Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Мегаполис

Столица переедет в Уссурийск?

Разговоры о том, что пора отобрать лавры административного первенства у Владивостока и передать их скромному Уссурийску, ведутся не только на приморском, но и на федеральном уровне. На днях развернутую аргументацию этой точки зрения представила лояльная все прошлые годы к приморскому руководству московская "Независимая газета".
 Разговоры о том, что пора отобрать лавры административного первенства у Владивостока и передать их скромному Уссурийску, ведутся не только на приморском, но и на федеральном уровне. На днях развернутую аргументацию этой точки зрения представила лояльная все прошлые годы к приморскому руководству московская "Независимая газета".

Идея многим приморцам кажется нелепой, однако не спешите смеяться. О необходимости изменений в административной структуре края говорят уже давно - например, мало кто доволен тем, что в Спасском, Партизанском, Дальнереченском районах существуют по две администрации (городская и сельская), что уже приводило не раз к междоусобным и судебным разборкам. Так что тема административно-территориального передела края не нова.

К тому же как только в первопрестольной надежно окопался Владимир Путин, в кремлевских коридорах вообще заговорили о переносе столицы Российской Федерации в родной президенту Санкт-Петербург. Такие прецеденты в отечественной истории уже были. Приморцам за примером ходить в Москву не надо - взять хотя бы соседнюю Японию, в которой Токио был стольным городом далеко не всегда. Да и в летописи нашего края есть примечательная глава - когда в позапрошлом веке речь зашла о центре Приморья, многие высказывались за порт Посьет.

Наконец, многие считают, что называть Владивосток столицей края вообще юридически неграмотно. Формально Владивосток не имеет "столичного" статуса. Кстати, кроме удовлетворения законных амбиций "далекого, но нашенского" города, признание Владивостока краевой столицей дало бы нам право на дополнительные вливания из бюджета.

На этом фоне проект переноса краевого центра в Уссурийск уже не выглядит абсурдным. К тому же у идеи есть последовательные и подкованные защитники. Хотя бы московский кандидат социологических наук Игорь Романов - автор нескольких газетных публикаций на эту тему.

Крепость, порт, но не больше

Владивосток действительно, скажем так, город нестарый. Заселять эти места начинали казаки, военные, которые прижились бы и в пустыне, если бы Родина приказала. Они выбирали место не для мирного города и тем более не для краевого центра, а всего лишь для поста. Когда на его месте вырос современный Владивосток, “мина замедленного действия” сработала - неудобства обнаружились и заставили обратить на себя внимание. “Владивосток, расположенный на скалистых сопках у морских бухт, имеет важнейшее функциональное значение в военном плане и вряд ли вполне пригоден для мирной жизни, а уж тем более в качестве столицы региона”, - считает Игорь Романов. То, что город признан центром края, всего лишь историческая привычка. В силу этой привычки здесь сосредоточены инфраструктура краевой власти, штаб Тихоокеанского флота, Дальневосточное отделение Российской академии наук и многие другие учреждения. Удобная бухта стимулировала развитие порта и внешней торговли, и Владивосток по сей день остается самой населенной точкой Приморья. Естественно, что в город продолжают вкладываться огромные финансовые средства, но эти затраты, по мнению сторонников переноса, несоизмеримы с отдачей от них: скалистый рельеф определяет большие расходы в сфере капитального строительства и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Транспортная проблема вообще не представляется разрешимой при дальнейшем развитии города из-за тех же ландшафтных факторов: автомобильному потоку уже сегодня не хватает места.

Можно предъявить претензии и к климату Владивостока, и к вечно актуальной проблеме водоснабжения, и к беспомощности города перед регулярно налетающими тайфунами. Социолог Игорь Романов считает, что Владивосток должен оставаться городом моряков и военных, а столицу края следует перенести в находящийся сотней километров севернее Уссурийск.

В пользу этого равнинного города говорит и история: древнейшая в этих местах стоянка человека была обнаружена у деревни Осиновка под Уссурийском. Шуайбинь, крупная область появившегося позже государства Бохай, находилась также на территории Хасанского и Уссурийского районов, и прямо на месте Уссурийска находился губернский центр Золотой империи чжурчжэней Сюйпинь.

Сегодня здесь пересекаются Транссиб, железнодорожные и автомобильные магистрали, соединяющие Россию с Китаем и Северной Кореей, проходят главные автотрассы Приморья. Плоскогорный ландшафт, более умеренный климат выгодно отличают Уссурийск от Владивостока. К тому же слабозаселенный район стыка российской, китайской и северокорейской границ – лакомый кусочек для иностранных государств. Развитие Уссурийска укрепит позиции России на этом участке, даст толчок к активному освоению запада Приморья, тем более что предпосылки для промышленного роста Уссурийска есть и сегодня.

Дорогая моя столица, дорогой ты мой Уссурийск…

Проект переноса столицы сегодня, конечно, спорный и во многом непроходной. Слишком много недовольных окажется. Но капля, как известно, камень точит…...

И все-таки что стоит за разговорами о переселении? Зачем претендующей на солидность газете предоставлять немаленькую площадь для продвижения проектов сугубо приморского масштаба? Чего это, проще говоря, москвичи запереживали? В век тотального PR-а и подковерных подтасовок возникает естественный вопрос о том, кому это нужно. Существует мнение об “уссурийском лобби” как в нынешней краевой власти, так и на уровне проклюнувшейся на китайских деньгах провинциальной “бизнес-элиты” - вся эта многочисленная и далеко не во всем дружная команда выходцев с берегов реки Раздольной заинтересована в переносе рычагов управления.

Кстати, некоторые мероприятия краевого масштаба и сейчас проводятся в Уссурийске. Говорят, до этого города чиновникам из далеких приморских улусов удобнее добираться. А может быть, нас постепенно приучают к грядущему нововведению?

Другое предположение связано с многочисленными рождающимися в головах московских аналитиков “сценариями России”. Как известно, они разрабатываются по заказу Кремля, который озабочен поисками не только национальной идеи, но и ответом на вопрос, что делать с огромной территорией Дальнего Востока. Красной нитью во всех этих сценариях развития российского Дальнего Востока проходит мысль о переселении нескольких миллионов оставшихся в ближнем зарубежье россиян в наши края. Это, с одной стороны, рабочие руки. С другой, как считают “яйцеголовые” аналитики Садового кольца, - механизм ассимиляции все увеличивающегося числа китайцев в Приморье. По их мнению, наши переселенцы запросто перемещают 2-3 миллиона китайцев, которые к 2015 году уже основательно окопаются в наших краях. Поскольку все приезжие прежде всего попрут во Владивосток, город этого не выдержит. Отсюда скорее всего и вывод – нужен новый мегаполис, который может развиваться вширь и расположен ближе к географическому центру края.

Есть и еще одна гипотеза. Кому-то просто хочется попугать и поставить на место власти краевого центра.

Мы решили узнать мнение по поводу столь серьезной проблемы у людей сведущих и заинтересованных.

Дмитрий Щедрин, помощник председателя думы г. Владивостока: “О переносе столицы в Уссурийск слышу впервые от вас. Это чистая “утка”, городская дума такую глупость не рассматривала и рассматривать не будет. Хотя бы потому, что Уссурийск территориально не вместит все учреждения, которые есть во Владивостоке. Действительно, сегодня Владивосток не имеет статуса столицы края. Все депутаты городской думы проголосовали за то, чтобы сделать Владивосток столицей (это принесло бы нам дополнительные средства), и осенью прошлого года мы внесли в законодательное собрание проект закона “О статусе административного центра Приморского края”. Этот проект только в феврале был нам возвращен с отрицательным заключением губернатора. В нем отмечалось, что Владивосток и без этого является исторически сложившимся административным центром края и определяться с его статусом нецелесообразно и несвоевременно”.

Депутат ЗакСа Приморского края Владимир Ксензук: “С экономической точки зрения было бы целесообразнее перенести административный центр не в Уссурийск, а в Арсеньев или Чугуевку, чтобы дать толчок развитию северных районов. Там можно, например, построить автомобильный завод, неподалеку находятся Кавалерово, Дальнегорск, где есть множество невостребованных рабочих рук. Опять же побережье нужно развивать…... Можно, конечно, все это делать и без переноса столицы. Но вспомните историю: Петр Первый, устанавливая необходимые связи с Европой, решил главный город России построить у Балтийского моря. А когда японцы перенесли столицу из Киото в Токио, у них совершенно по-новому начала работать государственная машина! Я вообще считаю, что нужно перенести столицу России из Москвы – неважно куда. В Москве все погрязли в коррупции. Перенесем – и многое обновится, значительная часть чиновничества окажется отсеченной от места кормления, в которое превратилась Москва”.

Матвей Романов, кандидат географических наук, заведующий лабораторией Тихоокеанского института географии ДВО РАН: “Действительно, такая идея обсуждается. Однако это совершенно несерьезно. Центр Приморья должен быть региональным полюсом роста, а для этого - динамично развиваться, иметь выход в страны АТР. Этим требованиям удовлетворяет портовый город Владивосток. В перспективе, при увеличении экономического и демографического потенциала, нужно иметь в виду и Находку, но на данном этапе конкурентов у Владивостока нет”.

Владимир Соколов, руководитель правового управления законодательного собрания Приморского края: “Конкретных предложений по переносу столицы сейчас нет. В уставе края записано, что административным центром Приморья является Владивосток. Если губернатор, одна треть депутатов или 2 проц. жителей края захотят перенести центр в другой населенный пункт, они могут внести свое предложение в законодательное собрание. При условии, что 26 депутатов проголосуют “за”, предложение будет принято. Губернатор вправе наложить на решение ЗакСа вето, так что процедура может затянуться. Но ни законодательная, ни исполнительная власть не примут решение без учета интересов другой властной ветви”.

Юрий Емец, председатель думы Уссурийска и Уссурийского района: “Я целиком поддерживаю идею переноса столицы края в Уссурийск. Ничего здесь непреодолимого нет. Хотят же снова сделать Петербург столичным центром. Мы тоже готовы рассматривать эту идею. А она вовсе не нова. Еще Наздратенко, будучи губернатором, ее озвучивал. Посмотрите. Если надо собрать всех глав администраций, удобнее всего это сделать у нас.

А давайте вспомним, как Анатолий Васянович, когда его избрали депутатом Верховного совета РСФСР в начале 90-х, почти пробил идею создания на базе нашего города свободной экономической зоны с выходом на пограничные с Китаем переходы. Чиновники заволокитили тогда этот проект. А осуществись он – и Уссурийск уже был бы столицей края.

У нас к этому есть все предпосылки. И географические, и транспортные, и международные. Китайцы недавно очень быстро построили железную дорогу Дуннин - Суйфэньхэ, готовы продлить ветку до Уссурийска, вкладывать сюда свои инвестиции. Да за счет их можно многое сделать.

Так что нам здесь эта идея нравится, и мы об этом всегда говорим, когда встречаемся с теми, кто как-то может повлиять на решения”.

Думаем, что многие наши читатели спросят: вам что, делать больше нечего, столько проблем, а вы тут о каких-то бредовых идеях рассуждаете? Но дыма без огня не бывает. Раз вслед за реальным началом передела приморской экономики кто-то стал обосновывать новый политико-географический расклад, значит, не все так просто. Здесь есть, над чем подумать всем. Тем более что до сих пор мы, приморцы, так и не имеем своего варианта сценария развития в новом столетии.

Автор : Василий АВЧЕНКО, Виктор СЕРДЮК, «Владивосток»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Пройдите обилетиться

Имеющим законное право на бесплатный проезд в пригородных поездах льготникам теперь нужно брать билеты. Бесплатные. Многие пассажиры, обладающие подобным статусом, всполошились.

Кому братика в подарок, а кому квартиру

Небывалый всплеск рождаемости произошел во Владивостоке в наступившем году. При этом на свет появляются не только двойни. Так, за неполных два месяца в городских родильных домах родилось две тройни и одна четверня.

Стипендия стипендии рознь

Аспирант Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Дмитрий Стыцюра Министерством образования России удостоен государственной стипендии правительства России.

Утром – деньги, вечером – в полет

Компания «Владивосток-Авиа» изменила условия договорных отношений с авиакомпаниями, которые пользуются услугами по наземному обслуживанию во владивостокском аэропорту. Теперь платежи в счет этих услуг должны осуществляться в авансовом порядке, а не по факту их предоставления.

Губернатор за новый генплан и платный проезд

В пятницу в администрации Владивостока состоялось совещание по вопросам разработки нового градостроительного плана города. Главными участниками мероприятия стали губернатор Приморья Сергей Дарькин и глава Владивостока Юрий Копылов.

Последние номера