Школьная форма: украсит или «оказармит»?

«В двадцати с лишним общеобразовательных школах Владивостока (а их в нашем городе всего около восьмидесяти) по решению школьных советов с этого учебного года введена школьная форма, - сообщили корреспонденту «В» в комитете по общему и профессиональному образованию администрации г. Владивостока.

23 нояб. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1080 от 23 нояб. 2001

«В двадцати с лишним общеобразовательных школах Владивостока (а их в нашем городе всего около восьмидесяти) по решению школьных советов с этого учебного года введена школьная форма, - сообщили корреспонденту «В» в комитете по общему и профессиональному образованию администрации г. Владивостока.

Но пока даже в тех школах, где идет эксперимент, идентичностью в одежде отличаются лишь отдельные классы».

Но это пока. По весне, когда Министерство образования РФ проводило опросы общественного мнения по поводу введения школьной формы, вопрос этот вызвал споры такого накала, сравнимого разве что с семейными политическими баталиями в начале перестройки. Результаты опроса в разных регионах оказались очень разными. В Москве, например, идея введения формы провалилась: большинство респондентов высказалось категорически против.

Во Владивостоке цифры более обтекаемые: среди взрослых немного больше тех, кто «за», среди школьников - слегка перевешивают цифры против школьной формы. Очевидно, многие учительские коллективы предпочитают не забивать себе голову второстепенным вопросом одежды – есть задачи и поважнее.

А для некоторых педагогов проблема «дисциплинирования» с помощью таких вот внешних атрибутов по-прежнему актуальна.

Высказаться о плюсах и минусах школьной формы мы предложили школьникам, учителям и родителям тех классов, где форма стала реальностью.

А также дизайнеру одежды. Вот что из всего этого получилось.

Дети «в клетку» - гордость линейки

Перед зеркалом в школе № 23 кривляются две семиклассницы. Вытягивая сиренево-фиолетовые губки в трубочку, бессмысленно хлопая слипшимися от туши ресницами, не могут оторваться от своего изображения.

- Девчонки, что если вас в школьную форму одеть? – спрашиваю.

- Мы в общем-то не против. Но форма должна быть модной, в идеале – рэперской, то есть джинсы с накладными карманами и свободные футболки, - отвечает шустрая Элька. - Такую юбку, как носят малые из 3 «А», я ни за что бы не натянула.

- А что у них за юбки?

- В красную клетку. Да вы к ним в класс зайдите, сами увидите. Найти их несложно, все про них говорят, этой самой клеткой они и прославились. Кроме 3 «А», у нас никто форму не носит.

Ребята-третьеклассники с удовольствием демонстрировали мне новенькие пиджаки, брюки, жилеты, юбки, непременно хотели похвалить их и потому многие тянули руки.

- Она мягкая и теплая, - сказала Яна Белик.

- И красивая, - добавила Геля Кривцова.

- А самое главное, - подытожил Вася Шапкин, умудренный житейским опытом, - мы не ходим грязными, как оборванцы.

Молодые преподаватели русского языка и литературы Илана Ротманова и Александра Задорожная скромно так отметили, что введение или отсутствие клетчатых костюмов особо на успеваемость школьников не влияют. Зато директор школы Галина Клименко и классный руководитель «форменного» класса Зинаида Негадова гордятся «одинаковыми» детками и говорят, что они как-то подтянулись, стали более дисциплинированными в своих тесных пиджачках, меньше бегают и прыгают. На первое сентября они даже казались серьезнее сверстников и с гордостью прошли круг почета, чтобы на них посмотрели и по-доброму позавидовали остальные школьники.

Карлики в тесных пиджаках

- Дисциплина должна быть внутренней, ребенку нужно прививать уважение к учителям, одноклассникам, родителям, - говорит доцент кафедры индустрии моды, стилист «Имидж Центра» ВГУЭС Татьяна Кравцова. - Но это вовсе не значит, что из школьников нужно сделать маленьких старичков, этаких карликов в чопорных пиджаках с квадратными подплечниками и в строгих брюках. Нам стоит перенять у американцев их отношение к детям: там первоклассник может принести в школу аквариумную рыбку в полиэтиленовом пакете, и учитель вместе с детьми будет наблюдать за тем, как она плавает. Ребенок может сесть на пол, прильнуть к учительскому плечу, и никто его за это не осудит.

- Какой вы видите форму приморского ученика начальной школы?

- Свободной, широкой, пусть немного мешковатой, но зато не сковывающей движения. Например, есть такой сарафан гигантских размеров, называется «фартук мясника», по-моему, неплохой вариант. Молодые уважают джинсу, почему бы не преподнести им ее в подарок. Джинсовые вещи отлично смотрятся: отделочные строчки, множество карманов в стиле «техно» и успокаивающий голубой цвет им очень понравятся. Выручат и джемперы, которые с недавних пор перешли в ранг деловой одежды. Даже президенты, встречаясь в неформальной обстановке, их надевают.

- Есть ли идеальная ткань, та, которую каждую неделю «Ариэлем» стирают, в отбеливателях замачивают, а она все как новая?

- Идеальной нет. Но в разряд удобных и носких я бы отнесла рубашки, майки и водолазки из хлопчатобумажного трикотажа. Юбки и брюки хорошо бы сшить из качественной смесовой, разряженной ткани. Она не мнется и надолго сохраняет товарный вид. Ткань, содержащая синтетические волокна, может вызвать аллергию у школьника или даже легкое психическое расстройство.

- Вы рьяный приверженец школьной формы?

- Я за нее. Но считаю, что она не может быть сама по себе и должна нести в себе идею. Хотелось бы, чтобы носить форму или, может быть, какие-то отличительные знаки было престижно, как было у нас с пионерскими галстуками в советские времена. Или как сейчас в Англии с убогой, невзрачной школьной формой.

- Престижна убогая одежда? Звучит как-то неправдоподобно.

-Представьте себе, в самых дорогих колледжах Англии, где учатся дети арабских шейхов, девочки носят темно-синие юбки из простого сатина, коричневые джемперы, им даже ленты в косы вплетать запрещают. Считается, что выращенный в подобных аскетических условиях человек сможет потом понять и богача, и бедняка.

Выходит, форма в таких колледжах введена, чтобы жизнь медом не казалась - вовсе не для того, чтобы скрыть дыры на чьих-то платьях и штанах, а чтобы в строгости и лишениях ребенок научился сострадать.

У наших сторонников формы аргументы несколько другие. Добровольно «оказармливая» приморские школы, добрые мамы и папы, заботливые учителя внушают своим отрокам и ученикам, что, натянув инкубаторские наряды, те забудут, что такое социальное неравенство. Их оппоненты утверждают: не стоит строить воздушных замков, ведь у ребенка из небогатой семьи не будет красочного ранца, дорогих кроссовок на липучках и прочих показателей детского благосостояния…

Да и купить форму, которая в среднем стоит шестьсот – восемьсот рублей, многодетные семьи вряд ли смогут.

«Не смейте забывать учителей»

Некоторые психологи и модельеры-дизайнеры утверждают, что для ученика немаловажно, как одевается его наставник. Первоклашка может определить, какая у него учительница: добрая или злая, красивая или Баба Яга, по цвету ее губ, ногтей и костюма. Ветхая или безвкусная одежда может вызвать у ребят раздражение, неуважение к педагогу. Поэтому о том, как одеваться в школе, неплохо было бы задуматься не только замечательным своей искренностью панкам, но и молодым учительницам, которым длина юбок-поясков не позволяет стирать с доски.

Костюм для галантности

Специалисты социологической службы «Мнение» ДВГУ во время проведенных опросов попросили мальчиков из разных школ города написать, в какой одежде они предпочли бы видеть своих одноклассниц, и наоборот, девочки должны были «одеть» по своему вкусу мальчиков. Ответы оказались неожиданными. А впрочем, может быть, закономерными?

Словом, мальчишки упорно не хотели видеть одноклассниц в широких штанах и потертых джинсах, чаще «одевали» на них платья, блузки и юбки, предпочитая женственный стиль. Сами девчонки в анкетах ни за что не хотели вылезать из привычных джинсов и свитеров. Джинсы и свитер оказались любимой одеждой и у мальчиков. Но при этом для многих школьниц более предпочтительным оказался образ подтянутого и галантного одноклассника в рубашке и костюме!

Так стоит ли после этого утверждать, что дети и подростки ничего не смыслят в деловом стиле одежды и их «в воспитательных целях» нужно срочно одеть в навязанные кем-то костюмчики в клеточку?

Автор материала ждет ваших звонков и мнений по поводу школьной формы в пятницу и в понедельник с 15 до 16 часов по телефону 7(4232)415-670.

Выдержки из анкет

Ученики:

“Школьная форма – тюрьма для моего характера”
“Хочу одеваться так, как мне нравится”
“Дети не в армии”
“Неудобно в форме. Своих друзей в школе не найдем”
“Когда введут форму, мы не будем обсуждать друг друга”

Учителя:
“Школьник должен оставаться школьником, частью организованного коллектива”
“На школьный процесс введение формы не повлияет”

Ольга Град, мать шестиклассницы:
“Девочки в период полового созревания начинают дико потеть, поэтому форму нужно часто стирать, а от стирки вещи портятся. Потребуется как минимум три формы: на осенне-весенний период, теплая форма на зиму и празднично-выходной вариант, а это не каждому по карману. Мне кажется, что у детей нужно развивать вкус, умение сочетать цвета, разбираться в стилях, а не унифицировать их сознание”

Илана Ротманова, преподаватель русского языка и литературы средней школы № 23:
“Лично мне эти коричневые платья с черными фартуками никогда не нравились. В памяти сохранилась картинка: девочки-подростки с лоснящимися задами, с заплатами на рукавах денно и нощно стирают пожелтевшие воротнички”

Автор: Анастасия Крестьева, «Владивосток»