Если не дефолт, то Христенко

В Находкинском порту нарастает угроза забастовки. Докерам ОАО «Находкинский морской торговый порт» в три раза срезали зарплату. Было 12 тысяч рублей, стало четыре. Не дождавшись объяснений от генерального директора предприятия, портовые грузчики на прошлой неделе организовали пару митингов перед зданием управления. В какой-то мере удачной оказалась только третья попытка.

28 нояб. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1082 от 28 нояб. 2001

В Находкинском порту нарастает угроза забастовки. Докерам ОАО «Находкинский морской торговый порт» в три раза срезали зарплату. Было 12 тысяч рублей, стало четыре. Не дождавшись объяснений от генерального директора предприятия, портовые грузчики на прошлой неделе организовали пару митингов перед зданием управления. В какой-то мере удачной оказалась только третья попытка.

Свидетелями последнего натиска были многочисленные корреспонденты местных СМИ. Было объявлено, что встреча гендиректора с докерами состоится, но журналистов на нее не пустят. Поэтому последние спешили пообщаться с предводителями «бунтарей».

Известно, что у докеров порта сегодня имеются два профсоюза – «карманный» и «независимый». Заместитель председателя независимого профсоюза Виктор Сотников рассказал о причинах волнений. По его словам, руководство предприятия необоснованно высоко подняло нормы погрузочно-разгрузочных работ, в результате чего резко упал заработок рабочих. Кроме того, рабочие не получили премиальные за сентябрь, хотя план за тот месяц был выполнен.

Эти и другие беседы с рабочими происходили за закрытыми дверями управления. Затем случилась другая странность. Когда докеров пригласили в конференц-зал, на встречу с руководством попали только члены «карманного» профсоюза. «Независимые» вместе с представителями СМИ так и остались на улице. Хорошо еще было не очень холодно.

Спустя два часа после переговоров с докерами генеральный директор ОАО «НМТП» Гелий Мясников все-таки пригласил журналистов к себе. Вот основные тезисы его выступления:

- Те, с кем вы сегодня общались, не являются стороной, выражающей мнение коллектива порта. Вообще в порту работают 3 тысячи 111 человек. Вы говорили с профсоюзом докеров, то есть с отколовшейся от коллектива горсткой, в составе которой 250 человек. Это меньше 8 процентов от всех работающих в порту.

- Находкинский торговый порт являлся и является одним из ведущих и благополучных предприятий Находки. У нас никогда не возникало подобных проблем с коллективом, а если что-то возникало, то мы всегда с профсоюзом порта эти вопросы решали. Без мнения профсоюза я решений по судьбоносным для рабочих порта моментам обычно не принимаю.

- На протяжении последних лет предприятие работало стабильно, грузооборот порта рос, люди получали достойную зарплату. За это время не было ни одного случая задержки заработной платы – даже на один день. И повода для возмущения не было.

- Я понимаю, что в каждом коллективе есть разные люди. Каждый выражает свои мысли и эмоции как может. Один переживает молча, другой, не соображая, о чем речь идет, начинает заговариваться. Я к этому отношусь абсолютно спокойно, потому что работаю среди людей и мой рабочий стаж руководителя порта составляет около 30 лет.

- Так вот, средний заработок работающих в порту за текущие 10 месяцев составил около 12 тысяч рублей, и это где-то на 28 процентов больше, чем в прошлом году. Но, к сожалению, порт процентов на 85 загружен работой по экспорту металла, и всякие сбои на рынке сразу же отражаются на нас. Наиболее серьезное потрясение мы пережили в 98-м году, когда экспорт металлов резко упал, когда мы при годовой грузопереработке в 6 миллионов тонн свалились на 3 миллиона. Тогда мы были вынуждены искать выход из положения. Я считаю, что мы приняли правильное решение: сократились в зарплате, в числе работающих (докеров мы, кстати, не трогали), перешли на 4-дневную неделю. А в результате сохранили порт и коллектив. Спустя год, когда снова пошли грузы, началась нормальная работа. Случилось это потому, что к тому времени нам удалось сохранить коллектив. В этой благоприятной ситуации мы работали где-то в течение двух лет.

- Последнее изменение произошло в связи с тем, что российские грузы, которые раньше шли через Дальний Восток, вдруг в одночасье пошли на запад - через порты Балтики и Украины. На наши многочисленные обращения в правительство была определенная положительная реакция, которая в результате как-то на нашу работу повлияла.

- Проработали мы нормально два года, но, видно, у портов запада есть свои влиятельные хозяева, которых данное положение дел не устраивает. Они обратились в правительство РФ с предложением, что России надо уйти от спецставок и перейти на существующие железнодорожные тарифы. И одновременно было принято решение о создании единого тарифного центра в России под председательством Христенко. Этот тарифный центр должен был разработать мероприятия о переходе к тарифам и начать такую работу с марта. Затем сроки перенесли с 1 мая на 1 августа текущего года. Я познакомился с этим вариантом и тут же написал Христенко письмо. Я сказал, что порты Дальнего Востока останутся в этом случае без работы. Уральским поставщикам металла будет выгоднее работать с западными регионами. К тому же возникнет проблема чисто дальневосточная. По тарифному справочнику, по расстоянию от Урала до Владивостока и до Находки разница составляет 130 километров. Эта разница выливается в 1 доллар 36 центов за тонну. То есть изначально мы с Владивостоком становимся по разные стороны баррикады. Работая по одним и тем же грузам с запада, Находка становится в неравное положение с краевым центром.

По словам Гелия Мясникова, у предприятия есть сейчас два выхода из создавшегося положения. Первое – оставить все как есть и тем самым обречь порт на банкротство. А наиболее предпочтительным представляется сокращение, которое позволило бы предприятию удержаться на плаву. Этот вопрос должно будет решить собрание с участием профсоюзов и совета бригадиров.

Мало у кого из участников пресс-конференции возникли сомнения в правильности суждений генерального директора. Если не дефолт, то какой-нибудь Христенко должен же был встать на пути процветающего дальневосточного предприятия. Правда, можно было бы объясниться с работниками своего предприятия и более популярно. Но это уже к вопросу о стиле правления…...

Автор: Юрий БОДУХИН, «Владивосток»