Платить или не платить за капитальный ремонт?

Наша “Прямая линия” по защите прав потребителей оказалась практически полностью посвящена коммунальным проблемам. Жизнь в холодных разваливающихся домах людям надоела донельзя. “Так за что мы платим?” - этот вопрос звучал в каждом втором звонке, что раздавались во время “Прямой линии” с Зинаидой Ким, начальником отдела по защите прав потребителей Ленинского района.

23 нояб. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1080 от 23 нояб. 2001
Наша “Прямая линия” по защите прав потребителей оказалась практически полностью посвящена коммунальным проблемам. Жизнь в холодных разваливающихся домах людям надоела донельзя. “Так за что мы платим?” - этот вопрос звучал в каждом втором звонке, что раздавались во время “Прямой линии” с Зинаидой Ким, начальником отдела по защите прав потребителей Ленинского района.

Платить или вычеркивать?

ЗВОНОК: “Прямая линия”? Подскажите: должны ли мы платить за капитальный ремонт? В последние несколько месяцев я вычеркиваю эту строчку.

- Пока в этом страху нет, но платить за капремонт вы должны. Предыдущее постановление, согласно которому с 1 сентября 2000 года за капитальный ремонт взималась плата из расчета 50 копеек за 1 м2 на одного человека, признано судом Ленинского района незаконным. С 1 сентября 2001 года имеет силу новое постановление № 1349 от 28.08.2001 г. Теперь за капремонт нужно платить 1 рубль 19 копеек. Сейчас идет перерасчет. Деньги, которые вы заплатили в прошлом году, перекидывают на этот. Возможно, вам хватит всей суммы, чтобы закрыть несколько месяцев текущего года. Но все-таки обратитесь за перерасчетом.

- Так, а платим мы за что?

Ремонт в доме не делали уже 41 год!

- Деньги, которые вы платите, идут накопительным платежом. Если ваш дом стоит в плане на капитальный ремонт, вы вправе требовать его проведения.

ЗВОНОК: Зинаида Николаевна, я хотела бы узнать: у меня в квитанции стоит пеня. Это правомерно?

- Пеню с вас могут взыскать только в судебном порядке.

- А то зарплату нам по полгода не дают!

- Вы должны будете справками доказать, что вам не дают заработную плату. Докажете, тогда с вас не имеют права брать пеню. Обратитесь в вычислительный центр.

ЗВОНОК: Это вас беспокоят с ул. Зейской, 12. У нас до сих пор холодные батареи. Как нам теперь платить?

- В комнатах должна быть температура не ниже плюс 18 градусов, в угловых + 20. А у вас, допустим, + 16 градусов (при условии, что утеплены окна, хорошо заделаны межпанельные стыки). Если услуга оказана не в полном объеме, вы имеете право на перерасчет. Напишите заявление в ЖЭУ, пусть его представитель составит акт, который они должны передать в вычислительный центр для снижения оплаты. За каждый недостающий градус в платежке минусовать 10 процентов от суммы начисленного. Если температура в комнатах ниже 10 градусов, вы имеете право ничего не платить. Услуга не оказана.

Практика показывает, что из ЖЭУ составлять акт приходят неохотно. Тогда вы можете пригласить соседей и сами составить акт. Документально оформленные свидетельские показания принимаются даже судом.

- Слышала, собираются вводить режимное водоснабжение, а перерасчет как будет сделан?

- ЖЭУ должен будет известить водоканалуправление о том, что по таким-то адресам воды нет, и они сами сделают перерасчет. Если в платежках вы увидите, что оплата 100-процентная, напишите заявление в ЖЭУ, что вы с такой оплатой не согласны.

ЗВОНОК: Здравствуйте, я живу в гостинке на «Красного знамени». 16 лет в нашем доме не делался ремонт, естественно, трубы проржавели. Вода из крана бежит коричневого цвета, помоешься, и на коже появляются пятна. А мы ведь за все это платим!

- Течет коричневая вода – не платите за нее. Это некачественно оказанная услуга. Запаситесь актом от ЖЭУ, это будет основанием для неуплаты.

ЗВОНОК: Это “Прямая линия”? Вот я постоянно записываю в тетрадку, когда у нас есть тепло, когда нет. В итоге получается, что мы платим за шесть месяцев, а топят только пять…

- Вы фиксируйте эти факты не только у себя в тетрадке, позвоните в диспетчерскую, скажите, что у вас нет тепла, и обязательно узнайте номер своей заявки. Потом сможете уменьшить плату за эту услугу.

ЗВОНОК: Ой, еле к вам дозвонилась. Меня зовут Евгения Кирилловна. У меня, как у всех: холодные батареи, ободранный подъезд. И вот еще одна беда: три года не работает лифт, а в квитанции за него идет по-прежнему оплата.

- Однозначно – вычеркивайте! Мы платим только за оказанные услуги.

- А мне потом как долг начислят!

- Не беспокойтесь, закон на вашей стороне.

Дело – труба

ЗВОНОК: Меня зовут Нина Алексеевна Шевелева. Я живу в Первомайском районе. У нас в доме с весны не работает змеевик по всему стояку, а в ЖЭУ-18 никаких мер не принимают.

- Отказываются, напишите заявление от имени жильцов дома (с подписями) в свой ПЖРЭТ. Если и там не отреагируют, обратитесь в отдел по защите прав потребителей своего района, они вам помогут.

- Я туда звонила…

- Звонить не надо. Пишите заявление и приходите на прием. С собой вы должны принести копии заявлений, которые вы относили в ЖЭУ и ПЖРЭТ (такие заявления пишутся в двух экземплярах, на вашем втором расписываются в получении), или хотя бы номера заявок, которые вы делали. Иначе вы и не докажете, что обращались, а вам не помогли.

ЗВОНОК: Зинаида Николаевна, подскажите, сколько лет должно быть дому, чтобы трубы подлежали бесплатной замене?

- Если вашему дому больше 25 лет, естественно, трубы в нем износились. В этом случае их замена входит в перечень работ, выполняемых ЖЭУ без оплаты жильцами.

ЗВОНОК: Наш дом на ул. Пологой сдан 40 лет назад. Батареи в квартирах совершенно не греют, конечно, за столько лет забились. В ЖЭУ нам предложили заплатить по 144 рубля, тогда нам промоют батареи. Это правильно?

- Промывку, опрессовку батарей в ЖЭУ должны делать бесплатно. Они вообще обязаны были вам давно поменять батареи. Только после этого они могли бы заявить, что батареи забились по вашей вине, и вы должны оплатить их промывку. А так ничего платить не надо. Напишите заявление в районный отдел по защите прав потребителей, там разберутся.

ЗВОНОК: Вас беспокоит Галина Михайловна Суховутская. Я живу на Ивановской, 17, кв. 1. С 31 марта 2000 года в моей квартире не работает полотенцесушилка. У меня первый этаж, сырость в квартире, а тут еще и это. Писала письмо Капранову, он дал предписание ЖЭУ подключить трубу, но они ничего не делают. Нашим новорусским жильцам, конечно, все равно, они сами себе все проведут, а мне это не по силам.

- Так, может, в том, что у вас нет тепла, вина соседей? Они могли перенести трубы и отрезать ваш этаж. Часто такой ремонт производится без согласования с городской архитектурой. Запросите мэрию, пусть проверят законность проведения этих работ.

- Мне кажется, что стояк нужно прочистить.

- Тогда раз в ЖЭУ не хотят выполнять предписание Владимира Капранова, звоните в наш отдел: 22-17-94, мы поможем вам написать исковое заявление в суд. Это заставит ЖЭУ работать.

ЗВОНОК: Зинаида Николаевна, мастер отказывается ремонтировать змеевик бесплатно. Он прав?

- Нет конечно. Ремонт змеевика входит в перечень работ, которые вам должны делать бесплатно.

«Мелочи» жизни

ЗВОНОК: Зинаида Николаевна, здравствуйте. Я – пенсионерка, мне уже 80 лет. Проживаю на ул. Амурской, 27, кв. 6. В моей квартире с 1996 года промокает стена. Куда ни обращалась, никто мне не помог. Терпение мое лопнуло, и я подала на мэрию в суд. Представители мэрии в суд уже дважды не явились.

- Если ответчик дважды не явился в суд, то в третий раз однозначно решение вынесут в вашу пользу, даже без присутствия истца.

Вообще вы молодец, что смогли собрать документы и подать исковое заявление.

- Еще мне сказали сделать какую-то экспертизу, а за нее платить надо. Куда мне с моей пенсией!

- К сожалению, если вы не сделаете экспертизу, которая определит материальный ущерб, суд не сможет вынести решение. Займите денег и доведите дело до конца. По решению суда вам в том числе возместят эти издержки.

ЗВОНОК: Здравствуйте, в нашем подъезде давно не делался ремонт. В ЖЭУ предложили жильцам самим побелить-покрасить. Разве мы должны этим заниматься?

- Сейчас подъезды большинства домов нуждаются в ремонте. Сразу сделать все ЖЭУ не в силах, поэтому они порой предлагают жильцам помочь в этом. Вы можете сброситься, все отремонтировать, а счет выставить ЖЭУ. Если желания так поступить нет, заставлять вас не вправе.

ЗВОНОК: Добрый день, у нас такая проблема. Мы скинулись подъездом и установили железную дверь с кодовым замком. Не прошло и месяца, как он сломался. А заменить нам его фирма не хочет, они на кодовый замок гарантийный срок не определили. Что нам делать?

- По закону “О защите прав потребителей”, если продавец не дает гарантийного срока сам, то вступает в силу срок, определенный государством, – два года. В течение этого времени вы имеете полное право вернуть или обменять вещь с производственным браком. Напишите претензию на имя директора фирмы, установившей дверь, вам обязаны отремонтировать или заменить замок.

ЗВОНОК: “Прямая линия”? Я – многодетный отец. В соцзащите моим детям выдали проездные на учебный год. По ним они должны ездить бесплатно в городском транспорте. А коммерсанты детей не возят. Что нам делать?

- Конечно, это незаконно, у вас однозначно 100-процентная льгота. Обратитесь в городской отдел транспорта…

- Да там говорят: “Вы правы, но ничем помочь не можем”.

- Тогда пусть дети запомнят номер автобуса, из которого их попросили выйти. Потом напишите заявление в отдел по защите прав потребителей своего района. Они по номеру определят, какой фирме принадлежит автобус, и вместе поработают с транспортным отделом. Все-таки все эти фирмы замыкаются именно на этот отдел.

Автор: Татьяна НАГОРНАЯ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"