Не ответит сосед за соседа

Работая председателем жилищного кооператива, офицер запаса бился с живущими в доме льготниками. Объяснял, что провозглашенные для военнослужащих, работников милиции, таможенных и налоговых органов, ряда других учреждений льготы по оплате жилья – не более чем слова. Раскошеливаться на них государство не торопится, и никто не покрывает кооперативу не доплаченные жильцом – будь он хоть генералом – суммы за содержание жилья и коммунальные услуги.

20 дек. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1093 от 20 дек. 2001

 Работая председателем жилищного кооператива, офицер запаса бился с живущими в доме льготниками. Объяснял, что провозглашенные для военнослужащих, работников милиции, таможенных и налоговых органов, ряда других учреждений льготы по оплате жилья – не более чем слова. Раскошеливаться на них государство не торопится, и никто не покрывает кооперативу не доплаченные жильцом – будь он хоть генералом – суммы за содержание жилья и коммунальные услуги.

Потом власть в кооперативе поменялась. Бывший председатель вдруг вспомнил, что тоже имеет право на 50-процентную скидку по квартплате. Теперь судится, требуя сделать перерасчет за все годы.

Вали убытки в один котел

Из государственной казны со скрипом, но все-таки выделяются средства для компенсации льгот ветеранам и инвалидам. А вот за так называемых льготников по профессиональному признаку федеральный бюджет рассчитываться не желает. 50-процентная скидка по оплате жилищно-коммунальных услуг оговорена для них в федеральных законах «О статусе военнослужащих», «О милиции», Таможенном кодексе и ряде других, но правительство не определило порядок финансирования этих расходов. А нет порядка – нет и финансирования. В итоге мнимые привилегии неподъемной ношей ложатся на плечи многострадального жилищно-коммунального хозяйства и падают на его убытки. По информации департамента финансов администрации края, в 2000 году предприятия ЖКХ Приморья недополучили по этой причине 628 миллионов рублей, за полугодие нынешнего – 720 миллионов. По расчетам на 2002 год, эта сумма возрастет в несколько раз и составит 2,5 миллиарда.

Но все-таки муниципальное жилье – такая прорва, и два-три льготника могут «затеряться» среди других жильцов дома. К тому же в общем котле по обслуживанию муниципального жилого фонда еще остается какая-то доля бюджетных средств. Совсем другое дело – кондоминиумы, товарищества собственников жилья или жилищно-строительные кооперативы, которые существуют на полной самоокупаемости. Здесь недоплаченная, допустим, работником таможни сумма за расход холодной или горячей воды, света или тепла может быть восполнена только другими жильцами. Представьте, какое после этого отношение у соседей к тем, кто «из принципа» платит половину.

Подайте на квартплату из пенсии

Даже если в жилищном кооперативе один такой «принципиальный» льготник – это обуза для всех.

ЖСК на Бестужева строили для себя моряки, хотя сейчас тут живут не только пароходские. Дому 36 лет, и населяющие его жильцы все больше не первой молодости. Из 80 квартир 65 занимают пенсионеры. Более половины из них – ветераны труда, есть в доме инвалиды, многодетные семьи. Но все сначала полностью рассчитываются за квартиру. Бухгалтер делает перерасчет после того, как финансовое управление города направляет (нередко с задержками) компенсацию для погашения льгот.

Свою ухоженную пятиэтажку тут любят, и большинство вряд ли согласится поменять кооперативную квартиру на более дешевое муниципальное жилье. Квартплата в таких домах получается больше, потому что членам кооператива за все приходится платить самим: от ремонта крыши до уборки подъездов. Но безоглядно выставленные счета не оплачиваются. Расход воды учитывается по счетчику. В планах – установка счетчика по отпуску тепла, что наверняка даст экономию.

Обступившие меня во дворе жильцы дома, вышедшие на субботник, подошли в рассказе о своем житье-бытье к самому наболевшему:

- Есть у нас жилец, который не платит кооперативу ни копейки уже не один год. Он сотрудник солидного учреждения и считает себя льготником, однако льгота эта из бюджета не компенсируется. Суд встал на защиту должника, «попеняв» кооператив за то, что не предоставлял ему скидку по оплате жилья. Но почему мы, пенсионеры, на свою нищенскую пенсию должны содержать квартиру работающего человека?

Свой протест члены жилищного кооператива высказывали уже в разных кабинетах и куда только не писали. Но в ответ отовсюду - ссылка на федеральный закон. А с верховной власти взятки гладки.

- Слава богу, что нет в нашем доме больше ни таможенников, ни налоговых инспекторов, ни военных, - крестятся пожилые люди. – Среди них тоже могли оказаться «принципиальные», готовые сесть на нашу шею.

Погоны тепла не добавят

А вот 25-этажный красавец по улице Фастовской такой божьей милостью обделен – здесь 40 процентов жильцов составляют «профессиональные» льготники. Дом можно было бы назвать самым элитным на Чуркине, если бы не постоянный риск из-за долгов остаться без света, тепла, горячей воды.

А такое было. В прошлую холодную осень к отоплению подключили только 18 ноября. Бетон так настыл, что это аукалось потом всю зиму. Горячей воды не было с конца апреля до середины лета и потом почти всю осень. И без света сидели, что в таком высотном доме чревато особенно тяжелыми последствиями. Был случай, когда у женщины, взбиравшейся пешком на 21-й этаж, разошелся послеоперационный шов. Теперь собранные деньги в первую очередь идут на оплату электроэнергии. А вот долг перед теплосбытом огромный – 266 тысяч рублей. Где гарантия, что нынешний отопительный сезон удастся пережить благополучно?

- Сколько угодно большие военные чины могут размахивать передо мной служебными удостоверениями и доказывать свое право на льготы, от этого долг нашего товарищества собственников жилья не уменьшится, - сетует управляющая ТСЖ Людмила Лукьянова. – Интересно, что те, кто чином поменьше, чаще всего входят в наше общее положение и платят, как все. Ясно ведь, что многие имеют довольно скромные доходы, но при этом в первую очередь рассчитываются за коммунальные услуги. Например, мы всегда знаем, когда пенсия у Марии Васильевны Голубятникой – она в этот же день заходит внести платежи. А уже то, что остается, делит на лекарства, продукты. Вообще-то она еще подрабатывает, бизнесменка наша, котят продает. Считай, со всего Чуркина их к ней несут. Каждый свое материальное благополучие создает как может.

Судебные иски на ТСЖ идут чередой. На днях будет рассмотрен очередной – жилец требует выдать справку об отсутствии у него задолженности по квартплате. Это при том, что он платил 50 процентов.

Где искать защиту всем остальным жильцам – нельготникам, обделенным полноценными услугами? Они решили обратиться в Конституционный суд, но сами не верят, что в этом есть смысл.

На нет и суда нет

Ущемленные льготники отстаивать свои права идут, конечно, не в правительство, а к председателю кооператива или управляющему товариществом. При том, что никто в стране не берет на себя ответственности за обман с мнимыми льготами, именно они остаются крайними.

В краевом суде подтвердили, что судебная практика исходит из того, что федеральные законы, устанавливающие 50-процентную скидку по оплате коммунальных услуг, прямого действия, и отсутствие механизма их финансирования – «не наша проблема». В постановлении Верховного суда, анализирующего применение судами законодательства о статусе военнослужащих, тоже сказано недвусмысленно: при нарушении права военнослужащих на получение льгот «предметом обжалования и судебных разбирательств должны являться действия и решения непосредственно тех предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, на которых возложена обязанность предоставлять коммунальные, транспортные и прочие услуги на льготных условиях».

Правовой нонсенс – и все это прекрасно понимают.

Но где выход? Судя по всему, он будет самым простым – в отмене всяческих «профессиональных» льгот. Сами работники судов, например, уже знают, что в статусе льготников ходят последний месяц. Подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации, связанных с отменой предоставления населению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг», за исключением ранее предоставленных ветеранам войны и приравненным к ним группам населения.

Можно говорить, что это несправедливо, особенно по отношению к военнослужащим. Но вспомните, что всем нам скоро придется полностью оплачивать жилищно-коммунальные услуги, покрывать из собственного кошелька все 100 процентов затрат ЖКХ. Получится тот же кондоминиум, только большой. И если государство будет продолжать хитрить, то соседу придется доплачивать за соседа-льготника. Вряд ли кто-то из вас согласится на это.

Автор: Надежда БРАЖИНА, «Владивосток»