Приморский соловей на европейских сценах

В его жизни многое произошло по воле случая. Тем не менее именно неожиданные встречи повлияли на выбор профессии, развитие творческой личности и судьбу певца. Но главным все-таки был голос - дар божий. Петь стал еще ребенком с легкой руки матери, она была солисткой Уральского народного хора.

15 янв. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1103 от 15 янв. 2002
В его жизни многое произошло по воле случая. Тем не менее именно неожиданные встречи повлияли на выбор профессии, развитие творческой личности и судьбу певца. Но главным все-таки был голос - дар божий. Петь стал еще ребенком с легкой руки матери, она была солисткой Уральского народного хора.

В 6-летнем возрасте Олег Пастухов случайно встретился в купе поезда со знаменитым советским композитором Андреем Эшпаем. Там произошел небольшой курьез. На столике лежал апельсин. Зная, что мама везет в сумке апельсины, ребенок спокойно съел этот. Оказалось, что он принадлежал автору песен ко многим отечественным фильмам. Чтобы “загладить вину”, мальчик спел незнакомому дяде песенку. Андрей Яковлевич оценил голос и артистичность юного певца. Подарил “Мурзилку” с нотами и словами детской песенки, записал домашний адрес и предрек ему карьеру солиста. Уже через неделю пришел вызов на прослушивание в “Гнесинку”. После трех спевок его определили в знаменитый тогда хор мальчиков при музыкально-педагогическом институте. Это можно считать началом профессиональной карьеры.

Однако отец был военным инженером. Его вначале перевели служить в Тбилиси, а позже на Тихоокеанский флот. Вместе с ним кочевала и семья. Так Олег оказался в Приморье.

С 1984 года Олег стал выступать во Владивостоке в модных тогда вокально-инструментальных ансамблях. Сделать это можно было только в ресторанах. Первым (если не считать школьного ансамбля - в нынешней гимназии № 1) на его пути оказался “Горизонт”. Спустя два года “Золотой Рог”...… Кроме того, работал в ансамбле “Время” при ДВГУ. Вместе с ним стал лауреатом политической песни в Новосибирске. Немного подражал знаменитым певцам прошлого, пока не нашел собственную манеру исполнения.

Была длительная работа в ансамбле песни и пляски Тихоокеанского флота. В том числе и два года срочной службы. Кстати, дружба с коллективом ансамбля продолжается до сих пор. Когда Пастухов оказывается в Приморье, он принимает приглашения художественного руководителя Анатолия Калекина и поет сольные произведения перед военными и гражданскими слушателями. Здесь уместно вспомнить еще об одной судьбоносной встрече - визите во Владивосток на День военно-морского флота тогдашнего премьер-министра Сергея Степашина. Председатель правительства в сопровождении губернатора Евгения Наздратенко и десятка многозвездных адмиралов стал гостем гвардейского ракетного крейсера “Варяг”. Во время флотского обеда в кают-компании корабля Олег исполнил “Аве Мария”. Без фонограммы, живым и чистым голосом. Гости побросали ложки-вилки, раскрыли рты от удивления, а потом несколько минут аплодировали. Тогда Сергей Степашин предложил свою поддержку в Москве для дальнейшего обучения в консерватории и выступлений на ведущих сценах. В числе приглашенных находился губернатор Свердловской области Эдуард Россель. Узнав, что солист родом с Урала, также захотел принять участие в судьбе земляка - как известно, в Екатеринбурге довольно сильная школа оперных исполнителей и своя консерватория. Однако Евгений Наздратенко в тот момент отказался отпускать из Приморья “флотского соловья”. Тем более что Пастухов в это время учился в технологическом институте, параллельно имел свой бизнес – швейное ателье, да еще и в Америку, Японию, Южную Корею, Мексику мотался с концертами.

Позднее волей случая Олег оказался в столице. На руках имелось несколько рекомендаций от известных московских продюсеров. Чтобы раскрутить имя, пришлось несколько месяцев поработать в значимых клубах. Одновременно друзья помогали сделать записи на некоторых каналах телевидения, плюс аудиозапись собственных выступлений. Заметили. И парня с периферии без специального образования, без связей и без денег представители кремлевской администрации пригласили для участия в концертах в рамках президентской (только-только был выбран Владимир Путин) программы. И сразу предложили исполнить “Славься, Отечество”, причем на открытии торжественных вечеров. Олег начал готовить это и нескольких других произведений. “Аве Мария” пел на концерте в честь Дня Победы. Причем исполнял уже тенором, а не в альтовой – своей обычной - оркестровке.

В этот момент кассета с записью попала в руки прославленного дирижера всероссийского симфонического оркестра Николая Петухова. Голос ввел мэтра в заблуждение, мол, поет мальчик до четырнадцати лет. И хотел отказаться. Сотрудникам творческой группы из администрации президента пришлось долго убеждать дирижера в том, что исполнителем является зрелый, сформировавшийся человек, уже сам являющийся отцом двоих детей. Состоялась встреча. На ней руководитель симфонического оркестра и вице-президент фонда деятелей искусств дал оценку голоса: без специальной подготовки в таком возрасте можно работать на уровне поп-музыки с незначительной раскруткой и выступлением в кабаках. Серьезная музыка требует серьезной подготовки. Начались многочасовые репетиции. На одной из них Петухов подвел итог: у Пастухова природный драматический тенор. Далее нашел хороших педагогов в консерватории имени Чайковского. Целый год солист ансамбля ТОФ занимался в классе профессора Петра Ильича (уникальное совпадение имени-отчества) Кузниченко, заведующего кафедрой и декана вокального отделения. А экзамены сдавал экстерном за второй и третий курсы. Тут Олегу повезло. Не надо было стоять в очереди на репетиции с оркестром Петухова, так что все занятия были полновесными и с большим объемом практических заданий. Благодаря этому его сразу же включили в программу. В месяц бывало до 26 концертов в Москве и других крупных городах страны.

Голос Олега уникальный: его связки широкие, как у баритона, и тонкие, как у сопрано. Неимоверная сложность, но для работы с классическим репертуаром это крайне необходимо. Поэтому наш земляк мог исполнять самые сложные драматические и оперные произведения в любом необходимом диапазоне.

Прошедший год оказался для Олега Пастухова очень значимым. Он пел на лучших сценах. Стал открытием на конкурсе “Самородки России” в минувшем июне. После этого он стал солистом творческого коллектива концертного зала России, выступал в одном ряду с Вайкуле, Малининым, Добрыниным и другими звездами. Совершил гастроли с сольной программой классических произведений по городам Испании. Его сравнивали с Робертино Лоретти. Тем более что в репертуаре Пастухова было пять песен “итальянского соловья”. Причем и сопрано, и альтино. Пел на итальянском (Неаполитанский цикл, включая “Джамайку”), русском, английском и испанском (знаменитую “Гранаду”) языках.

Предстоящей весной наш земляк перейдет работать из концертного зала России в концертный зал Кремля, вопрос о его переводе уже решен директором главного творческого коллектива страны Петром Шаболтаем. Пастухов теперь готовит новую и расширенную программу. В том числе и арии из оперы “Богема”. Пока он в отпуске, который проводит во Владивостоке. Здесь его дом, семья, друзья, небольшой бизнес. Можно смело утверждать, что Олег не порвет с городом нашенским. На “Миллионке”, на ул. Адм. Фокина, 8, он строит клуб, в котором мечтает выступать перед владивостокскими любителями классической музыки.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, «Владивосток», фото из архива Олега ПАСТУХОВА