Дырка, конечно. Но красивая!

Романтика походов за туманом и за запахом тайги, песен у костра в прошлом? У нынешней молодежи иные ценности? Они более прагматичны и меркантильны, чем их эмоциональные и немного наивные родители? Скептики явно расслабятся, заглянув в клуб спелеологов - судя по этим ребятам, конфликт отцов и детей преувеличен.

14 дек. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1090 от 14 дек. 2001
Романтика походов за туманом и за запахом тайги, песен у костра в прошлом? У нынешней молодежи иные ценности? Они более прагматичны и меркантильны, чем их эмоциональные и немного наивные родители? Скептики явно расслабятся, заглянув в клуб спелеологов - судя по этим ребятам, конфликт отцов и детей преувеличен.

Официальной вывески нет. Непосвященный никогда не догадается, что за железной дверью, ведущей в подвал, - не только трубы, о которые можно расшибить лоб. Здесь дважды в неделю собираются единомышленники. Хотя, наверное, это слишком пафосное слово - просто парни и девчонки, которых объединяет одно общее увлечение. Но почему именно спелеология? "В какой-то момент понял, что мне скучно, нечем заняться", - буднично объясняет студент ДВГУ Максим Авдеев. "Тогда как вариант возникают алкоголь и прочие прелести", - не могу удержаться от вечного родительского страха. "Вокруг так много этого, достаточно посмотреть, чтобы на всю жизнь хватило, - возражает Максим, - хотя мы тоже немного пробовали. Но суррогаты жизнь не заменят". Решив обогатить кровь адреналином, они пришли в клуб.

Тяжело - многие километры с рюкзаком весом килограммов по 30. Жара или холод - погоду на каникулы не закажешь. Естественный страх - нередко идешь в неизвестность. И все ради чего? Ради какой-то дырки в земле? "Это не просто дырка, - эмоционально реагирует на мои слова Михаил Корниенко, тоже будущий биолог. - Это дырка с секретом, который хочется разгадать. К тому же и зрелище необыкновенно красивое".

К разговору подключаются и другие спелеологи, просачивающиеся в подвал, как в пещеру, ближе к семи вечера. На столе появляются фотоальбомы. Эмоций море. Узнаю, например, что при входе в одну из красноярских пещер есть огромный зал, усыпанный снегом. "Все блестит, ледяные глыбы, красивые натечки, летучие мыши. Сказка настоящая". На сказку можно полчаса полюбоваться, чтобы впечатлений на всю жизнь хватило, упорно гну свою линию, а вы ведь еще и ночевать иногда под землей остаетесь. Зачем? Что вы делаете в этом замкнутом пространстве, где даже бесцельно в небо нельзя вглядываться? Ох, как же они стараются объяснить столь прозаично настроенному человеку, как хороши натечки, каждый сантиметр которых хочется потрогать, как важно пробить ходы, как здорово окинуть хозяйским взглядом только что прибранноее пространство. Еще и уборкой занимаетесь? "Так несознательный народ пакостит даже в пещерах, - отвечают. - Надо всякие фантики, бутылки из-под водки собрать, от "живописи" все очистить: свечками надписи оставляют. Да и разведать все новые дырочки хочется".

Закончив работу, они собираются к столу - ужин, приготовленный умелыми женскими руками, кажется особенно вкусным. Ну а девчонки-то что хорошего находят в таких походах? Вечно ойкающие, вздрагивающие от вида летучей мыши. Парни, смеясь, вспоминают один случай. Уставшую с непривычки девушку решили отправить назад в подземный лагерь. Возвращаясь через три часа, нашли ее на половине пути, заикающуюся от страха - погас фонарь, на уступ взобраться не смогла. Больше в пещеры ни ногой? Как бы не так - испытав выброс адреналина, подсела на это чувство, как на иглу. И вновь во мне шевелится естественный родительский страх: отпустила бы я своего ребенка? "Мы стараемся доказать родителям, что серьезно относимся к делу, - говорит Максим, - но они, конечно, все равно волнуются. Даже моя мама иногда за сердце хватается, хотя они с отцом спелеологи с большим стажем".

Больше всего взрослые переживают, конечно, за дочек - мало ли что с ними, нежными да домашними, случиться может. Физически тяжело, мужчины вокруг скорее всего не ангелы. Но девчонки, по утверждению представителей сильного пола, отлично вписываются в коллектив: во-первых, они самоутверждаются, во-вторых, облагораживают мужскую компанию. "Если одни мужики идут, то обстановка как в казарме - грязь, маты. С девушками все по-другому". Кстати, девчонки, собравшиеся в этом клубе-подвале, выглядят отменно: длительные переходы по свежему воздуху замечательно влияют на цвет лица.

У клуба спелеологов за 35 лет существования были и годы расцвета, и время застоя. Как в жизни страны. Как в судьбе любого человека. Занятие ведь это сложное как в моральном, так и в физическом отношении. И довольно затратное - для обеспечения безопасности нужно иметь качественное снаряжение. Но, кажется, в последнее время спелеология в нашем крае опять на подъеме. Новое поколение эстафету подхватило. Хотя в этом деле, говорят, возрастных ограничений не существует. Так что, отцы и дети, объединяйтесь!

Автор: Галина КУШНАРЕВА, "Владивосток"