Бей своих, чтоб чужие боялись

С 1 ноября 2001 года профессиональные художники и фотохудожники Владивостока практически лишились своих мастерских, следовательно, возможности работать. Об этом «позаботилась» дума города.

25 дек. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1095 от 25 дек. 2001
С 1 ноября 2001 года профессиональные художники и фотохудожники Владивостока практически лишились своих мастерских, следовательно, возможности работать. Об этом «позаботилась» дума города.

1 ноября она приняла «Решение об утверждении аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности», согласно которому повышаются арендные ставки, а члены творческих союзов к тому же лишаются льгот на аренду мастерских.

«Я не знаю, что делать…», - звучит рефреном в художественной среде города.

- Решение думы для меня моральная и материальная трагедия. У меня нет таких денег, чтобы платить по новым ставкам, - говорит один из фотохудожников Леонид Якушев. – Решение распространяется на представителей малого и среднего бизнеса, и по какой-то необъяснимой причине нас приравняли к этой категории. Но это же нонсенс! Фотоальбомы «Старый Владивосток», «Край России. Владивосток», «Желтая опасность», в которых использованы мои снимки, - это некоммерческие проекты. Сейчас продается в магазинах еще один фотоальбом «Владивосток» - за него до сих пор не получены деньги. Издание «Люди и годы», задуманное Борисом Дьяченко и еще не законченное сегодня, - это труд энтузиастов. Исторический альбом, для которого из архивов Нью-Йорка привезено 400 кг бумаг, невозможно назвать выгодным для художника проектом. Технический макет Геннадия Кунгурова, мои фотографии – все без предоплаты. Разумеется, такие вещи дают художнику имя. Но ведь на что-то надо развиваться дальше. Бешеные деньги стоит профессиональная аппаратура, материалы, а тут еще и арендная плата, которая реально повышается в 10 раз!

Самое печальное, что никого по большому счету не интересует, как в действительности живет художник. Чиновник смотрит только на внешнюю сторону дела. Дорого стоит фотография или картина – значит богатый художник. Но как можно так прямолинейно рассуждать! Здесь не подходит железная логика: нет денег на большую мастерскую - пользуйся маленькой. Не хватает на маленькую – найди способ заработать. Тот же скульптор Барсегов имеет огромную мастерскую - он просто плачет, получив новые расценки. Но он не может перебраться в меньшую – это же монументальное искусство. И потом, мы, конечно, можем повысить цену на свой труд. Но тогда его не будут «покупать» - есть же ценовой предел. Кроме того, придется «обдирать», грубо говоря, своих же. К примеру, есть предварительная договоренность о выпуске юбилейной продукции к 70-летию театра им. Горького. Но театр не в состоянии будет заплатить слишком высокую цену. Кому от этого хорошо? Где здравый смысл? В приморском Союзе фотохудожников 10 человек. Намного ли «увеличится» бюджет? А вот культурный слой, и без того чрезвычайно тонкий, просто уничтожится.

В эмоциональный монолог Леонида Якушева включается Вадим Митрофанов, независимый продюсер:

- Среди нас нет богачей. Все держатся группой, чтобы в случае чего поддержать друг друга. Художник не имеет больших доходов «для копилки» - все идет в оборот. Ведь по большому счету хочется предлагать качественную продукцию, а она никогда и нигде не стоила дешево. Но наши власти просто подталкивают к масскульту, к беззаконию. Одни воспользуются некачественной фотографией, другие просто украдут у нас качественную, потому что будут не в состоянии заплатить. Кстати, сегодня воровство в городе достигло ужасающих размеров – сканируют из альбомов без всяких ссылок, каждый думает только о собственной выгоде…...

Эмоции? Они вылились в официальное письмо, направленное на имя председателя городской думы Бориса Данчина группой деятелей культуры города, а именно президентом Приморского отделения Фонда культуры России Ефимом Звеняцким, председателем правления Приморской общественной организации «Союз художников России» Валерием Максимовым, председателем Приморского отделения международного союза фотохудожников, вице-президентом фотофонда России Виктором Серебряковым, председателем общественного фонда культуры «Арт-этаж» Александром Городним, заслуженным художником России Сергеем Черкасовым. Приведу фрагмент: «…...Искусство в целом и изобразительное искусство в частности никогда не являлось формой коммерческой деятельности, доказательством чего служит тяжелое материальное положение художников и фотохудожников. Лишая их льгот на аренду мастерских, вы лишаете их возможности творить, заниматься делом своей жизни...… Творческий потенциал наших художников и фотографов высоко ценится на республиканских и международных выставках, не раз они получали высокие награды, что, в свою очередь, привлекает внимание к нашему городу. Приняв такое решение, вы лишаете г. Владивосток творческого потенциала в области изобразительного искусства, что неизбежно приведет к еще большему упадку духовности, культуры и застою в художественной жизни города. Уважаемый Борис Дмитриевич, убедительно просим Вас рассмотреть нашу просьбу. От Вашего решения зависит не только судьба художников, фотохудожников, творческая жизнь города Владивостока, но и национальное русское искусство, большой вклад в развитие которого сделали именно наши мастера». Трудно под этим не подписаться. Даже если принять во внимание мотивы думцев. Их «озвучил» Дмитрий Щедрин, помощник председателя думы.

- Дума руководствовалась тем, что во всех средствах массовой информации неоднократно сообщалось о фактах злоупотреблений при продаже муниципальной недвижимости. Когда была избрана дума, к нам пошли письма, чтобы мы разобрались с муниципальной собственностью. К примеру, здание на ул. Адм. Фокина, 29 площадью 453 кв. м давало арендную плату 263 тыс. рублей в год. Продано это здание за 12 тысяч рублей. Другой пример – здание на проспекте «Красного знамени», 61ж давало около 1,5 млн. рублей. Продали за 146 тысяч. С 1992 года муниципальной собственностью распоряжался город, а по закону она находится в ведении думы, которая работает в интересах всего населения города. Муниципальная собственность должна давать доход в бюджет города, чтобы было на что чинить крыши и прочее. У нас она дает всего 4 процента. В других регионах - до 10 процентов. В центре - 20-25 процентов. Это и привело к тому, что дума стала искать способы пополнения бюджета.

А художников никто не лишил льгот. Дума над этой проблемой работает. В первый раз мы опубликовали сообщение о том, что положение будет принято, в октябре. Предприниматели и другие граждане, кого коснулось наше решение, пришли к нам официально на прием. На сегодня производственным предприятиям, детским садам предоставлены льготы. А вот Союз художников не обращался к нам...… Решение рассчитано на всех, мы не разграничивали предпринимателей и художников. Представители малого бизнеса пришли на встречу с председателем думы, принесли свои предложения. На их основе будет разработан ряд поправок, и на очередном заседании дума внесет их. Мы не отказываемся от диалога ни с кем. Мы готовы пойти на уступки. Если художники действительно никакой прибыли не получают, пусть предоставят документы. Мы готовы персонально рассмотреть предложения каждого предпринимателя.

На вопрос, правильно ли сначала принять решение, а потом его обсуждать, Дмитрий Леонидович ответил: «Мы приняли решение, они пошли к нам, а так можно думать очень долго. За счет повышения арендной платы мы можем получить 170-180 миллионов дополнительно. Задача думы - составить грамотный, толковый бюджет города». Объяснил и случившийся переполох: «Это сделано преднамеренно, чтобы заинтересованные люди обратились к нам, и мы бы вместе нашли приемлемое решение. Дума готова работать с каждым».

М-да...… В благих намерениях думы вряд ли есть смысл сомневаться. Бюджет города – дело важное. Но почему-то приходит на ум сакраментальное: «Сначала сделали, а потом подумали...…»

Странно, что к пресловутому муниципальному фонду недвижимости подошли огульно. Да, есть лакомые куски в центре города, но мастерские, которые расположены в мансардах, в категорию лакомых кусков никоим образом не входят. Во-первых, последний этаж вряд ли заинтересует владельца парикмахерской или магазина. Во-вторых, в большинстве своем это помещения, где много лет не проводился ремонт. Они лишены элементарных удобств. В мастерских на той же ул. Адм. Фокина нет даже туалетов. В аховом состоянии некоторые мастерские на Русской. Логично было бы, прежде чем принимать решение, провести обычную проверку фонда недвижимости.

Неплохо было бы ознакомиться и с опытом коллег-законодателей ДВ региона. В Хабаровске творческие союзы пользуются льготами, в Магадане плюс к этому еще и частично оплачиваются коммунальные услуги. И потом, что значит «работать персонально»? В городе более 1000 предпринимателей – физических и юридических лиц. Плюс около 200 художников… Это сколько ж времени надо – работать с каждым?!

А если по большому счету…... Увы, в этой истории просматривается отношение к культуре города и края в целом. В лекции, прочитанной в библиотеке Конгресса США в октябре 1991 года, Иосиф Бродский сказал: «Перепроизводство в культурной сфере необходимо, поскольку противоположная тенденция ведет к поражению независимо от того, насколько хорошо изучен спрос. Вполне уместно... предположить, что... открывается возможность превратить наше общество в просвещенную демократию».

Какая-никакая демократия у нас есть - высказываемся, пишем, выбираем... Вот только просвещенна ли она?



P.S. Сегодня на очередном заседании думы Владивостока будет в очередной раз рассматриваться вопрос о ставках арендной платы – в том числе и для творческих организаций и союзов. Получат ли деятели искусств новогодний подарок от законодателей – ответа осталось ждать недолго.

Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»