Дудаев и Масхадов готовились взорвать в Приморье ядерное оружие

В минувшее воскресенье РТР обнародовало некоторые подробности фантастического плана захвата чеченскими боевиками атомной подводной лодки на одной из баз Тихоокеанского флота в Приморье. Идея хоть и бредовая, однако многократно прокрученная Голливудом в различных фильмах и при определенном стечении обстоятельств вполне реальная для исполнения.

12 февр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1119 от 12 февр. 2002

 В минувшее воскресенье РТР обнародовало некоторые подробности фантастического плана захвата чеченскими боевиками атомной подводной лодки на одной из баз Тихоокеанского флота в Приморье. Идея хоть и бредовая, однако многократно прокрученная Голливудом в различных фильмах и при определенном стечении обстоятельств вполне реальная для исполнения.

«В» уже сообщал о том, что спецподразделения Федеральной службы безопасности в начале февраля обнаружили архив Джохара Дудаева, мятежного президента мятежной республики. Тайник находился селе Старые Атаги в самом центре Чечни. Скорее всего он оказался ненужным боевикам после гибели их лидера. В архиве бывший советский офицер и руководитель бандитских формирований держал самые ценные для себя документы и фотографии.

Видимо, ностальгия по прошлому давала себя знать. Дудаев хранил личное дело, которое он ухитрился изъять при увольнении из Вооруженных сил СССР. Вот выдержка из партийной характеристики на коммуниста, командира авиационной дивизии генерал-майора Дудаева: «Делу КПСС и Советского правительства предан. Документы съездов партии, пленумов ЦК КПСС, директивы начальника Главного политуправления Советской армии и Военно-морского флота знает и правильно руководствуется ими в своей служебной деятельности».

Упоминание о ВМФ совсем нелишнее. Как боевой офицер и командир (хоть и бывший) крупного соединения стратегических бомбардировщиков, он отдавал себе отчет в планируемой акции. Вспомните 1995-96 годы. Сепаратисты терпят одно поражение за другим, они вынуждены покинуть населенные пункты и укрываться в горах. Нужен был крутой поворот в событиях, хоть на время дать боевикам передышку. А потому Дудаев и решился на ядерный шантаж.

План был такой. В горах готовится диверсионная группа из семи человек славянской внешности. Они приезжают в Приморье и скрытно отправляются на одну из баз ТОФ на юге края. Для них были нарисованы карты, которые показал журналистам командующий объединенной группировкой вооруженных сил РФ в Чеченской республике генерал Владимир Молтенской. На одной из них написано: «Дорога на Находку с выходом после Южно-Морского на основную трассу Владивосток - Находка». На самодельных картах нанесены стрелки – пути движения боевиков к АПЛ и возможного отступления после завершения акции устрашения.

Бандиты должны были у пирса уничтожить часовых и захватить ракетоносец. Заминировать реакторный отсек и ракеты с ядерными боеголовками. Потом они выходят в открытый эфир и требуют от правительства России прекращения войны и вывода всех войск с территории Ичкерии. В случае невыполнения требований взрывают подводный крейсер и устраивают второй Чернобыль. В зону уничтожения и поражения попал бы не только юг российского Дальнего Востока, но и Япония, обе Кореи и часть Китая. Если Москва принимает предложение, то боевики демонтируют одну из боеголовок субмарины и вместе с ней покидают подлодку, а далее выезжают из блокируемой зоны. Чудовищный план. Но бандиты были готовы его применить.

Кстати, его автором скорей всего является правая рука Дудаева, тогдашний начальник штаба, а впоследствии самопровозглашенный президент Ичкерии Аслан Масхадов. Он долгое время служил в Приморье. В 1972 году после окончания Тбилисского артиллерийского училища молодой лейтенант прибыл на должность командира взвода в артполк в Ханкайский район. В бывшей казачьей станице Платоново-Александровское он дослужился до командира батареи, начальника штаба дивизиона. В 1978 году уехал в Ленинградскую военно-артиллерийскую академию. В Приморье больше не возвращался, но, видимо, за 6 лет хорошо изучил край и места дислокации частей стратегического назначения.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, «Владивосток»