Где деньги, Зин?..

Любая семья – своего рода мини-государство, имеющее свой бюджет, своего казначея, и этим государством нужно уметь правильно управлять, ведя его через финансовые рифы и бури к далекому, но вожделенному благополучию. Думаете, этому искусству нигде не учат? Ошибаетесь. Мой собеседник – Ирина Петровна ЧЕРНАЯ, заместитель директора Института международных отношений ВГУЭС, кандидат экономических наук. Три года назад она разработала курс “Экономика семьи”.

11 янв. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1102 от 11 янв. 2002
Как научиться планировать семейный бюджет


 Любая семья – своего рода мини-государство, имеющее свой бюджет, своего казначея, и этим государством нужно уметь правильно управлять, ведя его через финансовые рифы и бури к далекому, но вожделенному благополучию. Думаете, этому искусству нигде не учат? Ошибаетесь. Мой собеседник – Ирина Петровна ЧЕРНАЯ, заместитель директора Института международных отношений ВГУЭС, кандидат экономических наук. Три года назад она разработала курс “Экономика семьи”.

- Что это за наука такая?

- Это наука о ведении домашнего хозяйства. Если трактовать совсем просто, то ее главные проблемы: формирование и использование семейного бюджета, и азами этой науки должен владеть каждый вступающий в брак, по крайней мере – женщина, как шея, обращающая голову – мужа – в нужную сторону. Но есть и иной подход - в рамках современной экономической науки. Он основывается на роли домашнего хозяйства в микро- и макроэкономике. Что такое семья как понятие экономическое? С одной стороны, это поставщик прежде всего “человеческого капитала”, с другой – основной потребитель товаров и услуг. Кроме того, сейчас много говорят о гендерной (в буквальном переводе – половой) экономике, анализирующей различия в экономическом положении мужчин и женщин и причины их возникновения. Круг ее проблем достаточно широк: внутрисемейное разделение труда, деятельность членов семьи на рынке труда, определение ролей мужчины и женщины не только в домашнем хозяйстве, но и в профессиональной деятельности.

- Какие это роли – традиционные: муж-добытчик и жена-хранительница или каким-то образом видоизмененные?

- Конечно, видоизмененные. Вот, например, нобелевский лауреат Гэрри Беккер, сторонник неоклассической гендерной экономики, предлагает рассматривать все отношения в семье с точки зрения издержек и выгоды…Такой простой пример. Почему падает рождаемость в развитых странах? Потому что чем выше статус семьи, чем лучше образование, полученное женщиной, чем более продуктивная и интересная у нее работа (женщина, оставаясь хранительницей, становится и добытчиком), тем больше материальных и моральных издержек она получит при рождении ребенка – придется на время оставить работу, потом догонять, учиться, вкладывать в себя деньги. Соответственно второй ребенок несет еще большие издержки, рожать еще тем более невыгодно. Более того, доля расходов на детей в семейном бюджете средней российской семьи составила в последние годы от 50 до 70 процентов семейного бюджета (посчитайте сами: питание, одежда, лечение, образование, спорт и кружки, другие необходимые или просто приятные для ребенка вещи). С учетом того факта, что 38 процентов населения страны живет за чертой бедности, можно сказать: рождение ребенка у многих российских родителей вызывает серьезные материальные трудности.

- Что же получается – не рожать?

- Конечно, рожать! Но только государство должно создавать такие условия, когда рождение детей станет выгодным и морально, и материально. Между прочим, подобный опыт в мировой практике есть: в Голландии (пожалуй, единственной из развитых стран, где рождаемость выше, чем смертность) размер пособия на ребенка возрастает с каждым родившимся вплоть до восьмого.

- Да, а в нашей стране мужчина и женщина, сознательно решившие иметь много детей, сводят концы с концами с огромным трудом…

- Вот поэтому я не устаю повторять: нужно грамотно, правильно вести домашнее хозяйство, ориентироваться в современной экономической обстановке, снижая все возможные социально-экономические риски для своей семьи. Словом, семейный человек должен быть менеджером, управляющим.

- И с чего же начинать “семейному менеджеру” строить и рассчитывать свое предприятие?

- Во-первых, с воспитания полноценного работника.

- То есть главная функция семьи – растить ребенка как будущего работягу? Невесело как-то… 

 - Я бы акценты несколько смягчила. Работник работнику рознь: чем выше квалификация и уровень образования (то есть качество человеческого капитала), тем более интересной и доходной может оказаться работа. А значит, у семьи будут более высокие потребности и реальные возможности их удовлетворить. Как гласит народная мудрость: как потопаешь, так и полопаешь. Кроме того, “семейному менеджеру” нужно учитывать возможные модели поведения семьи на рынке в любых условиях, в том числе кризисных. Домашнее хозяйство в условиях инфляции и безработицы сталкивается с двумя, на первый взгляд, взаимоисключающими проблемами. Во многих семьях основными добытчиками становятся женщины. Они легче приспосабливаются к рыночным условиям, более мобильны, ведь им приходится отвечать не только за себя, но и за детей (вообще в стране наблюдается феномен мужской сверхсмертности, женщине волей-неволей приходится крутиться). А с другой стороны - среди безработных в России преобладают женщины. И нужно научить людей выходить из кризиса с минимальными потерями, правильно вести себя. Есть общие правила поведения на рынке, также, между прочим, отраженные в известных поговорках: “не складывайте все яйца в одну корзину” и “бесплатный сыр бывает только в мышеловке”. В первой отражено явление, названное мудреным словом “диверсификация” – распределение капитала по разным видам деятельности для уменьшения убытков - путем перераспределения прибыли из других сфер в случае необходимости. Вторая особенно актуальна для нашей страны, верящей во всякого рода финансовые пирамиды - “МММ”, ГКО и прочие “хопры”. В наше время всем нужны хотя бы основные, элементарные знания, необходимые для того, чтобы грамотно вкладывать деньги в ценные бумаги, не пасть жертвой финансовых пирамид. Вот, например, “Русский дом селенга” был зарегистрирован как общество с ограниченной ответственностью, это было написано во всех его документах, но разве их кто читал? Вкладчики, прельстившись грандиозной “халявой”, несли туда последние деньги. А теперь ждут помощи от государства – а какая может быть помощь? А продовольственный фонд, действовавший у нас в Приморье?! Есть два самых простых совета, как распознать мошенников. Первый – чем больше вам обещают “за просто так”, тем больше шансов, что свои деньги вы никогда не увидите. Второй – если вам сулят дополнительный доход пропорционально количеству вовлеченных в “дело” родственников и друзей, вы имеете дело с обычной пирамидой, в которой выигрывают только основатели.

Третье, что должен учитывать капитан семейного корабля, – рыночная стратегия домашнего хозяйства. Это к вопросу о реальном и теневом секторах. Конечно, то, что мы вынуждены пользоваться услугами частных портных, парикмахеров, покупать продукты на рынках, платить за услуги репетиторов и наши деньги уходят от налогов, мимо рук государства, только стимулирует развитие теневой экономики. А с другой стороны, для современной семьи это единственный способ свести концы с концами, потому что там, где есть кассы, чеки и налоговая отчетность, услуги стоят дороже.

- Во всевозможных женских журналах частенько дают простые советы по методам оптимизации семейного бюджета. Например, вести книгу доходов и расходов, хранить деньги в банке под проценты…

- И тому, кто пытается следовать таким советам, приходится сталкиваться с тем, что любой хороший, мудрый, верный совет, данный западными специалистами и легко применяемый на Западе, в российской действительности становится не более чем благим пожеланием. Записывать доходы и расходы, конечно, можно. Только что это даст, если инфляция делает наши доходы и расходы мало предсказуемыми? Поэтому проще искать дополнительные источники доходов рядом – в натуральном – дачном, подсобном - хозяйстве. Однако российские условия таковы, что даже это занятие превратилось в очень дорогое для семьи удовольствие: тут и рост транспортных расходов, и ухудшение криминальной ситуации, и засилье более дешевого импортного товара. Или вот есть такое понятие, как самострахование семьи, то есть вкладывание разницы между доходами и расходами в банки, в ценные бумаги. У нас это делать очень сложно, потому что банковская система ненадежна, доллар – тоже по сути большая финансовая пирамида, которая может лопнуть, а откладывать 10 процентов от каждой полученной суммы, как тоже советуют западные экономисты, просто в чулок – так эти деньги инфляция съест.

- И куда же в таком случае вы посоветуете нашим читателям вкладывать деньги?

- Знаете, в нашем институте любят говорить, что есть две вещи, на которых нельзя экономить и которые обязательно окупятся в долгосрочной перспективе, - это собственное здоровье и образование детей. Причем что касается образования, то чем раньше, тем лучше. Сейчас в некоторых вузах есть накопительные фонды, есть страховки на образование. Деньги спасаются от инфляции, а ваш ребенок точно будет иметь шанс учиться, стать специалистом.

- А на кого следует сегодня учиться, Ирина Петровна?

- Я не могу сказать однозначно, слишком уж деформирована современная экономика, но, по моему глубокому убеждению, главное – научиться получать знания. Сегодня нельзя, как в советские времена, годами поступать на одну и ту же специальность в надежде, что когда-нибудь да примут. Конкуренция на рынке труда растет с каждым годом. Не получилось поступить, не хватает денег для уплаты инвестиционного взноса – идите учиться на другую специальность. Конечно, важно учитывать статус вуза, кадровый состав преподавателей, их научный и профессиональный уровень, собственные наклонности и возможности будущего трудоустройства (образование – тоже рынок), но в любом случае не давайте мозгам лениться, заставляйте их работать, впитывайте знания. Образование всегда себя окупит и даст шанс на успех.



КСТАТИ

На сайте «В» в Интернете проводилось голосование по вопросу «Куда вы вкладываете свои деньги?». Ответы распределились следующим образом:

6% везде понемножку,
15% в образование детей,
7% в недвижимость,
15% в инвалюту (доллары, евро),
9% в банк под проценты,
41% ничего не могу скопить, живу от зарплаты до зарплаты.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»