Рекламу поставили на место

Много-много лет назад советское телевизионное начальство показало зрителю немного тамошней жизни – пару серий “Далласа”, ток-шоу Познер - Донахью и в том числе несколько рекламных роликов. Как сейчас помню - шоколадных конфет и туалетной бумаги. Это было так необычно, так красиво. Мы смотрели с восторгом… Прошло 15 лет. Реклама плотно вошла в жизнь общества в целом, стала ее неотъемлемой частью, разошлась на поговорки… Словом, явление может вызывать споры, но не может игнорироваться. Говорят, что сегодняшние дети, впитавшие рекламу с молоком матери, будут относиться к ней совсем не так, как мы. А мы – как? Ответу на этот вопрос посвящена предлагаемая вашему вниманию “Общественная версия”.

1 февр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1114 от 1 февр. 2002

 Много-много лет назад советское телевизионное начальство показало зрителю немного тамошней жизни – пару серий “Далласа”, ток-шоу Познер - Донахью и в том числе несколько рекламных роликов. Как сейчас помню - шоколадных конфет и туалетной бумаги. Это было так необычно, так красиво. Мы смотрели с восторгом… Прошло 15 лет. Реклама плотно вошла в жизнь общества в целом, стала ее неотъемлемой частью, разошлась на поговорки… Словом, явление может вызывать споры, но не может игнорироваться. Говорят, что сегодняшние дети, впитавшие рекламу с молоком матери, будут относиться к ней совсем не так, как мы. А мы – как? Ответу на этот вопрос посвящена предлагаемая вашему вниманию “Общественная версия”.

Принятый Федеральным собранием России в 1995 году закон о рекламе является чуть ли не единственным документом, опираясь на который, официальные органы могут регулировать и контролировать рекламную деятельность. И хотя рядовому гражданину иногда кажется, что реклама царствует безгранично и беззаконно, прокуратура и антимонопольные органы бдительности не теряют…

Когда выяснение трагических отношений Матео и Джулианы прерывается жизнерадостным рассказом о пирамидке с майонезом или о похождениях туалетного утенка, скрежет зубовный отчетливо слышится чуть ли не из каждого окна. Видимо, потому что реклама на телеканалах касается практически каждого гражданина России, у которого есть телевизор, принятые Федеральным собранием РФ 15 ноября 2001 года поправки к закону о рекламе и вызвали такой интерес у наших читателей.

Ответить на вопрос, что же изменилось в законе, мы попросили Сергея Васильева, прокурора отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и охраны природы.

- Во-первых, отныне запрещено прерывать рекламой детские, образовательные и религиозные передачи, в том числе бегущей строкой и наложениями (как частенько бывало – идет детская программа, а в правом верхнем углу экрана появляются какие-нибудь “пластиковые окна”), и передачи продолжительностью 15 минут. Во время показа художественных фильмов бегущая строка и наложение могут быть использованы только с разрешения правообладателей (то есть владельцев фильма, у которых телеканал купил права на его прокат). Рекламные же блоки могут вставляться в художественные фильмы не чаще чем один раз в 15 минут. Во-вторых, рекламные блоки не должны быть громче, чем программа, которую они прерывают. Прокуратура Приморского края недавно начала акцию по проверке исполнения этого закона местными телеканалами (выборочно записываются программы, проверяется, есть ли у них договоры с правообладателями на использование бегущей строки), по окончании которой можно будет уверенно говорить о том, что закон о рекламе в крае местными вещателями не нарушается, или же будут вынесены предостережения об устранении нарушений. Ну а если у телезрителя, внимательно следящего за появлением рекламы в эфире, есть какие-то обоснованные претензии к местным телеканалам, он может письменно обратиться в прокуратуру или антимонопольный комитет.

- А были ли жалобы граждан или официальных органов на недостоверную или неэтичную рекламу? – с таким вопросом ваш корреспондент обратился к Сергею Крамскому, начальнику отдела анализа рынка, развития конкуренции и поддержки предпринимательства антимонопольного комитета.

- Да, такие факты есть, - сказал Сергей Викторович. – Например, из Уссурийска к нам обратились граждане с жалобой на частного предпринимателя Белова, который, рекламируя свой товар, ссылался на несуществующее юридическое лицо. Мы вынесли предписание о прекращении распространения подобной рекламы, и предприниматель его выполнил. Что же касается неэтичной рекламы, то здесь я не могу привести подобных примеров, потому что статья о неэтичной рекламе в законе – одна из самых расплывчатых и сложных в толковании. Да, к нам обращались с жалобами, но при рассмотрении их на комиссии фактов нарушений выявлено не было.

Вообще нельзя сказать, что реклама в нашей стране цивилизованна и находится в рамках закона. Дело в том, что закон о рекламе от 1995 года – очень лаконичный, что, с одной стороны, безусловно хорошо. С другой - отсутствие официального комментария, разъяснения законодателей дает возможность для необъективного подхода и разночтений, особенно когда дело доходит до проведения экспертизы по поводу неэтичной рекламы. Ну и кроме того, существует масса не рассмотренных еще поправок к этому закону, внесенных и официальными органами, и общественными организациями, и депутатскими группами, поправок, которые дожидаются своего часа. А если бы они были приняты, рекламная деятельность в России была бы гораздо ближе к идеалу. Не как официальное лицо, а как зритель, читатель, могу сказать, что качество рекламы на местах очень низкое, это даже не реклама (которая должна рассказывать нам о преимуществах, отличительных особенностях, качестве товара или услуги), это информация – в таком-то месте есть такой-то товар. Так что можно совершенствоваться и совершенствоваться.



На сайте “В” в Интернете проводилось голосование на тему об отношении к рекламе. Результаты таковы:

44% Раздражает, потому что отвлекает от просмотра любимых фильмов, прослушивания песен; особенно мешают придорожные щиты;
35% Зомбирует взрослых и особенно детей, и вообще упоминать вслух о прокладках с крылышками – неприлично;
15% Необходима телеканалам - чтобы приобретать новые фильмы и сериалы, деловым людям – чтобы развивать бизнес, а зрителям – ориентироваться в товарах;
4% Помогает проявить себя людям талантливым и неординарным.

Дурачит всех и вся?

Подготовила Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»

«Можно дурачить всех и все время - при условии, что реклама ведется правильно, а расходы на нее достаточно велики», - сказал американский психолог Курт Левин. Авторитетное мнение трудно оспорить, тем более что действительность подтверждает его. Мы живем в эру рекламы – Интернет, радио и телевидение, плакаты на улицах города, афишки в почтовом ящике. Как в этом разобраться и как это воздействует на психику обывателя? Ситуацию комментирует психолог Лариса ЛЕВЧЕНКО:

- Как это ни удивительно – реклама вообще полезна, потому что она несет информацию. Другое дело, как она воздействует на человека.

Есть несколько особенностей восприятия. Во-первых, огромную роль играет возраст так называемого потребителя рекламы. К примеру, старшее поколение раздражается по поводу телевизионных роликов, которые мешают целостному восприятию фильма или передачи. Молодые же реагируют по-другому, их сознание устроено иначе. Они легко переключаются с одной информации на другую, а потому и на рекламе не зацикливаются.

Во-вторых, много значит общее эмоциональное состояние человека. Наша психика устроена так, что мы закрываемся от лишней информации. Так вот, в уравновешенном, непереутомленном состоянии мы не будем реагировать зло. Просто никак не будем реагировать. А если человек взвинчен, не может отключиться, то и реклама его раздражает. Но чаще всего это лишь повод выпустить пар.

В-третьих, наше восприятие зависит от того, что рекламируют. Если это навязчивые прокладки, о которых и без того все известно, можно быть недовольным. А если это действительно новый товар или услуга, это любопытно. И скорее всего любой телезритель или читатель воспримет информацию благосклонно.

В-четвертых, огромное значение имеют качество и фантазия изготовителей рекламы. По большому счету, это виртуозное искусство, и иногда ролик воспринимается как художественное произведение. В целом реакция взрослых на любую рекламу бывает трех типов: индифферентное восприятие, раздражение, интерес. Но в общем, на подсознательном уровне, реклама действует на всех. По принципу 25-го кадра.

Особый разговор – дети. Их сознание направлено на познавание мира. Они буквально заглатывают все подряд. При многократном повторении той или иной информации происходит клиширование сознания, от которого потом очень сложно избавиться. И в этой ситуации есть смысл говорить о здоровой и вредной рекламе. К примеру, безопасный секс – позитивная информация. Предупрежден – вооружен. К счастью, сегодня молодые люди знают «об этом» гораздо больше своих родителей.

Второй пример – негативный: реклама пива, которая повествует о приятном отдыхе в дружеской компании молодых, красивых, здоровых людей. По телевизору все красиво, в жизни мы имеем пивной алкоголизм 14-летних подростков, которые засыпают прямо в подъезде, напившись пива. Такого безвредного на первый взгляд...

Соцопрос. На рыбалку– в белом?..

Анастасия КРЕСТЬЕВА, «Владивосток»

Двадцать минут фильма – реклама - чай на кухне - немного «кина» – реклама – чистка зубов, нервное переключение каналов, где… отгадайте что! Правильно, реклама. Она везде: на телевидении, на радио, в газетах, на уличных щитах - хлеб для многих и испытание не для слабонервных.

О ее плюсах и минусах рассуждают жители Владивостока.

Любовь, творческий работник, 32 года:

- Как человек разумный, я понимаю, что без рекламы в цивилизованном мире никуда. Благодаря ей существуют СМИ, развивается торговля, да и потребитель может выбрать то, что ему подходит по вкусу и кошельку.

Но вечером как человек диванный я рассуждаю по-другому: реклама меня раздражает своим количеством и содержанием. С количеством ничего не поделать, невозможно одним позволить ее размещать, а другим запретить. Но над содержанием нужно работать, а то может получиться нелепость. Например, я ни за что не куплю таблетки от кашля «Тюнс-тандем», потому что можно ими подавиться, вспомнив ролик о том, как слесарь вручил продрогшему голому человеку в мыльной пене такой леденец и оставил его на лестничной площадке. Или в рекламе стирального порошка муж возвращается с рыбалки в белоснежной, наглаженной рубашке, по-моему, в нашей стране это по меньшей мере неправдоподобно.

Игорь Петрович, водитель автобуса, 43 года:

- Я не против рекламы, но есть реклама, на мой взгляд, совершенно недопустимая. Информацию о сигаретах и спиртных напитках, которой много в газетах и на уличных плакатах, я бы запрятал куда-нибудь в Интернет, подальше от детей. Или помимо рекламы пива на телевидении, которое пьют исключительно красивые, здоровые и умные люди, показывал бы семилеток, опьяневших от этого пива и отсыпающихся в подъездах. Помнится, года два назад какой-то умник придумал вешать на улице щиты с загадками типа «найди здесь собаку» или «собери цифры от 1 до 10». А ведь благодаря такой рекламе количество аварий на дорогах могло бы увеличиться: пока водитель головоломки разгадывал, пешеход под колесами мог бы очутиться. Правда, быстро эти плакаты сняли.

Назар, бухгалтер, 23 года:

- Понимаю, что реклама – неотъемлемая часть нашего общества, но телевизор не смотрю: надоело то, что тетя Ася приезжает через каждые полчаса, что гигиенические средства расхваливают вперемежку с собачьим кормом и с маслом, которое всех золотит. Ролики скучные и порой даже глуповатые, и показывают их, не обновляя, месяцами, а то и годами.

Лидия Михайловна, пенсионерка, 72 года:

- Не реклама, а срам какой-то, сплошная порнография. Молодые совсем бесстыжие стали: чуть не сексом по телевизору занимаются. Я никак не могу понять, при чем тут сок и постельные ласки или сотовая связь в комплекте с поцелуем. Да и не покупаем мы, старые люди, эти соки натуральные и шампуни дорогие, стараемся, чтоб хоть на хлеб да на мыло хозяйственное хватало.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»