Крабовые страсти - 2

«Владивосток» уже не раз писал о крабовой проблеме. Таможенники и пограничники, призванные с этим бороться, чуть ли не ежедневно задерживают суда-нарушители, но сами же признают, что это лишь капля в море. Пока они описывают снасти и улов на одной шхуне, десяток других движутся в направлении японских портов.

15 февр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1122 от 15 февр. 2002

 «Владивосток» уже не раз писал о крабовой проблеме. Таможенники и пограничники, призванные с этим бороться, чуть ли не ежедневно задерживают суда-нарушители, но сами же признают, что это лишь капля в море. Пока они описывают снасти и улов на одной шхуне, десяток других движутся в направлении японских портов.

Но взаимоотношения между контрабандистами и таможенниками уже не ограничиваются формулой «Ты догоняешь, я убегаю».

После задержания таможенниками судна «Громобой», принадлежащего компании «Дальфин», в нашей газете появилась статья «Крабовые страсти». Напомним – в ней была представлена точка зрения компании «Дальфин». По их версии, сотрудники оперативной таможни задержали судно незаконно, с нарушением всех мыслимых правил и инструкций, после чего делались непрозрачные намеки о причинах такого безобразия – таможенники хотели ни больше ни меньше, а по чьей-то указке очернить честного человека, руководителя компании, баллотировавшегося в то время в краевую думу.

Мы пригласили к диалогу и работников оперативной таможни. Вот ее версия случившегося:

24 ноября 2001 года в ходе специальной морской операции «Приморье» большое таможенное судно «Виталий Кирсанов» с оперативной группой на борту задержал «Громобой». Кроме него в том районе находилось еще шесть судов, четыре из которых принадлежали компании «Дальфин». Все они следовали из территориальных вод РФ.

«Громобой» выбрали по той простой причине, что он находился ближе всех к БТС. Знать, что судно принадлежит кандидату в депутаты, таможенники не могли.

Высадившейся на судно в полном соответствии с Таможенным кодексом РФ оперативной группой было выявлено нарушение таможенных правил – экипаж пытался вывезти улов краба, минуя таможенный контроль. По данному факту в отношении владельца – ООО «Компания «Дальфин» составлен протокол о нарушении таможенных правил по ст. 276 ТК РФ.

Капитан «Громобоя» признал факт таможенного правонарушения со своей стороны и добровольно согласился следовать в порт Владивосток для выполнения необходимых процессуальных действий и повторного досмотра судна. Правда, ему удается связаться с судовладельцем, который дает команду изменить курс на Японию, и капитан подчиняется и идет на Японию, пересекая при этом российскую границу (а у таможенников, кстати, не было при себе даже загранпаспортов!).

Сотрудники таможни, находившиеся на борту СРТМ, предъявили капитану письменное предписание о необходимости следовать в порт Владивосток, и после «непродолжительных» четырехчасовых препирательств он таки ему последовал. Кстати, капитана пришлось также изолировать от средств связи.

По прибытии в порт были проведены погранично-таможенное оформление и контроль, завершены все процессуальные действия.

Теперь дело передано в суд, который и решит – кто прав, кто виноват? Таможенники уверяют, что не было ни «вооруженного захвата», ни «пистолета у виска капитана».

Зато было много других моментов, которые суд, скорее всего, к делу не приобщит.

Кстати, сразу после задержания «Громобоя» юристы компании «Дальфин» написали жалобу из восьми пунктов на действия таможенников в прокуратуру. Вначале в военную (!), потом дело все же перекочевало в транспортную. Прокурор транспортной прокуратуры вынес постановление: по всем восьми пунктам жалобы в возбуждении дела отказать.

Остается лишь добавить, что принадлежащие «Дальфину» суда при попытке незаконного вывоза краба задерживаются не в первый раз. Таможенникам с точностью до килограмма известно, где, когда и сколько контрабандного улова сдают его шхуны – с 2000 года японское министерство финансов разрешило предоставлять по запросу Дальневосточной оперативной таможни такие данные.

***

В этой истории еще рано ставить точку. Суд определит, кто прав, а кто нет. Но нам представляется, что любой спор должен решаться только с применением допустимых аргументов, без ссылки на какие-либо силы, без угроз и оскорблений.

Впрочем, о решении суда по этому конкретному делу мы обязательно сообщим нашим читателям.

Автор: Служба новостей «В»