Кто вы, приватизаторы слухов?

Ежедневно близ конторы управления муниципальной собственности Владивостока, что на углу Светланской и Океанского проспекта, проходят переклички «жертв слухов об отмене бесплатной приватизации на жилье».

23 нояб. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1080 от 23 нояб. 2001

Ежедневно близ конторы управления муниципальной собственности Владивостока, что на углу Светланской и Океанского проспекта, проходят переклички «жертв слухов об отмене бесплатной приватизации на жилье».

Их оказалось так много, что муниципальная служба не в состоянии справляться с потоками горожан, желающих приватизировать свои квартиры.

Контингент самый разный. На десять пенсионеров десять молодых людей, увидели даже одного иностранца, докладывавшего кому-то обстановку с места событий по сотовому телефону. Командуют парадом не представители городской администрации, а двое общественников - мужчина и женщина.

- Выбрали их, потому что самые голосистые, - поясняют в толпе.

В России любят очереди. И неважно, за чем стоять - за колбасой, польскими штанами или справкой о приватизации. Непосвященному может показаться, что кругом царит мама-анархия. На самом деле все знают, когда стоит проявить бдительность. Если записался сегодня в общую очередь, приходи через сутки и внимательно слушай, на сколько позиций ты продвинулся по пути к заветному свидетельству. Можно сказать, что за эту неделю на Океанском проспекте образовалась своеобразная популяция со своим внутренним распорядком. Одни приходят «перекликаться» вместе с маленькими детьми, вторые по ходу дела читают детективы, третьи делятся друг с другом последними городскими слухами. Периодически стройные ряды очередников сметает грязный «КамАЗ» - поблизости грохочет стройка. И тогда в адрес грузовика следуют трехэтажные маты.

- Вот вчера был 732-м, а сегодня уже дали 597-й номер, - с удовлетворением отмечает один мужчина, - В день человек 70-80 оформляются, торопиться нет смысла…

У 597-го очередника нет проблем с приватизацией. Ребенок уже взрослый, для оформления достаточно справки из паспортного стола. Почему все-таки решился на это? Слухи одолели. А ведь раньше был убежден, что раз государство предоставило тебе квартиру, то живи и не думай об опасности. Все, кто здесь находится, подверглись ажиотажу. Люди боятся, что бесплатная приватизация прекратится. Или придут чиновники с ордером и скажут, что квартира принадлежит государству, а не тебе.

Этого человека поправляют женщины, которые где-то услышали, что с Нового года приватизации вообще не будет. Поодаль утверждают, что с 1 января плата за электроэнергию и коммунальные услуги в жилье, состоящем на балансе муниципалитетов, неоднократно увеличится, поэтому стоит поторопиться с оформлением квартиры в частную собственность. Одна женщина полагает, что подобный ажиотаж происходит каждый раз перед Новым годом, когда кем-то неизвестным в народ «закидывается» очередная порция слухов, посвященных во все времена актуальному квартирному вопросу. В толпе многие небезосновательно предполагают, что этим занимаются агентства недвижимости. На оформлении срочных договоров приватизации риэлторы стригут купоны. К тому же высвобождается часть неприватизированного фонда, что тоже на руку риэлторскому бизнесу. В данный момент во Владивостоке приватизировано чуть больше половины жилого фонда.

…Периодически мимо очереди проходят горожане-«специалисты». И тогда можно услышать такой диалог:

 - Что вы здесь столпились? Слухи это все! Приватизацию отменят через два года - не раньше.

- Да знаем мы, не учи ученых. Все равно когда-нибудь нужно было начинать.

И действительно, часть владивостокцев убеждена, что рано или поздно жилье нужно приватизировать. И пусть не для продажи или обмена, а хотя бы для того, чтобы чувствовать себя безопаснее в этом прекрасном и яростном российском мире, где законы сменяются дефолтами и где никогда не знаешь, что тебе уготовано впереди.

Ажиотаж и неразбериха вокруг приватизации квартир для Владивостока не новость. Год назад к нам в редакцию тоже обращались обеспокоенные читатели, прослышавшие о скором удорожании приватизационных услуг. На поверку новость оказалась «уткой». Правда, в прошлом году процесс приватизации осложнялся и вполне реальной проблемой - несогласованностью действий управления муниципальной собственности и краевого регистрационного центра. Инстанции руководствовались разными законами, в результате чего некоторые приватизаторы оказались «в пролете».

Сегодня психоз нагнетается слухами. В краевом регистрационном центре нашему вопросу о возможном грядущем подорожании тоже удивились. Стоимость регистрации сделки, как известно, формируется, исходя из МРОТа. Согласно ст. 5 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей (сюда входит и оплата услуг по приватизации квартиры) с 1 января 2001 года производится, «исходя из базовой суммы, равной 100 рублям». Любых удорожаний можно ожидать только после изменений в федеральном законодательстве.

Впрочем, нынешние ставки - вопрос частный. Простые люди больше всего напуганы информацией о принципиальной отмене бесплатной приватизации. И что квартиры придется выкупать по рыночной стоимости.

Как нам объяснили в управлении муниципальной собственности г. Владивостока, слухи эти не подтверждены никакими документами: «Если бы действительно готовилось что-то подобное, вся информация была бы своевременно опубликована. Так что читателей-приватизаторов можете успокоить: никаких изменений в ближайшее время не будет». Между прочим, подобная нервозность наблюдается в эти дни не только у нас во Владивостоке, но даже в Москве. Нельзя не исключить и то, что на сегодняшний шум отчасти повлияло правительственное желание отменить бесплатную приватизацию в 2004 году, создав таким макаром общество «жилищного равенства и порядка». Но эти планы "заложены" на далекую перспективу. Как предполагают специалисты, ажиотаж культивируется фирмами, делающими бизнес на квартирных делах.

Мы вправе задать вопрос: почему кто-то манипулирует ложной информацией, а власти остаются в стороне?

Конечно, с толпой, охваченной слухами, работать непросто. Сотни раз обманутые люди с трудом поддаются уговорам. И все же, что мешает "слугам народа", коли они действительно обладают успокоительной и достоверной информацией, выйти из подъезда и популярно объяснить горожанам, что беспокоиться не стоит.

- Очень жаль, что властям до нас нет дела, - раздавалось в огромной людской массе, которую сплотило неведение, равнодушие со стороны чиновников и обыкновенный страх остаться без угла.



Петр Осичанский, председатель Дальневосточной ассоциации морских капитанов, инспектор Международной федерации транспортных рабочих (ITF):

- Вообще-то у меня квартира кооперативная, купил ее 30 лет назад. Поэтому особого беспокойства даже в советские времена не испытывал. Когда в 90-е возник вопрос о приватизации, все по-разному трактовали, стоит ли оформлять кооперативное жилье в частную собственность. Я этого не сделал. Во-первых, в очередях не хотелось испытывать унижение, во-вторых, не вижу в этом смысла - никто у меня угол не отберет. Сейчас строю себе новую квартиру, ее приватизировать буду. Времена настали другие…

Марина ИВЛЕВА, шеф-редактор отдела спецпроектов «В»:

- Я приватизировала свою квартиру еще 10 лет назад, после этого несколько раз улучшала жилищные условия. При приватизации масса преимуществ. Все мы знаем, как сложно обменять жилье, если квартира государственная. А сейчас, что бы ни случилось, наша квартира перейдет в руки детей и внуков.

Иван РИМКУНАС, председатель президиума Приморской краевой коллегии адвокатов:

- Наша семья давно приватизировала квартиру. Я полагаю, что каждый член общества имеет право на свою собственность. Другой собственности у меня нет.

Основная идея при советском строе - отсутствие частной собственности, все было общим. Или личным, как, например, книги, полки и шкаф. Сейчас все изменилось в лучшую сторону. Я в любой момент могу улучшить свои жилищные условия.

Автор: Александр СЫРЦОВ, Василий АВЧЕНКО, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»