Александр Македонский во Владивостоке, или Новые тайны старого вокзала

Как раз в эти дни, когда владивостокский железнодорожный вокзал отмечает свое 90-летие, стали известны новые, можно сказать, сенсационные факты его, казалось бы, такой известной биографии. Оказывается, на изразцах по фризу вокзала неутомимо скачет все эти долгие годы не Георгий Победоносец, защитник России, как мы привыкли говорить, а Александр Македонский, который, впрочем, тоже снискал немалую славу на поле брани и был испокон веков особо почитаем на Руси. Восстановила историческую справедливость Нелли Мизь, неутомимый краевед, раскрывшая уже не одну тайную, неизвестную страницу истории Владивостока.

7 февр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1117 от 7 февр. 2002

 Как раз в эти дни, когда владивостокский железнодорожный вокзал отмечает свое 90-летие, стали известны новые, можно сказать, сенсационные факты его, казалось бы, такой известной биографии. Оказывается, на изразцах по фризу вокзала неутомимо скачет все эти долгие годы не Георгий Победоносец, защитник России, как мы привыкли говорить, а Александр Македонский, который, впрочем, тоже снискал немалую славу на поле брани и был испокон веков особо почитаем на Руси. Восстановила историческую справедливость Нелли Мизь, неутомимый краевед, раскрывшая уже не одну тайную, неизвестную страницу истории Владивостока.

- Все началось с экскурсии «Славянский лик Владивостока», - рассказывает Нелли Мизь. – Когда мы разрабатывали ее с коллегами из методического туристско-экскурсионного центра, наверное, впервые за все годы, что живу во Владивостоке, я по-настоящему пристально взглянула в славянское лицо вокзала. И увидела там столько новых черт. Лубочные изображения птиц сирин и алконост – символов радости и печали, «бютого» (лютого) зверя грифа, льва-стража, а может быть, кота из лубковой летописи, той, где мыши кота хоронили.

 - Но самое неожиданное открытие произошло, когда попыталась прочесть надпись на изразце, где был изображен всадник с мечом на коне и белой короной-трезубцем на голове. Каких только предположений относительно этой фигуры ни высказывали специалисты, начиная с Соловья-разбойника и заканчивая… императором Николаем 11.

- Пришлось перевернуть горы книг, отправиться в Приморскую картинную галерею, в мастерские художников, скульпторов, керамистов, прежде чем загадка была отгадана. В одной из книг по искусству Древней Руси я обнаружила изображение изразца, полностью идентичное нашему. Там была «расшифрована» с древнерусского надпись, которая гласила: «Царь Александр Македонский». Это изображение входит в состав декора Троицкой церкви в Костроме (1645 –1650 гг.). Известно, что подобные изразцы делались московскими мастерами для наружного декора.

 Тут же возник вопрос: почему Александр Македонский? Оказывается, мы просто плохо знаем нашу историю. Александра Македонского глубоко почитали на Руси. Его «полет» на небо можно увидеть в декоре Дмитриевского собора во Владимире, на диадеме, обнаруженной в кургане и датированной еще Х11 в. до н. э. В древнерусской литературе особой популярностью пользовалась повесть «Александрия», посвященная жизни и подвигам прославленного полководца. Он был христианизирован и вознесся на небо, когда стал праведником.

Но это оказалось далеко не единственное открытие в этой истории.. Владивостокским экскурсоводам удалось также установить, что новые изразцы, точные копии старинных, числом около тысячи, сделали не итальянцы, которые занимались реконструкцией вокзала, как везде говорилось, а талантливые приморские керамисты, члены Союза художников России Татьяна Лимоненко и Людмила Смирнова. Помогала им в этом многотрудном деле, которое заняло три года жизни, Алена Лимоненко.

Изразцы образца 1912 года начинали рассыпаться в руках, как только их пытались извлечь из стены, поэтому мастерам сначала пришлось перенести их на кальку, как говорится, со всеми подробностями, а потом уже приступать к созданию копий. В качестве материала была взята шамотная масса – грубая, крупнозернистая керамика напополам с фарфоровой глиной. Керамисты надеются, что новые изразцы окажутся достаточно прочными, чтобы противостоять капризам нашего приморского климата.

И под занавес еще одна неразгаданная загадка старинного вокзала. В 1912 году, когда пышно отмечалось открытие блистательно перестроенного здания вокзала (первое одноэтажное было сооружено еще в 1893 г.), бокалы с шампанским, как значится в газетах того времени, поднимались в честь архитектора Плансона и строителя Никлевича, но почему-то никак не звучало имя Коновалова, которому официально приписывается авторство в создании нового облика вокзала.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»