Имя вернулось с того света

Стало известно имя священника, останки которого вместе с крестом и окладом Евангелия в июле прошлого года неожиданно вывернул ковш экскаватора, когда в Покровском парке велись работы по обследованию уцелевшего фундамента взорванной в пятилетку безбожия Покровской церкви.

12 февр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1119 от 12 февр. 2002
Стало известно имя священника, останки которого вместе с крестом и окладом Евангелия в июле прошлого года неожиданно вывернул ковш экскаватора, когда в Покровском парке велись работы по обследованию уцелевшего фундамента взорванной в пятилетку безбожия Покровской церкви.

Сегодня можно с большой долей вероятности утверждать, что в церковной ограде был похоронен 37-летний священник Александр Матвеевич Децина. Родом из кубанских казаков, он в 1913-м окончил пасторские курсы и в том же году был положен в сан дьякона, а по прошествии некоторого времени стал иереем.

Этот факт удалось установить благодаря активному поиску сотрудников Российского государственного архива Дальнего Востока и Государственного архива Приморского края, а также личному участию краеведа Нелли Мизь и Ларисы Хайрулиной.

- Как сообщали «Епархиальные ведомости», 18 августа 1920 года А. Децина был найден убитым в районе 19-й версты в дачной местности (в современном Владивостоке это район Санаторной - Океанской), - рассказывает Нелли Мизь. – В рапорте во Владивостокский епархиальный совет об этом случае говорилось, что по одной версии, священник был убит поездом, по другой – злоумышленниками.

Александр Матвеевич Децина слыл человеком отзывчивого сердца. В частности, когда он служил настоятелем Покрово-Богородской церкви в с. Вассиановка, священник создал здесь общество «сестриц», куда вошли довольно много женщин, решивших со всей серьезностью бороться с таким страшным пороком, как пьянство мужей.

За время своей деятельности священник был награжден юбилейным крестом и медалью в память 300-летия дома Романовых, а также почетными «атрибутами» священника - набедренником и скуфьей.

А. Децина ушел из жизни трагически рано, осиротив большую семью – жену Ольгу, которой не было еще сорока, старенькую мать и пятерых детей, младшему из которых исполнилось пять лет, а старшему – шестнадцать.

Летом прошлого года, как сообщал «В» (20.07.), после неожиданной находки, когда под ковшом экскаватора лопнул прогнивший гроб и люди увидели человеческие останки, их решено было перезахоронить. Мощи завернули в белоснежную тряпицу и предали земле в том же месте, где они были найдены. Отец Кирилл отслужил панихиду.

Сегодня на одну безымянную могилу на старом Покровском кладбище стало меньше. Вот только неизвестно, вознесутся ли над этой могилой стены нового храма. Решением суда земля эта больше не принадлежит церкви. Но по всем нормам общечеловеческой морали, не говоря уже о религиозной, Покровский парк должен стать особо охраняемым и почитаемым объектом. Здесь покоится прах тысяч и тысяч наших предков, с которых начиналась история Владивостока. А значит, наша с вами жизнь.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток»