И парит над оркестром молодой капельмейстер

В морском городе Владивостоке, на его улицах и в скверах, увы, все реже можно услышать музыку флотских оркестров. Разве что по великим праздникам. Уходит традиция, рожденная еще в конце ХIХ века. А вместе с ней исчезает та мелодия романтизма, отваги, суровой нежности, флером которой был овеян наш город многие десятилетия. Она была Владивостоку к лицу так же, как гюйс и офицерские погоны, как звук склянок, отмеряющих время, как простуженный бас маяка Скрыплева.

24 янв. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1109 от 24 янв. 2002
В морском городе Владивостоке, на его улицах и в скверах, увы, все реже можно услышать музыку флотских оркестров. Разве что по великим праздникам. Уходит традиция, рожденная еще в конце ХIХ века. А вместе с ней исчезает та мелодия романтизма, отваги, суровой нежности, флером которой был овеян наш город многие десятилетия. Она была Владивостоку к лицу так же, как гюйс и офицерские погоны, как звук склянок, отмеряющих время, как простуженный бас маяка Скрыплева.

Но ведь в приморской столице есть немало флотских талантов. В ряду самых ярких - оркестр штаба Тихоокеанского флота, старейший на Дальнем Востоке, ровесник Владивостока, им можно и должно гордиться. Музыкантам восторженно рукоплескали в Японии, Африке, Индии, Республике Корея, в Канаде. Оркестр представлял Владивосток на торжествах, посвященных 300-летию Российского флота, принимал участие во многих международных фестивалях, в том числе в “Фанфарах мира – Кангвон 2000”, “Водной симфонии “Чунчон”.

Но это было в прошлом. Сегодня оркестр, находясь в прекрасной творческой форме, в буквальном смысле мытарствует, переживая далеко не лучшие времена своего бытия.

Единственное украшение кабинета главного дирижера оркестра подполковника Константина Селиванова – портрет Римского-Корсакова, любимого его композитора. На фоне ободранной до дранки стены он смотрится довольно эпатажно.

- Здесь чуть пониже вообще дыра зияла, - грустно замечает капельмейстер, - так мы ее листом фанеры прикрыли, а сверху плакат повесили, так сказать, замаскировали. Надо же как-то выходить из положения.

Действительно, “жилищное” положение оркестра сейчас аховое. Хотя начиналось все прекрасно. После многолетних скитаний музыканты три года назад обрели наконец свои стены, вернувшись в “родовое гнездо”, на ул. Экипажную, в одну из бывших казарм Сибирского флотского экипажа. Сюда еще в 1872 году вселили “медный военный хор”, где он благополучно прожил до сорок первого года.

Старинное здание всем хорошо. Надежные толстые стены, высокие, почти пятиметровые потолки, которые рождают прекрасную акустику, просторные светлые помещения – оркестр занимает площадь в 800 кв. метров. Одно плохо – предыдущие жильцы, подводники, оставили жилье в страшном разоре. Самую черную работу музыканты сделали – вывезли отсюда несколько грузовиков хлама. Сейчас нужен ремонт, а денег на него как не было, так и нет. Флотское командование помогло только заменить рамы: в уши не дует, и ладно.

Но ведь музыканты здесь, можно сказать, днюют и ночуют. В прошлом году, когда дало сбой центральное отопление, лишились голоса скрипки. Во время репетиции как-то на головы оркестрантам шмякнулся кусок штукатурки. А из туалета, извините за натуралистические подробности, шибает таким стойким ацетоновым “парфюмом”, что с непривычки начинаешь чихать.

Хотя что это мы все о бытовом, о приземленном. Надо же и о высоком поговорить, например, о творческой жизни коллектива. Она действительно заслуживает внимания, удивления и искреннего восхищения. С появлением за дирижерским пультом Константина Селиванова репертуар оркестра заметно расширился. Капельмейстер старается показать все грани таланта коллектива, в составе которого сегодня 44 человека. Оркестр исполняет не только классику: произведения Чайковского, Моцарта, Вивальди, готовит специальные программы для филармонии. Шесть лет назад на базе оркестра был организован симфоджаз. Недавний его концерт во Дворце культуры моряков прошел с аншлагом.

Справка "В"

История тихоокеанских флотских оркестров началась почти одновременно с появлением на восточной окраине России поста Владивосток, когда приказом по Морскому ведомству от 23 апреля (ст. стиль) 1860 года в “портах Восточного океана” был учрежден “медный военный хор”. Спустя 12 лет сформированный в г. Николаевске-на-Амуре оркестр портов Восточного океана был переведен во Владивосток. Вскоре он стал называться “медным хором” 1-го разряда и “бальным” – 2-го.

Оркестром руководили такие блестящие капельмейстеры, как Подорожников, Шлипгак, Канис, Беренс, Кюммель, но самой яркой фигурой, несомненно, стал Карл Лунд. За десять лет его “правления” оркестр не только достиг высокого исполнительского мастерства, он вырос численно – до 75 человек вместо положенных 50.

В 1889 году при оркестре Сибирского флотского экипажа была учреждена школа музыкантских воспитанников. В начале девяностых годов здесь обучались 30 юнг.

Но для того чтобы у оркестра было будущее, нужно, какие тут высокие слова ни говори, надежное настоящее. К примеру, новые инструменты.

Да что там инструменты, новых туфелек у скрипачек в оркестре нет. А ведь они еще выступают в плац-парадах. Признаться, по этому поводу пришлось немало покраснеть, когда во время одного из международных фестивалей, проходивших в Республике Корея, на личную аудиенцию наш приморский коллектив пригласил губернатор провинции Кангвон, отдав ему, единственному, предпочтение из почти двух десятков оркестров из многих стран.

Увы, руководство флота на Экипажную практически не заглядывает. Вспоминает о “дударях”, лишь когда требуется их участие в обеспечении военно-морских церемониалов: торжественный подъем Андреевского флага, салют наций, встречи и проводы кораблей и больших, в чинах, людей.

Нынешние городские и краевые власти тоже остаются в стороне, считая, что оркестр не сирота, есть законные живые родители. А между тем музыкантам так нужна помощь и заинтересованное участие тех и других. Дирижер оркестра Константин Селиванов вопреки всем житейским невзгодам мечтает открыть в старых музыкальных стенах еще один городской концертный зал, который смог бы вместить свыше ста зрителей. Создать здесь специальные классы, возродив тем самым школу музыкантских воспитанников. Пока оркестр обзавелся только двумя подопечными: это Саша Орлов и Толя Михайлович. Ребята получают здесь музыкальное образование, дневалят, обедают во флотской столовой, но у них нет ни своего кубрика, ни комнаты для занятий, словом, никаких положенных для воспитанников бытовых условий. Поэтому, увы, оркестр не может взять на воспитание других ребят. А тем временем все оркестры Тихоокеанского флота числом около десяти сегодня недоукомплектованы.

Мы уходили под звуки грустной мелодии Косма – репетиция была в самом разгаре. На коленях одной из скрипачек, свернувшись клубочком, дремала кошка Дося, всеобщая любимица. И хотя новоселье у музыкантов давно прошло, хочется надеяться, что этот дом помогут им обжить и благоустроить всем миром. Глядишь, и зазвучат здесь флотские мелодии, которые Владивосток уже начал забывать.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток»