Спасая море от облучения

Церемония передачи комплекса по переработке ЖРО «Ландыш» - дара Японии России - состоялась на заводе «Звезда». Митинг с военным оркестром, традиционным разрезанием красной ленточки и множеством гостей состоялся на новом причале, акт приемки которого был подписан рабочей комиссией накануне праздника.

27 нояб. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1081 от 27 нояб. 2001

Церемония передачи комплекса по переработке ЖРО «Ландыш» - дара Японии России - состоялась на заводе «Звезда». Митинг с военным оркестром, традиционным разрезанием красной ленточки и множеством гостей состоялся на новом причале, акт приемки которого был подписан рабочей комиссией накануне праздника.

Причальная стенка построена специально для базирования плавучего завода. В свое время не столько сам комплекс по переработке жидких радиоактивных отходов, сколько его привязка к заводской территории вызывала протест депутатов местной думы. Страсти улеглись по мере того, как самые авторитетные государственные организации и высокие инстанции подтвердили безопасность нового объекта.

Сам по себе «Ландыш» для части присутствующих не являлся открытием. Депутаты, некоторые из журналистов уже бывали здесь на экскурсиях.

Скоро год, как «Звезда» получила лицензию Госатомнадзора и начала опытно-промышленную эксплуатацию комплекса. За это время переработано 1300 кубометров жидких радиоактивных отходов. Как объяснил г-н Тошиуки Каваками, руководитель технического секретариата комитета по сотрудничеству в целях содействия в области ликвидации подлежащего сокращению в Российской Федерации ядерного оружия, подрядчик должен был обеспечить соответствие комплекса не только тем нормам, которые действовали на начало его строительства, но и тем, что будут приняты до его завершения. Поскольку в России за это время были введены новые нормы радиационной безопасности с более жесткими требованиями к ее обеспечению, проект комплекса был переработан и прошел повторное согласование с российскими надзорными органами.

Немалый срок, который понадобился для окончательной доработки комплекса, лишний раз подтверждает, насколько строг был подход к качеству очищенной воды. И вот закономерный итог работы большого международного коллектива - передача «Ландыша» для дальнейшей эксплуатации коллективу завода «Звезда».

Справка «В»

Плавучий комплекс ПЗО-500 предназначен для переработки в год до 7 тысяч кубометров жидких низкорадиоактивных отходов, образующихся при утилизации атомных подводных лодок. Он представляет собой несамоходное судно водоизмещением 5 тысяч тонн, обеспечивающее автономную, не зависящую от береговых коммуникаций работу станции очистки ЖРО в течение 30 суток.

Установка очистки ЖРО, узел цементирования концентрата, склад цемента и хранилище заполненных бочек размещены в центральной части надстройки судна. Управление и контроль работы технических средств осуществляются с центрального поста управления с помощью автоматизированных систем.

SOS был услышан

Открывший праздничную церемонию директор предприятия Юрий Шульган в первую очередь обратился со словами благодарности к японскому народу и японскому правительству, благодаря акту доброй воли которых решена острейшая проблема переработки опасных радиоактивных отходов.

Россия столкнулась с необходимостью срочного создания установок по переработке ЖРО после принятия мировым сообществом поправок к Лондонской международной конвенции о полном запрете сброса радиоактивных отходов в море. Нынешний директор слишком хорошо помнит, как приостанавливалась производственная деятельность «Звезды» из-за того, что все емкости для хранения ЖРО были переполнены, аварийный танкер, который использовался для этого, уже не справлялся со своей ролью, а технических условий для переработки отходов не было. SOS услышали в Японии, где были обеспокоены опасностью загрязнения моря и заражения рыбы и морепродуктов, занимающих ведущее место в рационе каждой японской семьи. Взяв на себя финансирование проекта (затраты на проектирование и строительство комплекса составили $35 миллионов), японская сторона подключила к его реализации целый международный коллектив - консорциум во главе с японской корпорацией Tomen. Генеральным подрядчиком комплекса стала американская компания Babcock&Wilcox, выигравшая вместе с японской корпорацией Tomen международный тендер. Его проведение поручили английской консалтинговой фирме Crawn Agents. Проектирование, поставку и наладку оборудования установки очистки ЖРО осуществляла американская компания Nuclear Services. Спроектировало судно российское конструкторское бюро «Вымпел» из Нижнего Новгорода, а построил баржу Амурский судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре.

От души – в День благодарения

 Сузуран, а по-русски ландыш, – цветок, который является символом чистоты. Судя по выступлениям на церемонии представителей Японии, этот образ особенно полюбился нашим соседям.

- Народы Японии и России хотят, чтобы чистой была вся акватория Японского моря, - сказал генеральный консул Японии во Владивостоке г-н Акира Такамацу. – Весь японский народ надеется, что данный комплекс в соответствии со своим названием предотвратит в будущем сброс радиоактивных веществ в Японское море. Нам бы очень хотелось, чтобы этот комплекс стал также символом дальнейшего укрепления отношений и сотрудничества между Японией и Россией.

Кларк Кристофер, руководитель проекта от генерального подрядчика, посчитал очень символичным, что церемония передачи «Ландыша» проходила в День благодарения, когда в американских семьях принято благодарить друзей и близких за поддержку. В данном случае все стали свидетелями интернациональной поддержки. Разве она не стоит искренней благодарности?

Стоит сказать спасибо иностранным партнерам также за терпение и понимание наших проблем, с которыми им пришлось столкнуться, работая на российском рынке. От имени краевой администрации это сделал председатель комитета по промышленности Сергей Куракин.

«Виктору» подписан приговор

 Проблема переработки ЖРО со всей остротой встала на повестку дня, когда на «Звезде» начались работы по утилизации атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, подлежащих ликвидации в соответствии с договорами об ограничении и сокращении стратегических вооружений, которые подписали Россия и Соединенные Штаты Америки. Теперь эта программа уже подходит к концу. Но ведь есть и другие списанные подлодки, а значит, при их разделке будут образовываться радиоактивные отходы, которые необходимо перерабатывать.

Важность сдачи этого комплекса объясняется и тем, что в последнее время в России принимаются нормы радиационной безопасности в соответствии с международными стандартами. И то, что прежде не считалось ЖРО, теперь переходит в их разряд и требует очистки.

А самое главное, пока что не проводилась утилизация большого количества нестратегических, так называемых многоцелевых атомных подводных лодок, построенных 30-40 лет назад. С невыгруженным ядерным топливом, еле-еле держащихся на плаву, их на нашем побережье больше 40. Начальник управления экологии и снятия с эксплуатации ядерных объектов Минатома России Виктор Ахунов рассказал на пресс-конференции, что с японской стороной уже достигнута договоренность о финансировании комплексной утилизации многоцелевой АПЛ класса «Виктор». Можно надеяться, что это станет первым шагом по пути к тому, чтобы избавить всех нас от опасности, которую представляют собой старые подлодки. И в реализации этой программы роль «Ландыша» трудно переоценить.

Надо сказать, что это не единственный новый проект, который будет финансироваться за счет средств Японии (для помощи в ликвидации ядерного оружия бывшему СССР соседняя страна выделила $100 миллионов, часть которых были затрачена как раз на создание «Ландыша», позднее Япония приняла решение о дополнительной финансовой поддержке). На эти деньги в ближайшем будущем начнется реконструкция железной дороги от Смоляниново до Большого Камня, по которой специализированным эшелоном планируется вывозить отработавшее ядерное топливо, а также будет производиться модернизация инфраструктуры для выгрузки этого топлива из реакторов многоцелевых АПЛ.

Новая стройка на Северном молу

Проблема выгрузки отработавшего ядерного топлива после обеспечения безопасного обращения с радиоактивными отходами выходит на «Звезде» на первый план. Россия поставила перед собой задачу до конца первого десятилетия этого века в целом завершить выгрузку отработавшего ядерного топлива из реакторов АПЛ, выведенных из эксплуатации. В Дальневосточном регионе ее решение ложится на плечи, конечно, «Звезды». На Северном молу – там же, где базируется «Ландыш», открыто хранилище для временного хранения продуктов его производства – зацементированных бочек и других твердых радиоактивных отходов, построен комплекс по кондиционированию ТРО и очистке вод спецпрачечной, сейчас возводится еще один объект – береговой комплекс по выгрузке отработавшего ядерного топлива. На будущий год его планируется ввести в строй. И тогда на заводе «Звезда» будут созданы все необходимые условия для комплексной утилизации АПЛ. То есть твердые радиоактивные отходы в нормативные сроки будут передаваться в места их захоронения, а выгруженное отработавшее ядерное топливо вывозиться для переработки на спецкомбинат «Маяк».

Создав ядерное оружие, человечество оказалось у него в заложниках. Для исправления ситуации требуется преодолеть много трудностей.

- Нужно приложить еще больше усилий во всем мире для обеспечения переработки, транспортировки и безопасного хранения радиоактивных отходов, - сказал на церемонии в Большом Камне председатель английской фирмы Crawn Agents Питер Берри. - Опыт, полученный теми, кто привел нас к успеху этого и других проектов, безусловно, поможет в достижении цели всеобщего разоружения. От этого выиграют и наши дети, и ваши дети.

Справка «В»

Юрий Петрович Шульган назначен на должность директора завода 20 ноября нынешнего года по решению конкурсной комиссии Российского агентства по судостроению и нескольких российских министерств: государственного имущества, финансов, экономического развития, труда и социального развития.

В Большой Камень Юрий Шульган приехал, окончив кораблестроительный факультет Дальневосточного политехнического института. Завод «Звезда» стал постоянным местом его работы. Начинал помощником мастера, потом был мастером, контрольным мастером, строителем кораблей, начальником цеха, последние 10 лет – главным инженером. Активно занимался техническим перевооружением производства, установлением международных связей завода, выводом его из тяжелого финансового положения.

Реактор надо осушить

На плавучем заводе оборудована современная радиохимическая лаборатория, усилившая оснащенность службы ядерной и радиационной безопасности предприятия.

- Вместе с комплексом по переработке ЖРО мы получили самое современное лабораторное оборудование от ведущих американских фирм-производителей, - рассказывает начальник службы Александр Киселев. - Это плюс к большой лаборатории, открытой в новом комплексе по кондиционированию ТРО и переработке вод спецпрачечной. Все это позволяет нам на более высоком качественном уровне осуществлять контроль за состоянием окружающей среды и радиационной безопасностью как на территории завода, так и в городе в целом.

Наш отдел прошел аккредитацию в Госстандарте России, который подтвердил: качество наших измерений соответствует всем российским стандартам в области метрологии.

- Александр Михайлович, не раз приходилось читать, что на «Ландыше» использована устаревшая технология переработки ЖРО. Вы с этим не согласны?

- Абсолютно не согласен, акценты тут надо расставить по-другому. Еще в период проведения тендера ставилась цель выбрать не суперновую, еще не опробованную технологию, а уже апробированную. И эта задача была выполнена – технология на «Ландыше» достаточно традиционная, которая используется во всем мире, в том числе в США.

- На церемонии многие выступающие говорили о трудностях, с которыми пришлось столкнуться при отладке комплекса. Какие из них оказались самыми сложными?

- Было предостаточно и организационных, и технических, и научных проблем. Это объясняется прежде всего тем, что ЖРО содержат очень сложный состав радионуклидов и химических веществ. К примеру, трудно отделяются от воды соли аммония (растворенный аммиак). Эта проблема везде решается сложно.

В мире нет пока технологии, позволяющей извлекать из воды тритий – радиоактивный изотоп водорода с периодом полураспада 12 лет. В России до сих пор не было нормативов, регулирующих сброс очищенной воды, где содержится тритий. Это тоже было проблемой. Сейчас принимаются российские нормативы на этот счет, соответствующие международным стандартам.

- Приморские ученые-химики предложили свою технологию переработки ЖРО. Какие у нее плюсы?

- Преимущество ее в том, что она позволяет концентрировать радионуклиды на фильтре, максимально сжимая конечный продукт переработки. Понятно: чем меньше объем образующихся твердых радиоактивных отходов, тем лучше.

Но вся беда в том, что до стадии практического применения этого ноу-хау еще не дошло, пока проводятся испытания. Безусловно, разработанные Институтом химии ДВО РАН сорбенты – основа технологии – очень перспективны. Сегодня мы встречались с директором института Виктором Глущенко и еще раз сошлись во мнении, что эту технологию нужно продолжать разрабатывать, развивать и внедрять в практику. Есть возможность использовать ее как элемент технологии на «Ландыше».

- Тема ядерной и радиационной безопасности достаточно сложна, чтобы в ней могли разбираться далекие от этого специфического производства люди. В частности, смешиваются такие понятия, как «радиоактивные отходы» и «отработавшее ядерное топливо». После принятия закона о разрешении ввоза в Россию на переработку такого топлива этой путаницы не смогли избежать многие средства массовой информации, экологические организации.

- Радиоактивные отходы – это продукты, образующиеся при работах с радиоактивными веществами, с содержанием радионуклидов выше норм радиационной безопасности. В частности, ЖРО образуются при утилизации АПЛ, когда производится выгрузка активной зоны и осушаются реактор, все контуры и цистерны подлодки.

Ядерное топливо служит для получения энергии в ядерном реакторе, иногда его называют ядерным горючим. Отработавшее (или облученное) ядерное топливо отходами не назовешь, поскольку его можно переработать и вновь получить полноценное топливо. Высокими технологиями для его переработки обладают лишь несколько стран, в том числе Россия. Выгруженное из реакторов утилизируемых атомных подводных лодок топливо вывозится на спецкомбинат «Маяк».

Как нетрудно теперь понять, «Ландыш» тут ни при чем. Напрасны страхи и по поводу того, что на комплекс будут свозиться радиоактивные отходы из других стран. Транспортировка ЖРО слишком сложна и рискованна, чтобы кто-то пошел на такой шаг.

«Ландыш» расцветал в Комсомольске

При всей благодарности щедрым японцам, давшим России денег на сооружение комплекса по переработке ЖРО, уместно отметить и заслуги специалистов Амурского судостроительного завода. Именно их руками создавалось это чудо современной техники.

Приступив в 1996 году к работам на престижном заказе, корабелы Комсомольска-на-Амуре сумели в условиях тяжелейшего кризиса, переживаемого оборонным предприятием, обеспечить динамичный ход строительства. До 600 человек одновременно было задействовано на “барже”, как называли ударный объект сами корабелы. Только однажды (июнь 1997 г.) производственная жизнь здесь замерла. На целых три недели. Но произошло это не по техническим причинам, а во многом по вине инозаказчика, который оказался не готов к выделению дополнительных финансовых ресурсов.

Дело в том, что по требованию российских надзорных органов конструкторам пришлось доработать первоначальный проект в части ужесточения мер по радиационной и экологической безопасности. Соответственно возросли масштабы работ на заказе, и сам он “потяжелел” сверх сметы на 2 миллиона долларов с чем-то. К счастью, финансовый вопрос быстро урегулировали, и сооружение баржи возобновилось. Американские спецы (компания “МакДермотт”), контролировавшие процесс строительства на всех стадиях, не скрывали своего удовлетворения, а порой - удивления, отмечая высокую организованность и квалификацию амурских корабелов.

19 июня 1997 г. плавучий комплекс был торжественно спущен на воду, а 23 октября “Ландыш” отбуксировали на достроечную базу в Большой Камень. Ожидалось, что достаточно скоро он сможет приступить к выполнению своих прямых “обязанностей”: переработке жидких радиоактивных отходов. Но произошло это только сейчас...

Остается добавить, что практически в одно время с “Ландышем” коллектив Амурского судостроительного завода блестяще реализовал другой международный проект: изготовил громадное основание под американскую платформу “Моликпак”, которая ныне ведет добычу нефти на шельфе острова Сахалин.

Автор: Надежда БРАЖИНА, Сергей АКУЛИЧ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»