Местным здравницам предложено «зарезаться»

Перед очередной финансовой пропастью оказались пригородные здравницы, входящие в закрытое акционерное общество "Приморские курорты". "Лазурный", "Амурский залив", "Тихоокеанский", "Садгород", как и другие бывшие профсоюзные санатории края, уже не раз переживали времена, когда, казалось, крах неминуем. К 2000 году с великим трудом удалось рассчитаться с долгами, огромными гирями тянувшими вниз. Край мог гордиться тем, что в числе немногих сохранил систему санаторно-курортного лечения, не потерял большую часть здравниц.

27 дек. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1097 от 27 дек. 2001
Перед очередной финансовой пропастью оказались пригородные здравницы, входящие в закрытое акционерное общество "Приморские курорты". "Лазурный", "Амурский залив", "Тихоокеанский", "Садгород", как и другие бывшие профсоюзные санатории края, уже не раз переживали времена, когда, казалось, крах неминуем. К 2000 году с великим трудом удалось рассчитаться с долгами, огромными гирями тянувшими вниз. Край мог гордиться тем, что в числе немногих сохранил систему санаторно-курортного лечения, не потерял большую часть здравниц.

Черный день вновь наступил уже в этом году, когда кардинально поменялся механизм реализации путевок и был установлен единый по всей стране "потолок" компенсации их стоимости из средств фонда социального страхования. В результате - мертвый сезон почти на целый квартал. Только начали выкарабкиваться из этой нелегкой ситуации, нависла новая угроза ухнуть вниз - резкий скачок платы за землю. Эта статья расходов санаториев тянет теперь в 27 раз больше, чем в прошлом году!

Руководство ЗАО "Приморские курорты" с прискорбием осознает, что всплывшие суммы здравницам не по силам. Уменьшать территорию за счет лесопарковой зоны, огородиться вокруг корпусов? А чем тогда курорт будет отличаться от стационара?

Правовой вакуум

Если говорить точнее, изменился подход к оценке лесопарковой зоны санаториев. Раньше санатории рассчитывались за нее с государством по ставкам налога на земли лесного фонда и платили по 20 копеек с квадратного метра. По новой версии - никакой это не лес, а земли городской застройки. Установленная годовая ставка земельного налога в курортной зоне этой категории - одна из самых высоких в городской черте (она уступает только "историческому ядру" Владивостока) - 5, 9 рубля с того же квадратного метра.

Перед необходимостью платить за большую часть своей территории совсем по другим ставкам "Приморские курорты" оказались после принятия городского положения "О плате за землю в городе Владивостоке". Положение приведено в соответствие с Лесным кодексом, в котором неоднозначно сказано: "В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений". На нет и суда нет: из документа исчезла таблица, определявшая прежде ставки налога на земли лесфонда. Но выведенные из федерального лесного фонда городские леса сами по себе, конечно, никуда не делись. Другое дело, что их правовой статус федеральным законом до сих пор не определен, и они повисли между небом и землей. Несмотря на термин "городские леса", право распоряжения ими - у краевой администрации. Они продолжают оставаться государственным природным ресурсом.

Валентин Дубинин, будучи и. о. губернатора, подписал постановление "Об утверждении временного порядка ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях городских поселений в Приморском крае". Но в сложившемся правовом вакууме этим документом не были расставлены все точки над "i". Остается масса разногласий между городскими властями и лесниками, считающими своими владениями городскую территорию от Артема вплоть до "Зари", неоднозначно трактуют связанные с этим вопросом положения правоохранительные органы. Ситуация порой доходит до абсурда, до путаницы на уровне первого класса: что значит лес? что значит земля? Не определены ставки налога на земли, занятые городскими лесами, из них не вычленена курортная зона, которая используется для оздоровительных целей.

Не в эти ли "ножницы" попали "Приморские курорты", на которые как гром среди ясного неба свалились не предусмотренные заранее платежи? Откуда теперь взять почти 5 миллионов рублей, которые не были заложены в стоимость путевок на 2001 год? Госдума приняла решение на будущий год повысить плату за землю в два раза, и тогда расходы по этой статье составят уже 10 миллионов. Чтобы покрыть такую сумму, нужно либо резко повышать стоимость путевок, либо урезать свои площади до минимума. Ни тот, ни другой путь нельзя назвать выходом из положения.

“Легкие” города

Курорт и в самом деле не больница и даже не профилакторий, которые обычно строились “у трубы”, рядом с производством. Говорить о том, что санатории располагаются в девственных природных лесах, было бы натяжкой. Но и определение “городская застройка” звучит диссонансом.

Со времени возникновения здравниц – уже по 60 - 80 лет – их коллективы окультуривали свои территории, высаживали вокруг хвойные и цветущие деревья, разбивали клумбы и дорожки, прокладывали тропы здоровья. В свое время существовала специализированная организация “Курортзеленстрой”, которая заботилась о зеленых насаждениях в курортной зоне. Сейчас каждый санаторий имеет в штате таких специалистов.

Вырвавшись из трудовой колеи, отдыхающие с наслаждением гуляют в парке, дышат чистым воздухом, любуются зеленью и цветами - это ли не врачует? Существует даже норматив, устанавливающий для пригородных здравниц “нагрузку” на гектар рекреационной зоны – 5-8 человек. Получается, если в санатории одновременно отдыхают 200-300 человек, то его площадь должна составлять не менее 35 гектаров. Реально таких площадей у наших здравниц нет (при нынешнем “раскладе” этому обстоятельству можно радоваться?), а потому и отсекать нечего. “Амурский залив”, например, имеет 11 гектаров территории, еще меньше она у “Тихоокеанского”. Исключение составляет “Садгород”, раскинувшийся на 44 гектарах.

- Из всех наших здравниц “Садгород” находится в самом тяжелом положении, - делится своей озабоченностью генеральный директор ЗАО “Приморские курорты” Ирина Кайгородова. - В целом по России печальная участь постигла в первую очередь именно большие санатории. Но мы до последнего боролись за “Садгород”. Всплывший огромный земельный налог окончательно его добьет.

Не до комфорта

Только из-за повышения платы за землю санаториям надо набрасывать на каждую путевку по 2000-3000 рублей, которые должны будут дополнительно выложить из своего кармана желающие подлечиться на курорте. При том, что уже сегодня самому приходится доплачивать около трех тысяч, это может привести к тому, что частичная компенсация стоимости путевки из средств соцстраха не спасет положения и санаторно-курортное лечение станет недоступным для большинства имеющих средние доходы.

А что делать с социальными путевками? Санатории в этом году пошли на их “изобретение”, понимая, что учителям, медикам, работникам культуры, да и многим другим просто нереально выделить из скудного семейного бюджета две-три тысячи рублей для поездки на отдых и доплатить за путевку. Стали думать, чем можно пожертвовать, чтобы вложиться в соцстраховскую сумму – 350 рублей в сутки (летом, когда был установлен этот “потолок”, день отдыха в приморском санатории обходился уже в 450 рублей). Приморцы могут сколько угодно доказывать, что нас нельзя приравнивать к Сочи, что у нас главной статьей расходов является плата за тепло и другие коммунальные платежи, но кто услышит?

Были предложения ужаться за счет диагностики, сократить часть процедур, пройтись по меню...… Но тогда отдыхающие по социальным путевкам, получающие все это в урезанном виде, были бы поставлены в унизительное положение по сравнению с теми, кто заплатил полную стоимость за лечение и отдых. В конце концов в жертву решили принести комфортность. В комнаты стали добавлять по третьей кровати, искать другие пути, чтобы удешевить “быт” курортников.

Чем теперь жертвовать для того, чтобы наскрести на земельный налог?

Заложники ЗАО

Закон “О плате за землю” полностью освобождает от уплаты земельного налога санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, а также профсоюзной собственности. “Приморские курорты” хоть и имеют другой статус, выполняют ту же функцию, что и профсоюзные здравницы. Справедливо для них накручивать налог уже на полную катушку? Вопрос – к радеющим за приморцев депутатам краевого законодательного собрания, которые вправе его решить.

Заявление руководства ЗАО “Приморские курорты” о несогласии со ставками земельного налога признала обоснованным прокуратура города Владивостока.

С жиру бесимся? Курорт нам подавай? Да нет, не до жиру. Тот, кто за ценой не постоит, в приморских санаториях не отдыхает – все больше в экзотических теплых краях. Для приморцев со скромной зарплатой местные здравницы – предел мечтаний. Лишить их и этого?

Автор: Надежда БРАЖИНА, «Владивосток»