Город без трамваев и троллейбусов

В минувший четверг редакция газеты «Владивосток» провела акцию «Прямая линия», в которой приняли участие Галина Вишнякова – первый заместитель главы администрации, Иван Аброськин – заместитель главы администрации, Борис Данчин – председатель законодательного собрания думы города Владивостока, Александр Юртаев – председатель постоянной депутатской комиссии по городскому хозяйству, Лилия Козлова – директор МУП «Трамвайно-троллейбусное управление».

5 февр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1115 от 5 февр. 2002
В минувший четверг редакция газеты «Владивосток» провела акцию «Прямая линия», в которой приняли участие Галина Вишнякова – первый заместитель главы администрации, Иван Аброськин – заместитель главы администрации, Борис Данчин – председатель законодательного собрания думы города Владивостока, Александр Юртаев – председатель постоянной депутатской комиссии по городскому хозяйству, Лилия Козлова – директор МУП «Трамвайно-троллейбусное управление».

Ведущий – главный редактор газеты «Владивосток» Сергей Булах:

– Сегодняшняя «Прямая линия» отличается от акций, проводившихся нашей газетой ранее. Мы пригласили сразу четырех ответственных работников администрации и думы и руководителя ТТУ для того, чтобы поговорить о главном – судьбе муниципального электротранспорта во Владивостоке. В конце этого года и сейчас горожане наблюдают острую дискуссию, в которой принимают участие исполнительная и законодательная власть. Тем временем ситуация в городском электротранспорте остается сложной. Утвержденное думой бюджетное финансирование лишь на треть покрывает реальные затраты транспортников в этом году. Хотелось бы услышать мнение каждого из участвующих. Какова ситуация и что необходимо сделать?

Эксперимент, обреченный на печальный финал

 Галина Вишнякова, первый заместитель главы администрации г. Владивостока, начальник финансового управления:

- Впервые в 93-м году в порядке эксперимента решением Малого совета был введен бесплатный проезд на городском муниципальном транспорте. И уже спустя год, в 94-м году, собралась экспертная комиссия, которая дала отрицательную оценку этому эксперименту, который, правда, отменен не был.

По состоянию на 1 января 1999 года сложилась следующая ситуация – кредиторская задолженность ТТУ составляла 67 миллионов рублей, потому администрация была вынуждена в 1999-2001 годах направлять значительные средства для того, чтобы покрывать задолженность и финансировать ТТУ. По состоянию на 1 января 2001 года кредиторская задолженность трамвайно-троллейбусного управления уменьшилась до 49 миллионов рублей, а на 1 января 2002 года она уменьшилась еще на десять миллионов. Это происходило потому, что в ущерб другим статьям бюджета трамвайно-троллейбусный парк финансировался. Почему в ущерб? Пожалуйста, конкретный пример - в бюджете на 2001 год было предусмотрено 65 с половиной миллионов рублей, с учетом того, что с 1 июля 2001 года планировалось введение платного проезда. Однако этого не произошло, потому нам пришлось уточнять сумму по бюджетному финансированию, в результате мы выделили предприятию 119 миллионов 400 тысяч рублей – минимум, что нужно ТТУ. Это только текущие расходы без ремонта путей, приобретения новой техники и ремонта старой.

Потому, учитывая все это, глава администрации написал письмо в гордуму с предложением ввести платный проезд. Однако переписка затянулась.

На 2002 год в принятом бюджете мы имеем 71 миллион рублей с учетом федеральных денег на расходы ТТУ. Однако только исходя из нормативов, установленных постановлением губернатора Приморья, на всю городскую транспортную инфраструктуру должно выделяться денег из расчета 171,7 рубля на одного жителя в год. Если умножить эту сумму на то число горожан, которое дают статистики, то выходит 102 миллиона на весь транспорт в городе. Тех же денег, которые будут выделять из бюджета, хватит только на выдачу зарплаты. На эти цели уйдут 59 млн. 400 тысяч рублей. А если учесть, что придется потратиться на оплату тепла, электроэнергии и ремонт подвижного состава, то большая часть денег уйдет уже в первом квартале. Назревает ситуация, когда только введение платного проезда приостановит разрушительные тенденции.

Кстати, если это все же произойдет, то никакие категории населения не будут ущемлены. В соответствии с федеральным законом о ветеранах и инвалидах необходимые дотации будут идти на оплату проезда неимущих. Да и все городские льготники будут пользоваться своими правами.

Мы откроем новые маршруты электротранспорта, не закрывая старые

 Иван Аброськин, заместитель главы администрации Владивостока, курирует вопросы транспорта и благоустройства:

- Хочу напомнить, что деньги ТТУ нужны не только на зарплату и обновление подвижного состава. Уже на протяжении 15 лет не ремонтировались пути. Сегодня они приведены в такое состояние, что пользоваться услугами трамваев становится очень опасно. Пришла пора делать капитальный ремонт, а где взять на него деньги? Мало того, у нас не хватает подвижного состава. Если раньше интервал движения трамваев составлял две минуты, то сейчас его приходится ждать 15 минут и больше. Правда, сняв вагоны со Светланской, мы тем самым увеличили их число на 7 и 6-м маршрутах, что тоже неплохо.

Сегодня нужно потратить 216 миллионов, чтобы содержать электротранспорт в хорошем состоянии. Потому даже введение платного проезда не компенсирует все затраты. Если ввести единый тариф, равный пяти рублям, расходы городского бюджета уменьшатся всего на 120 миллионов рублей в год. Были сделаны подсчеты, выводы которых неутешительны – если еще какое-то время электротранспорт проработает в бесплатном режиме, то администрация будет вынуждена приостановить финансирование. Это нужно только для того, чтобы не развалить коллектив и оставить в целости и сохранности парк. А коли в уставе муниципального предприятия “Трамвайно-троллейбусное управление” сказано, что оно может использовать все доступные ресурсы, чтобы обеспечить себе нормальное существование, то есть опасность, что может появиться тариф, который подпрыгнет до 10-15 рублей за билет. Потому администрация и дума со своей стороны не должны упускать ситуацию из-под контроля. Тем более что любое предприятие, занимающееся перевозками пассажиров, может самостоятельно подать заявку о вводе платежей по определенным тарифам. И если в течение 15 дней на нее не поступит никаких откликов, то организация вправе установить любой тариф, согласовав его с соответствующей структурой краевой администрации.

Предвосхищая возможные вопросы, хочу подчеркнуть, что нет и речи о том, чтобы ликвидировать электротранспорт, это однозначно, он должен ходить в городе. И он будет ходить. У нас заключены договоры с Комсомольском-на-Амуре на ремонт старых вагонов, поставку во Владивосток десяти новых трамваев. Более того, мы разрабатываем дополнительные маршруты электротранспорта. К примеру, троллейбусные: “Кирова - Енисейская”, по ул. Всеволода Сибирцева, пр. «Красного знамени» с выходом на Гоголевскую развязку, чтобы захватить район 3-й Рабочей. Есть проект соединения 7 и 6-го маршрутов трамвая путем постройки тоннеля на пл. Баляева. Есть возможность использования уже существующих железнодорожных сетей для раскрутки дополнительного транспорта, в частности, железнодорожных путей, проходящих по территории “Дальзавода”. Есть разработки с целью создания туристических трамвайных маршрутов. Для этого будут воссозданы старые деревянные трамвайчики, которые запустят по улице Светланской.

Кстати, об эксперименте, проводимом с середины декабря. Он не был предвестником платного проезда, проверялась лишь техническая сторона. И сейчас уже можно сделать некоторые выводы. Количество ДТП уменьшилось, а скорость передвижения по улице увеличилась, ушли те вибрационные нагрузки, которые наносили вред историческому центру города. А проведенный анализ объемов транспорта на центральной улице в субботу и воскресенье позволяет считать, что трамваи там можно запускать в выходные дни. И мы сделаем это немедленно, если будет решен вопрос о платном электротранспорте.

Дума за введение платного проезда, но с учетом интересов льготников и малоимущих

 Борис Данчин, председатель законодательного собрания думы г. Владивостока:

- В течение последних двух месяцев 2001 года и весь январь года нынешнего идет оживленная переписка чиновников горадминистрации, ТТУ и гордумы вокруг популистского бесплатного проезда на муниципальном транспорте. Действительно, в думу Владивостока обращаются сотни жителей города и организации с предложениями об отстаивании интересов владивостокцев и введении трамвайного движения по Светланской. Хотелось бы заострить внимание на той части, что действительно, решение о введении бесплатного проезда для всех категорий населения Владивостока было принято еще при Черепкове. В обоснование такого решения подчеркивалось, что это было сделано в целях более эффективного использования денежных средств владивостокцев, учитывая, что городским транспортом пользуются в основном малоимущие слои населения, которые в любом случае не платили за проезд.

Наша позиция выражается следующим образом. Глава администрации мог ликвидировать бесплатный проезд задолго до избрания городской думы, а не обращаться к ней вот уже полгода, когда произошел развал ТТУ. Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Владивостока является учредителем трамвайно-троллейбусного управления, а согласно своему уставу оно реализует услуги населению по ценам и тарифам, установленным самим предприятием. Кроме того, в 1999 году между администрацией города и ТТУ был заключен договор на выполнение пассажирских перевозок. В нем предусмотрено финансирование администрацией пассажирских перевозок. На основании вышеизложенного введение платного проезда на всех видах муниципального транспорта относится к исключительной компетенции этого транспортного предприятия и администрации города Владивостока после согласования уровня цен с администрацией Приморского края.

Иван Аброськин, заместитель главы администрации Владивостока, курирует вопросы транспорта и благоустройства:

- Разрешите уточнить, о каком таком развале трамвайно-троллейбусного парка здесь говорится? Мы приняли его уже после того, как был введен бесплатный проезд. И те долги, которые остались от предыдущего мэра, мы не только не увеличили, но и сократили. Более того, нам удалось сохранить коллектив и даже нарастить объемы, приобрести пять троллейбусов, отремонтировать шесть трамваев и еще десять отправить на капитальный ремонт. Однако больше администрация не в состоянии из бюджета оплачивать бесплатный проезд всех категорий граждан. Потому необходимо искать альтернативные варианты финансирования ТТУ.

Борис Данчин, председатель думы г. Владивостока:

- Необходимо введение платного проезда, бесплатный проезд нужно отменять, это безусловно. Что же касается системы льгот, то дума, со своей стороны, полностью об этом позаботится.

Во владивостоке транспортная проблема связана не только с трамваями и троллейбусами 

Александр Юртаев, председатель комиссии думы по городскому хозяйству:

- Нельзя зацикливаться на решении одного вопроса – делать проезд платным или оставлять бесплатным? Нам нужно комплексно подойти к решению проблемы всей транспортной схемы, включая перегруженную улицу Светланскую - одну из основных транспортных артерий. Давайте совместно соберем разработчиков и решим, что нам делать. Один из способов разгрузить центральную улицу – запуск мини-трамвайчиков по Корабельной набережной.

Последнюю неделю все средства массовой информации поздравляют горожан с канатной дорогой. Однако кто знает о том, за счет каких средств шло ее финансирование, кто ее хозяин и какие проблемы она сможет решить? К нам в думу беспрерывно обращаются владивостокцы, которые против канатки! Это, кстати, показывает и большинство экспресс-опросов. Так объясните, пожалуйста, за какие деньги и для чего была разработана канатная дорога?

Иван Аброськин, заместитель главы администрации Владивостока, курирует вопросы транспорта и благоустройства:

- Ничто не делается просто так. Все изменения, проводимые в городе и в генеральном плане застройки Владивостока, проходят согласования в различных институтах, у специалистов, в частности в “Приморгражданпроекте”. Потому мы обратились к ним с конкретным вопросом – совершенна или нет нынешняя транспортная схема города? Не нужно говорить, что несовершенна, это и так все видят. Потому были перечислены определенные деньги на корректировку генплана Владивостока, в рамках которой и был разработан проект канатки.

Александр Юртаев, председатель комиссии думы по городскому хозяйству:

- Все так, только почему бы в этой работе не использовать и наши депутатские силы? Ведь каждого из нас избирали жители, мы в состоянии наладить связь между ними и властью для того, чтобы интересы большинства были учтены. Как известно, заседание такой совместной комиссии было в декабре. Полагаем, что ее работа должна быть продолжена.

Ведущий:

- Прежде чем подвести итоги нашего обсуждения, хотел обратить внимание на то, что горожане активно участвовали в обсуждении. Десятки писем со своими оценками и реальными предложениями получила только газета «Владивосток». Сегодня, в день проведения «Прямой линии», на наши телефоны позвонили более пятидесяти человек. При этом люди говорили и о перспективах, и о реальных проблемах в работе городского муниципального и коммерческого транспорта. Все эти вопросы и предложения мы передаем участникам диалога с просьбой по каждому принять необходимое решение в пределах своей компетенции.

Что касается итогов, то можно сделать следующие выводы:

Первое. И администрация г. Владивостока, и трамвайно-троллейбусное управление, и городская дума пришли к единому пониманию того, что без введения платного проезда на муниципальном городском электротранспорте сложившуюся ситуацию разрешить невозможно.

Второе. Подобное соглашение, поскольку оно объявлено таким образом, является достаточным для того, чтобы начать процедуру подготовки необходимой законодательной базы.

Третье. Это решение потребует подготовки системы законодательных документов о предоставлении льгот и определения льготных категорий, что является абсолютной компетенцией думы, представители которой готовы разработать и представить на заседании пакет таких документов, включая положение о едином льготном проездном.

Совершенно очевидно, что представители думы и администрации солидарны в том, что в ближайшее время должна собраться комиссия, целью которой является выработка транспортной схемы Владивостока, которая рассмотрит не только предполагаемые изменения в традиционных маршрутах, но и предложения об альтернативных способах совершенствования городского пассажирского потока.



Нужен ли трамвай на Светланской? За:

Анатолий Павлович, садовод-любитель: Мне кажется, что, убрав вагончики со Светланской, власти поступили опрометчиво. Хорошо еще, что эксперимент проводится в зимнее время. Представьте, что будет твориться в городе в дачный сезон. Дачники, сойдя с электрички на конечной станции, просто не смогут уехать из центра на коммерческих автобусах, так как большинство из них не приспособлено для перевозки тюков и рюкзаков с инвентарем и урожаем.

Александр Хомич: Весь транспорт во Владивостоке должен быть однозначно. Правда, администрации нужно потрудиться, чтобы разработать нормальную систему обилечивания пассажиров. Надо сделать так, чтобы не только в муниципальных автобусах выдавали проездные талоны, но и в коммерческих. И желательно, чтобы билет в электротранспорте был на порядок дешевле, чем в автобусах.

Воробьев: Электротранспорт на Светланской необходим, и обязательно платный. Вот только представителям различных видов власти нужно сделать упор на проездные билеты. Однако сама система проездных должна быть пересмотрена. Ведь если сделать, как раньше, то есть один билет на 80 поездок, будет дороговато в пересчете на сегодняшние деньги. Мало кто найдет “лишние” 150 рублей в месяц на проезд в трамвае.

Вадим Иванов: А почему бы не сделать так, чтобы по улице Светланской ходили только трамваи и автобусы? Движение же личного автотранспорта и ему подобного в дневное время запретить, как это делают во всех цивилизованных странах. Конкретно этот вопрос можно решить путем городского референдума.



Нужен ли трамвай на Светланской? Против:

Петр: Эксперимент показал, что трамваи в центре города (на Светланской) не нужны, тем более для водителей автомобилей. Да и без эксперимента это давно ясно. И не нужно канючить, что трамваи - визитная карточка Владивостока.

Евгений: Я 23 года прожил во Владивостоке, а последние три года живу в Канаде (город Ванкувер). В Ванкувере трамваев нет, практически уверен, что их нет и нигде в Канаде.

Мне кажется, что трамваи во Владивостоке не нужны. Во-первых, разрешенная скорость на дорогах - 60 км/ч. Трамвай никогда не сможет передвигаться с такой скоростью, и вагон, ползущий посередине улицы со скоростью 30-40 км/ч, неизбежно создаст пробку.

Во-вторых, трамвайный путь проходит посередине дороги. Чтобы трамвай высадил пассажиров, всему транспорту надо останавливаться и ждать, пока все выйдут и зайдут. Если перенести пути на обочину, это значительно улучшит ситуацию.

В-третьих, сами трамвайные пути проложены много лет назад. Дорожное покрытие сбоку от рельсов всегда проваливается или вздыбливается, что создает проблемы для машин.

Титова: Я сама живу на Светланской и считаю, что давно назрела пора, когда трамвай с центральной улицы нужно убирать. Однако это не значит, что Владивосток нужно оставлять совсем без электротранспорта. Пускай сведущие люди разработают проект, который позволит запустить вагоны по второстепенным улицам, идущим параллельно Светланской.

Один из вопросов среди звонков, раздававшихся в редакции газеты “Владивосток” в ходе подготовки к “круглому столу”:

- Троллейбусы 5-го и 11-го маршрутов ходят настолько плохо, что с остановки “Автовокзал” невозможно уехать. Каким образом можно отрегулировать их движение?

Отвечает Лилия Козлова, директор муниципального предприятия “трамвайно-троллейбусное управление”:

- Интервал по троллейбусным маршрутам № 5, 11 в часы пик на остановке “Автовокзал” составляет 15-20 минут, но из-за скопления автотранспорта на данных маршрутах интервалы увеличиваются до 40 минут. Кроме того, до клинической больницы ходят троллейбусы 10-го маршрута “Фокина - Клиническая больница”. Увеличить же количество троллейбусов на маршрутах № 5, 11 у предприятия нет возможности из-за отсутствия подвижного состава.

Автор: Материалы «круглого стола» к публикации подготовил Ренат ЗАЙНУТДИНОВ