Труба, конечно, не диван. Но и ее можно купить в кредит. Если она пойдет на производство…

Мой сосед, докер Владивостокского торгового порта, неугомонный патриот России, вот уже который год не устает возмущаться: «Скоро всю Россию распродадут. Каждый день нам на комплекс тащат прокат черного металла – трубы, стальной лист и в рулонах, и в пакетах, другие изделия. Мы его отправляем, а получаем из-за бугра какие-то печенюшки. У нас что, металл никому не нужен?» Добавлю к его наблюдениям: то же самое творится и в Восточном порту, и на автопереходе с Китаем «Сосновая Падь». В какой-то степени исполняя пожелание своего соседа разъяснить, когда же закончится «распродажа» России, и одновременно удовлетворяя свое любопытство, автор этих строк встретился с Надеждой Николаевной Ашаевой - финансовым директором Дальневосточного филиала Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК-ДВ), может быть, самой компетентной в сфере экспорта металлопроката и металлургического производства фирмы, расположенной во Владивостоке.

1 март 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1129 от 1 март 2002

 Мой сосед, докер Владивостокского торгового порта, неугомонный патриот России, вот уже который год не устает возмущаться: «Скоро всю Россию распродадут. Каждый день нам на комплекс тащат прокат черного металла – трубы, стальной лист и в рулонах, и в пакетах, другие изделия. Мы его отправляем, а получаем из-за бугра какие-то печенюшки. У нас что, металл никому не нужен?» Добавлю к его наблюдениям: то же самое творится и в Восточном порту, и на автопереходе с Китаем «Сосновая Падь». В какой-то степени исполняя пожелание своего соседа разъяснить, когда же закончится «распродажа» России, и одновременно удовлетворяя свое любопытство, автор этих строк встретился с Надеждой Николаевной Ашаевой - финансовым директором Дальневосточного филиала Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК-ДВ), может быть, самой компетентной в сфере экспорта металлопроката и металлургического производства фирмы, расположенной во Владивостоке.

- Надежда Николаевна, так распродает ваша фирма народное достояние или, наоборот, приумножает богатства России?

- Конечно же второе. И в этом участвует не только Новолипецкий металлургический комбинат, но и другие компании отрасли. Из экспорта металлопроката я вообще не стала бы делать трагедии. Во-первых, мы продаем зарубежным партнерам не сырье, а готовую продукцию, которая идет отнюдь не на гвозди. Во-вторых, в те годы народное хозяйство страны было поставлено в такие условия, что именно на деньги от экспорта можно было не только обеспечить выпуск традиционной качественной и высококонкурентной продукции, но и внедрить новые технологии. Наш филиал был организован 10 лет назад, и тогда перед нами ставилась задача – мониторинг Юго-Восточной Азии. В тех условиях, когда традиционные отечественные потребители переживали свои не самые лучшие времена, скорее даже худшие, это было единственно правильное решение. Думаю, сегодня России было бы не легче от того, что черную металлургию постигла бы «черная» судьба большинства отраслей народного хозяйства России.

Новолипецкий комбинат, как и другие подобные производства отрасли, устоял, внедрил новые технологии, которые позволили предложить на рынке прокат, отвечающий мировым стандартам, и вошел в мировую десятку самых конкурентоспособных металлургических производств мира благодаря именно производству продукции с высокой добавочной стоимостью.

И еще в годы крайней экономической нестабильности металлурги дали работу железнодорожникам, докерам портов, экспедиторским, автомобильным компаниям и главное – почти не снизили объемов налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. Сейчас в стране экономическая ситуация изменилась. Мы перестали просто выживать, а начали развивать производство. Эти же процессы происходят и в других отраслях, соответственно изменилась и наша политика в области сбыта продукции.

Вот уже два года и комбинат, и наш филиал активно работают на внутреннем рынке. Есть и некоторые результаты. В прошлом году и по комбинату, и по филиалу объем реализации на внешний рынок составил 70 процентов, на внутренний - 30. В этом году мы доведем это соотношение до 60 на 40 процентов, в следующем – до 50 на 50.

- Если продолжить приведенную вами динамику на пару лет дальше, то очень скоро порты и автопереходы с Китаем разгрузятся от металлопроката…

- Совсем необязательно. Мы отнюдь не собираемся совсем уходить с международного рынка. Другое дело, что он для нас, россиян, нестабилен, всегда есть опасность введения каких-то санкций на наш прокат. Не потому, что нас не любят. Просто, любое правительство обязано беспокоиться о собственных производителях, о рабочих местах для своего, а не чужого народа. Здесь важно другое: предприятия черной металлургии предлагают отечественным потребителям долгосрочное сотрудничество по самым различным схемам, в том числе и льготным, тем самым выражая готовность предметно участвовать в восстановлении экономики страны.

Начала реализовываться политика некоммерческого партнерства «Консорциум «Русская сталь», в который на первом этапе вошли Новолипецкий и Нижнетагильский металлургические комбинаты. Основная задача этого объединения – выработка правил и мер, которые помогли бы становлению цивилизованного рынка продукции черной металлургии в России, осуществлению делового партнерства с государственными и муниципальными органами власти. У металлургов есть планы инвестирования некоторых отраслей промышленности, с тем чтобы обеспечить, с одной стороны, стабильный рынок сбыта, а с другой – свое прямое участие в производстве продукции.

Словом, пора заканчивать с хаосом на рынке металлопроката. Первые результаты такой политики, как я уже говорила выше, вполне осязаемы. Базы филиала во Владивостоке, Уссурийске, Хабаровске предлагают местным потребителям абсолютно весь ассортимент проката по отпускным ценам производителей и по самым различным льготным схемам расчетов. Ведь раньше крупному покупателю при дефиците оборотных средств нужно было брать кредит в банке под непосильный процент, делать заказ на завод, ждать доставки – на все про все уходило до 60 суток. А теперь оформи платежные документы, приезжай на базу, загружай и вези на производство. Так что наши отечественные потребители находятся даже в более выгодных условиях, нежели зарубежные.

- При нынешних экономических реалиях трудно не воспользоваться теми условиями партнерства, которые вы предлагаете. Дальневосточные компании, видимо, стоят в очереди у ворот ваших баз. Кто они?

- Постоянные покупатели у нас, конечно же, есть, и с каждым днем их становится все больше. Мы прекрасно понимаем, кто является нашими постоянными клиентами - прежде всего те собственники, которым выгодно иметь прокат по себестоимости. Там же, где финансовая прозрачность производства по каким-то причинам еще не сложилась, предпочитают обращаться к многочисленным посредникам, некоторые из которых приобретают металл на наших же базах. А это весьма и весьма накладно. Потому что, если вы купили у посредников, условно говоря, тонну трубопроката, то у нас за эти же деньги могли бы взять полторы тонны. Самое прискорбное, что на операции с посредниками идут и некоторые муниципальные образования. Это, конечно, их право, но ведь они постоянно жалуются на дефицит бюджетных средств.

А ведь власти Уссурийска могли бы подтвердить, насколько выгоднее сотрудничать именно с нами. В свое время мы поставили городу металлопрокат на подготовку к зиме с рассрочкой платежей до четырех месяцев, по сути, в кредит. Власти сумели быстро и эффективно пустить его в дело, и в результате в течение зимы в ТЭКе и коммуналке города не случилось ни одного ЧП, а муниципалитет получил подписанную губернатором почетную грамоту за хорошую подготовку к отопительному сезону.

Свою стратегическую задачу видим в расширении вот таких потребителей в Дальневосточном регионе, включая Магадан, Камчатку, Сахалин. Распространение своего влияния на эти административные области – это тоже один из главных элементов новой политики российских металлургических компаний, интересы которых мы здесь представляем. Мы готовы к долгосрочному, плановому сотрудничеству, готовы отпускать продукцию в рассрочку, если она идет на конкретное производство, а не на перепродажу. И дело, собственно, осталось за малым: потенциальный покупатель проката должен сам подсчитать свои выгоды и невыгоды, а мы ему всегда пойдем навстречу.

Автор: Беседовал Иван МИХАЙЛОВ