Вздох глубокий, руки шире… А ты готов сдать нормы ГТО?

Итак, наш болезненный вид уже не устраивает правительство. Правительство хотело бы видеть свой народ другим: румяным и веселым, не пристающим к нему с вопросами о том, как можно прожить на прожиточный минимум и еще оплатить коммунальные услуги на сто процентов.

15 февр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1122 от 15 февр. 2002
Итак, наш болезненный вид уже не устраивает правительство. Правительство хотело бы видеть свой народ другим: румяным и веселым, не пристающим к нему с вопросами о том, как можно прожить на прожиточный минимум и еще оплатить коммунальные услуги на сто процентов.

Вице-премьер правительства РФ Валентина Матвиенко предложила восстановить существовавшую в Советском Союзе практику обязательной сдачи спортивных нормативов по типу ГТО в учебных заведениях, а также производственную гимнастику и физкультминутки на уроках и учебных семинарах. В своем докладе вице-премьер выразила убеждение в том, что в России “необходимо создать культ здорового образа жизни, а здоровье нации должно стать частью национальной идеи”. По ее словам, “когда Запад убегал от инфаркта и табака, мы превращали спортплощадки в рынки и торговые точки”.

Матвиенко обрисовала безрадостную картину, существующую сейчас в России, указав, что особую тревогу вызывают рост заболеваемости населения, высокий уровень алкоголизма, наркомании и детской безнадзорности. При этом общее число занимающихся спортом не превышает 9 процентов, а среди женщин этот показатель составляет 5 процентов, в то время как на Западе, например в скандинавских странах, спортом занимаются от 40 до 60 процентов населения.

Ну что ж, Матвиенко предложила невозможный рецепт. В данном случае это речь премьер-министра. Человек в правительстве без тени иронии, без извинительной улыбки употребляет «сталинизмы»: производственная гимнастика и нормы ГТО.

Я очень надеюсь, что ни производственная гимнастика, ни ГТО в нынешней России не пройдут ни под каким соусом. Еще бы она сказала, что ее беспокоит «здоровье призывников» – того мяса, что страна готовит на убой.

Матвиенко наивно думает, что если со стадионов снова убрать рынки, то обыватель придет туда заниматься физкультурой. Этого не будет.

Положи перед русским мужиком на выбор - бутылку водки или мяч – что он выберет? А уж потом, пьяный, может быть, пнет мяч. Водка – вот национальный вид спорта русских, и тут нас не обойти.

Тогда заставить! Вот он пришел, голубчик, на производство, а мы ему – физкультминутку под надзором старшего мастера. Но где это у нас осталось «производство» и сколько людей составляют дисциплинированный отряд пролетариата? Самый большой цех сейчас – это Луговской рынок. Но продавцы там и так приседают и приплясывают от мороза.

Для того чтобы русский человек посмотрел на свое жирненькое брюшко не с умилением, а с беспокойством, должно произойти как минимум следующее:

А) уйти жена
Б) отвернуться все подружки
В) пиво перестанет лезть в глотку
Г) живот мешает взяться за руль.

Прошлого не вернешь, но нам нужно вернуться немного назад, для разбега. Но не к своему опыту (радио, рояль и баритон диктора), а к мировому. Вернемся в семидесятые – аэробика! Это все то же самое, но в иной форме: весело, сексуально, с музычкой и соблазнительными тренершами.

Боже мой, как вам рассказать?! Год 85-й. Сырая казарма на окраине Уссурийска. Полсотни плохо бритых мужиков, призванных на переподготовку. И в воскресенье центральное телевидение нам показало «аэротику». Дюжина прелестниц и парочка томных красавцев в тонком трико демонстрировали нам свои изгибы. Иногда оператор не успевал поменять план, и весь экран загораживали такие ракурсы, которые тогда еще не публиковались в открытой печати.

А в понедельник утром - «форма одежды – голый по пояс» (в воздухе сырой туман и около ноля). Взвод, бегом, марш! Отбежали метров триста, чтобы согреться. Лейтенант, только что из училища, дурачок и с мечтой показать нам «кузькину мать» и свое тело атлета. Начинается: прыжки на месте, наклоны, правой ногой достать левую руку, вращаем кистями, вращаем! Нам – развлечение, мы вращаем.

Через некоторое время, когда были впервые опубликованы книжки по йоге, я с удивлением увидел, что советский комплекс утренней физзарядки во многом совпадает с ее базовыми элементами. Но только по форме. Йога ставила тело в статическое напряжение – никакого размахивания, только внешне незаметное внутреннее сдавливание мышц и органов.

Потом появилась китайская гимнастика. Комплексы виртуозных фигур – и опять все это без советского остервенения – плавно, как танец журавлей и потягивание кошки.

Так что первый вопрос – а какая гимнастика нам нужна?

Да любая, закричит мне в ответ Матвиенко. Даже бег трусцой лучше, чем ничего. И в этом я с ней согласен.

Но если она предполагает нас организовать для этого, то я говорю: дайте людям самостоятельность и право выбора. Желание и свободное время – вот что нужно для того, чтобы бегать по лыжне, льду или прыгать, как котенок, за перышками с ракеткой для бадминтона.

Да, культуризм как культ мышц уже занят. Интеллигенции остались мистические концепции тайцы-цзюянь, ушу и русского рукопашного боя, козырный удар которого – открытой рукой в ухо.

Гимнастические залы стали бизнесом. Состоятельная публика находит удовольствие если не в тренажерах, то в том, что тратит деньги на них. Прочей публике остается природа и бег трусцой.

Чтобы сделать вот такое спортивное оздоравливающее движение мощным, не нужны деньги, но нужна мода или простая идея, что час ритмичного движения на свежем воздухе дает больший эффект, чем 300 рублей, оставленные в аптеке.

Инициатива и свободное время – вот предпосылки для оздоравливания нации. Но раз это национальная идея, то я предлагаю вместо Матвиенко назначить вице-премьером Алину Кабаеву. Эта лучезарная гимнастка сделает для России больше, чем «мистер Вселенная» и министр по делам спорта в правительстве Клинтона Арнольд Шварценеггер.

А для начала у меня есть производственная гимнастика для правительства:

«Встали, ноги на ширину плеч, глубокий вдох, руки за голову, лицом к стене!!!!!!!!!!!»

А когда они напугаются, уже можно продолжить: «Сели – встали, упали на пол и отжиматься сто раз». Это так, для профилактики, чтобы правительство понимало, что оно нам предлагает.

Автор: Андрей КАЛАЧИНСКИЙ, специально для «В»