Семь наивных вопросов

Семь наивных вопросов Александру Передня, председателю рыболовецкого колхоза «ВОСТОК-1», кандидату в депутаты законодательного собрания Приморья.

5 дек. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1086 от 5 дек. 2001
Семь наивных вопросов Александру Передня, председателю рыболовецкого колхоза «ВОСТОК-1», кандидату в депутаты законодательного собрания Приморья

- Александр Александрович, вот уже пять лет ваш колхоз занимается благотворительной деятельностью. Но ни одно предприятие города, насколько мне известно, не следует по вашему пути. Почему же “Восток-1” упорно помогает обездоленным, несмотря на немалые затраты?

- Вы, наверное, видели глаза голодных стариков, которые стоят на рынках со стыдливо протянутой рукой. Этим чистеньким, хотя и бедно одетым старикам не хватает пенсии для того, чтобы выжить в наших условиях, не говоря уже о других вещах. А какие чувства у вас вызывают беспризорные дети, которые копаются в мусорных ящиках, попрошайничают в людных местах - на вокзалах и остановках? Несколько лет назад на правлении колхоза мы решили в меру своих возможностей помочь этим обездоленным людям. Сначала в 1996 году создали детский благотворительный центр, а в 1998 году - “Клуб пожилых людей”. На сегодня у нас действуют три столовые для ребят в разных концах города. Кроме того, колхоз профинансировал покупку оборудования для центра материнства и детства во Владивостоке, на постоянной основе и по разработанным программам идет сотрудничество с Приморским отделением Российского детского фонда. В общей сложности “Восток-1” распределяет за год благотворительную помощь по 50 адресам. Среди них фонды ветеранов рыбной промышленности и Великой Отечественной войны, больницы краевого центра, детские дома и многие другие, взывающие о помощи, всех не перечислить. А начиная с лета мы отремонтировали несколько школьных спортивных площадок. Зимой они превратятся в хоккейные поля, которые вечером будут освещаться, чтобы можно было поиграть подольше.

- Такая широкая помощь возможна только при стабильной работе, приносящей хорошие доходы. Известно, что “Восток-1” является лидером среди рыбодобывающих и перерабатывающих предприятий не только Приморья, а также Дальнего Востока. Как вы сумели за несколько лет пребывания на посту председателя правления колхоза добиться столь впечатляющих успехов?

- У меня постоянно спрашивают о секретах наших успехов. Главный наш секрет, наше “ноу-хау” как раз и состоит в отношении к людям. Про этот секрет знают буквально все, но пользоваться им толково не умеют или не хотят. Мы же на счет человеческого фактора относим значительную часть своих успехов. Наши рыбаки освоили и прекрасно эксплуатируют самую современную добывающую и перерабатывающую судовую технику. Мы очень тесно сотрудничаем с наукой и стараемся с помощью ученых как можно полнее использовать все, что добывается из морских пучин. Мы постоянно ищем вместе с учеными новые объекты промысла. Все это и дает нам возможность крепко стоять на ногах и финансировать свои социальные и благотворительные программы.

- Не секрет, что большинство ваших судов идут после промысла сразу в южнокорейский порт Пусан. Там же они проходят ремонт, получают снаряжение, заправляются топливом. Почему вы игнорируете российские порты?

- Все правильно. Правда, не только наши суда направляются в Пусан на ремонт и смену экипажей. К сожалению, это вынуждены делать практически все рыбаки российского Дальнего Востока. И такой массовый исход имеет свои причины: в наших портах установлены очень высокие налоги и таможенные пошлины, а также многочисленные административные барьеры, что фактически отпугивает рыбаков и моряков от родных причалов. Вот они и стремятся в чужеземные гавани, где с экипажей берут вполне разумную плату, которая во много раз меньше, чем у нас.

- Есть ли выход из этого положения? Вы знаете, что надо сделать, чтобы вернуть российские суда к родным причалам?

- Прежде всего надо отказаться от практики дорыночных времен и не писать в правительство жалобных писем, а затем ждать, когда же их соизволят прочитать и окажут помощь. Мы сами должны заставить правительство уважать рыбаков. А для этого надо создавать общественные структуры, вырабатывать правовые нормативные документы, избирать из своей среды депутатов в законодательные собрания. И через них проводить свои законы. Колхоз “Восток-1” впервые в истории рыбной отрасли создал у себя юридическую фирму “Викинг”, которая сегодня самым деятельным образом занимается разработкой таких законов. Один из наиболее действенных, способных после его принятия вернуть наши суда в российские порты, а рыбаков в родные семьи находится в стадии разработки. Условно мы его назвали “Свободный порт”.

- Если закон “Свободный порт” станет реальностью, то какая польза от него рыбакам и жителям Приморья?

- Он позволит создать в наших портах режим наибольшего экономического благоприятствования за счет существенного снижения многочисленных сборов и таможенных платежей, ликвидирует внутриведомственные барьеры в портах, которые тяжким бременем висят на судовладельцах. Вы только представьте, что сулит возвращение судов к родным причалам? Во-первых, это счастье и радость для тысяч рыбацких семей. Во-вторых, это оживление судоремонтной промышленности, транспорта, различных обслуживающих контор, что приведет к созданию в Приморье многих тысяч дополнительных рабочих мест. Безусловно, такой закон остановит отток рабочей силы в западные районы страны. Меня, например, очень тревожат цифры, которые говорят о том, что за последние десять лет из Приморья уехало более 100 тысяч человек. Заметьте, самого работоспособного населения.

- А что делать людям после того, как у них наступит пенсионная пора? Ведь на нынешнее государственное пособие с приморскими ценами долго не протянешь. Как тут выживать старикам?

- Я намерен предложить законодательному собранию Приморья законопроект “Приморская пенсия”. В нем предусматривается установление дополнительной пенсии для тех, кто проработал на благо края не менее 30 лет. Кроме того, “приморскую пенсию” станут получать ветераны, почетные граждане и другие категории заслуженных людей. Думаю, что “приморская пенсия” станет серьезным фактором, который прибавит оптимизма жителям края и позволит существенно сократить отток населения.

И это один из основных пунктов моей программы.

- Александр Александрович, у вас есть еще какие-нибудь наметки, которые вы собираетесь реализовать в качестве депутата?

- Об основных моментах я уже сказал, но в дальнейшем намерен обратить внимание на низкий уровень медицинского обслуживания в крае. Здесь я вижу немало скрытых резервов. Открывать Америку не собираюсь. Но прежде всего следует кардинальным образом пересмотреть организацию медобслуживания населения. Пора также коренным образом изменить и систему медицинской помощи. Но пока все эти вопросы находятся в разработке, так как сначала надо будет заняться реализацией законопроектов “Приморская пенсия” и “Свободный порт”, а уж затем тщательно разобраться и подготовить законопроект по медицинскому обслуживанию жителей Приморья. Опыт для этого у меня есть. Мы постоянно помогаем центру материнства и детства, бассейновой больнице рыбаков, городской клинической детской больнице и другим медучреждениям города и края. Вот почему все их многочисленные проблемы и боли мне знакомы не понаслышке.

Автор: Василий ФЕДОСЕЕВ