подкошенные политические бойцы.

Автор : Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Переизбыток снижает тарифы

Давно прогнозируемое аналитиками снижение отпускных цен на реализуемое в России топливо для автомобильного транспорта, похоже, началось. В Приморье и в соседнем Хабаровском крае в течение последних двух недель тарифы снизились на 0,4 – 1 процент, что в денежном выражении составляет от 40 копеек и выше на каждый литр бензина.

Услуги меняются в цене

С приходом календарной весны и общим потеплением в Приморье краевым комитетом государственной статистики отмечено редкое для наших дней явление: снижение платы за отопление. Это произошло незначительно во Владивостоке и почти на треть от действовавших тарифов в Дальнегорске.

Рентген для финансов. В гордуме говорили о прозрачности бюджета

В думе Владивостока прошел очередной «круглый стол». Его тема актуальна на сегодняшний день, как ничто иное, – “Бюджет Владивостока принят, что дальше?”. Рассматривать перспективы собрались председатель городской думы Борис Данчин, председатели постоянных комиссий по бюджету, налогам и финансам, по экономической политике и муниципальной собственности, общественность представляли “Женщины Владивостока”, “Ступени”, региональное представительство СПС и клуб “Демократ”.

Жизнь взаймы

Находкинская администрация продолжает изыскивать средства для расчета с московской компанией «Альфа-Эко-М» за ранее поставленный мазут. В настоящее время решается вопрос об оформлении кредита в 25 миллионов рублей в находкинском отделении сбербанка России. Обеспечением кредита послужит принадлежащий городу комплекс складов по улице Угольной.

От АТЭС до АЭС, или Время больших проектов

Появится ли у Приморья действенная стратегия развития, способная на достойном уровне вписать край в один из самых динамичных регионов планеты – Азиатско-Тихоокеанский?

Последние номера