Пусть скажет пациент

Сейчас найдется немного людей, которые, пролечившись в медицинском учреждении, остались вполне довольны оказанными услугами. Одно то, что практически за все приходится платить, оптимизма не прибавляет. Больные жалуются на то, что все стало платным, врачи сетуют на недофинансирование, а чиновники от медицины ищут выходы из сложившегося положения.

25 дек. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1095 от 25 дек. 2001
В Приморье будут внедрять страховую медицину


Сейчас найдется немного людей, которые, пролечившись в медицинском учреждении, остались вполне довольны оказанными услугами. Одно то, что практически за все приходится платить, оптимизма не прибавляет. Больные жалуются на то, что все стало платным, врачи сетуют на недофинансирование, а чиновники от медицины ищут выходы из сложившегося положения.

После нескольких наших газетных выступлений по проблемам приморской медицины Александр Линецкий, первый вице-губернатор края, решил изложить точку зрения новой администрации. Он считает, что выход прост и реален - в следующем году медицина в Приморском крае должна стать страховой. То, что мы имеем сейчас - бюджетно-страховой вариант, где часть денег идет из бюджета, часть из Фонда обязательного медицинского страхования, - не делает медицину страховой по сути. Таковой она станет лишь тогда, когда интересы пациента будет представлять страховая компания.

Схема проста: бюджет платит деньги за неработающее население в ФОМС, тот распределяет их по страховым компаниям. Пролечившись, пациент получает счет, где указано, сколько дней он находился в больнице, какие принимал препараты и проходил процедуры. Он не должен его оплачивать, ему нужно лишь поставить свою подпись и тем самым подтвердить, что все вышеперечисленные услуги действительно были оказаны. Медучреждение получит деньги в том случае, если больной будет доволен оказанными услугами. Далее в дело включается страховая компания, которая проверяет правильность лечения. Задача последней - заплатить медучреждению ровно столько, на сколько больного пролечили, поскольку прибыль компании связана с той разницей, которую она экономит. В этом случае больной начинает играть в здравоохранении решающую роль.

И это немаловажно. Здравоохранение – самый большой потребитель государственных денег из краевого бюджета. Потому краевым чиновникам стало небезразлично, куда уходят средства. Врачам было предложено написать свою концепцию выхода из этой ситуации. Она на 46 листов, но почему-то ни в одной строчке не встречаются слова “пациент” и “больной”. Только казенные фразы “коечный фонд”, “сеть лечебно-профилактических учреждений”. Призадумались чиновники - а вдруг современная медицина в каком-то смысле игнорирует интересы пациента? Ведь забота о нем не подкреплена экономически. Сейчас каждому бюджетному учреждению платят определенную сумму денег. Все, кто работает с ФОМСом, получают деньги постатейно, за оказанные услуги: сколько людей пролечил, сколько медикаментов потратил – столько и получи. Но больного никто не спрашивает, как и чем его лечили. На первый план выходит отчет главврача.

Александр Линецкий считает, что введение системы страховых компаний должно поставить нашу медицину с головы на ноги, то есть сделать пациента главным звеном. Другие меры, предпринятые новым краевым руководством, положительных результатов не принесли. Казалось бы, главная беда здравоохранения заключается в недофинансировании. Об этом постоянно говорят наши медработники. Краевые власти пошли на увеличение финансирования, текущие платежи возросли в несколько раз, но качество медицинского обслуживания от этого существенно не изменилось. Значит, тезис, гласящий, что в здравоохранении мало денег, - миф. Пришлось искать другие пути.

Сейчас переход к страховой медицине вполне реален, несколько страховых компаний уже создаются. Но их существование напрямую связано с поступлением бюджетных денег в фонд обязательного медицинского страхования. В 1999 году ФОМС практически не получал денег из краевой администрации, в 2000-м пошел мизер – процентов 25-30. Сам факт существования страховой компании держится на политических гарантиях, которые дает Приморская администрация. Краевые власти должны четко сказать – мы поддерживаем страховую медицину, обязуемся постоянно переводить деньги за неработающее население в ФОМС и контролировать их распределение по страховым компаниям. А последние вместе с пациентами контролируют здравоохранение изнутри.

В дальнейших планах развернуть этот рынок и прекратить бюджетное финансирование вообще, оставить один канал – систему обязательного медицинского страхования. При этом экстренные службы, такие как станция переливания крови, останутся на бюджете.

Страховая медицина должна решить и вопросы денежных поборов в больницах. Сейчас население за медицинские услуги платит дважды – в виде налога и соплатежей в медучреждениях. Если человек хочет получать что-то сверх государственных гарантий, например, лучшую палату, дорогостоящее лекарство, он должен купить добровольную медицинскую страховку. Эта схема позволит более разумным и цивилизованным способом проводить соплатежи населения. В развитых странах самая большая стоимость добровольной страховки составляет 200-250 долларов в год, минимальная сумма - примерно 11-30 долларов.

Переход к страховой медицине во многом зависит от понимания населения. Каждому из нас предстоит осознать, что страховая компания встанет на защиту именно его интересов, что у каждого пациента есть права на обязательное медицинское страхование, нужно просто научиться пользоваться этим механизмом. В этом вопросе наш край не будет новичком. Сейчас только семь субъектов РФ имеют ФОМСы без страховых компаний, а значит, этот опыт в России уже приживается. Да и в развитых странах принципы страховой медицины давно взяты на вооружение. Насколько успешно он примется на почве приморской медицины, покажет ближайшее время. Оно же, возможно, даст ответ, что для нас страховая медицина – дань моде или необходимый шаг в будущее.

Автор: Ирина ИВАНЮШИНА, "Владивосток"