Полосатое лакомство. Чем пахнет Новый год?

Ну конечно же мандаринами, ответит большинство наших земляков, для которых долгие годы цитрусовые были редким деликатесом. Для Мубариза Ахмедова этот праздник пахнет арбузами.

11 янв. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1102 от 11 янв. 2002
Ну конечно же мандаринами, ответит большинство наших земляков, для которых долгие годы цитрусовые были редким деликатесом. Для Мубариза Ахмедова этот праздник пахнет арбузами.

“В Азербайджане растет все, - уверяет Мубариз, - могу перечислить, в каком районе какие фруктовые деревья лучше плодоносят. Практически все фрукты можно и зимой на рынке купить – яблоки, груши, гранаты… А вот арбуз сохранить трудно, поэтому к новогоднему столу это лучшее лакомство”. В семье Ахмедовых, где росли четверо братьев и пять сестер, полосатые ягоды осенью прятали под кровать или на чердак, чтобы 31 декабря торжественно водрузить сладкое чудо на праздничный стол.

В советские времена новогодний праздник в Азербайджане был официальным в отличие от отмечаемого в марте Новруз-байрама, который старались вытравить из народной памяти. С 91-го они поменялись местами: нынче официальным стал именно Новруз, знаменующий возрождение природы: новый год, новый урожай, новая жизнь. Но елку для детей устанавливают по-прежнему – не лишать же их такого удовольствия. Как в старые времена, наряжают в школах пахучую красавицу, устраивают карнавалы, театральные представления. А раньше еще и дома готовились к торжеству – с 25 декабря начинали начищать-намывать квартиру, всевозможные лакомства готовить. Кухня азербайджанская – пальчики оближешь – особенно славится сладкими блюдами. Дети просто обожают грецкие орехи с сахаром. Этот деликатес упоминается даже в старых книгах, в которых описывается, как персидские цари ели “чистый сахар со свежими очищенными грецкими орехами”. А замороженные фрукты? В Азербайджане издревле умели готовить фруктовое мороженое с помощью льдосолевой смеси. И гадают девушки так же, как это делают, наверное, во всем мире. Пекут специальную дуз-лу кека – крошечный соленый хлебец, который съедают перед сном. Подавший воду во сне и считается суженым.

Живущий во Владивостоке уже много лет Мубариз считает себя счастливым человеком – он может отмечать Новый год дважды. Как, впрочем, и вся многочисленная азербайджанская диаспора. Обычно они собираются большой компанией, женщины готовят традиционные блюда, а мужчины, открыв в полночь шампанское, отправляются на прогулку. Без жен? Мубариз с удивлением смотрит на меня: “Они же с детьми остаются”. Вот она, разница менталитетов.

При том, что нам, россиянкам, трудно принять такое отношение со стороны сильного пола, азербайджанцы – удивительно заботливые отцы. Вот и Мубариз светится от счастья, говоря о своих детях – Гюльане идет третий год, ее имя можно перевести как “цветущая мама”, а Ульви, то есть “чистый, кристальный”, родился совсем недавно – 22 ноября. В крошечной гостинке Ахмедовых давно уже стоит малюсенькая искусственная елочка, место для которой нашлось только на телевизоре. Непросто живется семье в стесненных условиях, да и шум мешает – дети вздрагивают и просыпаются от гама, доносящегося из дома-муравейника. Но Ахмедовы счастливы: они любят друг друга, у них растут замечательные наследники. А трудности… Ну что ж, на то он и мужчина, чтобы с ними справляться. Недаром имя Мубариз переводится как “непобедимый”.

Автор: Галина КУШНАРЕВА, «Владивосток»