На экзамен - с Библией

Когда-то в этом да и в других вузах главными предметами были история КПСС, научный коммунизм и марксистско-ленинская философия. С первого курса неокрепших душой и телом юнцов насыщали самыми передовыми идеями, в ряду которых видное место занимал научный атеизм.

18 янв. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1106 от 18 янв. 2002

 Когда-то в этом да и в других вузах главными предметами были история КПСС, научный коммунизм и марксистско-ленинская философия. С первого курса неокрепших душой и телом юнцов насыщали самыми передовыми идеями, в ряду которых видное место занимал научный атеизм.

«Религия – опиум для народа!» - эта фраза Маркса стала фольклорной и даже вошла в лексикон незабвенного сына турецкоподданного О. Бендера. Теперь в том же ДВГУ в Институте истории и философии при поддержке Московского Свято-Тихоновского духовного института создан факультет теологии и религиоведения. Не беда, что многие здешние преподаватели в свое время прилежно обучали студентов воинствующему атеизму.

Факультету всего два года, и пока самые старшие здесь – второкурсники. Они не согласны с расхожей фразой «От сессии до сессии живут студенты весело», так как переварить предлагаемый им объем знаний за несколько дней невозможно даже с Божьей помощью.

В минувший вторник они сдавали экзамен по экзегетике (толкованию то есть) Ветхого завета самому владыке Вениамину, епископу Приморскому и Владивостокскому. Помимо рясы, в которую соответственно сану был одет преподаватель, все выглядело обыденно: студенты тянули билеты с вопросами типа «грехопадение и его последствия», «суд над согрешившими и обетование о спасителе» и после подготовки отвечали.

Оказалось, что жаждущим мудрости отрокам вполне по силам толковать священные тексты. Тем более что все, описанное в Библии, легко проецируется на наши дни, а черты и поступки библейских героев мы находим в себе. Например, в легенде о Каине и Авеле. «Разве я сторож брату своему?» – ответил Каин Богу на вопрос «Где брат твой Авель?».

- Так и мы, - говорит владыка Вениамин, - каждый день в газетах равнодушно читаем об убийствах и злодействах.

И все же рассуждениями о ветхозаветных аллегориях экзамен не исчерпывается. Нужно наизусть знать даты, события, родословные иудейских пророков и династии древних царей. Кстати, основополагающим текстом - Библией - можно пользоваться во время подготовки к ответу.

Среди будущих религиоведов и теологов есть и закоренелые атеисты, и любители экзотических восточных верований. Здешние студенты заметно отличаются от сверстников с других факультетов. Например, в аудитории мы не увидели ни одной студентки с ярким макияжем.

- Это элементарная вежливость, - объяснила любительница тяжелого рока Марина, поступившая в ДВГУ после курсов катехизаторов при епархии. – Если преподаватель священник или монах, зачем смущать его вызывающим видом?

По-настоящему верующие православные ребята (таких здесь, по их же словам, больше половины) утверждают, что ничто человеческое им не чуждо:

- Православие не запрещает нам ходить на дискотеки, позволяет употреблять спиртное. Главное - не терять человеческого достоинства.

Здесь не верят в экзаменационные приметы. Только что на пятерку сдавший экзегетику Григорий Фисенко считает, что они не более чем порождение суеверий:

- Серафим Саровский говорит: не верь в приметы, они и не сбудутся.

Но, видимо, суеверие суеверию рознь. Марина, тоже осчастливленная пятеркой, сказала, что икона Божьей Матери, которая висит в аудитории, – «для прибавления ума», а перед экзаменом нужно обязательно прочитать молитву.

В известной детской книжке гимназист Тема накануне экзамена крестился на все купола и каждое утро добросовестно читал «Отче наш» - но, увы, провалился. Куда ни кинь, единственно верный способ успешно сдать сессию сформулирован известным универсальным классиком: «Учиться, учиться и учиться…»

А выяснять, в чем разница между молитвой и «ни пуха ни пера», мы не стали. Наверняка подкованные по части богословия студенты привели бы не один довод, разделяющий суеверия бытовые от освященных церковью.

* * *

Ветхозаветный мудрец был прав – все течет, все меняется. И никто уже не удивляется тому, что вместо ленинских постулатов студенты прилежно заучивают библейские.

Кстати, знаменитая цитата Маркса в оригинале имеет продолжение: «Религия – опиум для народа, поскольку хоть немного облегчает его страдания»…

Автор: Юлия ИГНАТЕНКО, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»