Кандидат, открой личико! Перед выборами все ловцы электоральных душ мягки и пушисты

Народная примета гласит: если власти начинают асфальтировать дороги, красить заборы и расплачиваться по счетам, то скорее всего приезжает премьер-министр. А если вместе с властями резко активизировались другие слои населения (предприниматели, депутаты, адвокаты…) и все как один борются за право выслушать голос народа и помочь простому пенсионеру Иван Иванычу, значит, дело еще серьезнее. В ноябрьском воздухе остро запахло свежерасклеенными листовками и грядущими выборами.

21 нояб. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1078 от 21 нояб. 2001

Народная примета гласит: если власти начинают асфальтировать дороги, красить заборы и расплачиваться по счетам, то скорее всего приезжает премьер-министр. А если вместе с властями резко активизировались другие слои населения (предприниматели, депутаты, адвокаты…) и все как один борются за право выслушать голос народа и помочь простому пенсионеру Иван Иванычу, значит, дело еще серьезнее. В ноябрьском воздухе остро запахло свежерасклеенными листовками и грядущими выборами.

В эти дни корреспондент «В» побывал на двух встречах кандидатов в законодательное собрание Приморья с избирателями. Ощущения вынес довольно тошнотворные…

А у Активиста речи льются чисто…

На разоренной спортплощадке толпятся люди. В основном – пенсионеры, пользующиеся возможностью излить душу благожелательному слушателю, но есть и молодежь. В центре стоит кандидат, выделяясь кислотно-желтой курткой и блендамедовой улыбкой. Разговор продолжается уже минут сорок, и кандидата (назовем его Активистом) прочно «приватизировала» несгибаемая старушка. Улыбка Активиста вянет, он становится похож на важного чиновника, измученного посетителями. «Не добьемся мы ничего!» - в сердцах бросает старушка и уходит. Улыбка расцветает вновь, и Активист, не сумев сказать людям ничего утешительного по жилищно-коммунальным поводам, решает зайти с другой стороны:

- Веселюсь, как могу. С министрами на дружеской ноге, со многими на «ты». Для блага любимых горожан готов договариваться хоть с чертом, хоть с бен Ладеном, до балды!

Толпа молча слушает. В это время влезают пацаны лет по 14:

- А слабо нам стадион починить? Нам только доски дайте, ограду мы сами сколотим!

Досок у Активиста нет. Он отвечает на более приятный вопрос:

- Почему баллотируюсь? Хочу помочь народу. Я активный, веселый, молодой, хочу, чтобы из моего крана текла нормальная вода! И еще хочу, чтобы мои дети могли в будущем воспользоваться моей фамилией! А зарплату депутатскую получать не буду. Вот такой я романтик!

На стадионе появляется тетушка с полной авоськой грязных бутылок.

- Ох ты какой боевой! А лет тебе сколько? А занимаешься чем? Я учительница и имею право так спрашивать! Чей ты ставленник? Ну-ка давай свои телефоны!

Выпотрошив Активиста до дна, тетушка обращается к народу:

- А давайте его выберем! Я его потом достану, сам жалеть будет, что в депутаты пошел! От меня не спрячешься!

Через полтора часа затосковавший помощник Активиста начинает покашливать и пощелкивать замком барсетки. Намитинговавшийся народ расходится, уходят и «виновники». Демократично - пешком. Их новенький «Краун» припаркован за углом, метрах в трехстах.

Пузо нараспашку

Встреча с другим кандидатом началась со скандала. Не успел бедняга представиться и установить согласно методикам Дейла Карнеги контакт с аудиторией, как на него набросилась бойкая женщина:

- По какому праву вы заклеили все наши дома своими листовками? Кто это будет убирать? Все двери залепили! Мы жаловаться будем!

Кандидат (назовем его Папашей – дорогая шапка, двойной ширины «морда лица», основательное пузо, аккуратно свешенное с ремня) в спор не лезет. Он уже беседует с более спокойными избирателями, не забывая то и дело показывать руки ладонями наружу. Как говорят психологи, это вызывает доверие.

Тем временем помощница окончательно теряет лицо и переходит на базарные интонации. Свою фамилию она назвать отказывается, поливая вместо этого противницу обклейки домов и дверей почем зря. К счастью, темперамента последней хватает ненадолго, и разговор с грехом пополам ложится в нормальное русло.

Некоторые жильцы норовят увидеть в кандидате козла отпущения и поругать его за отсутствие воды в детсаде и халтурную работу ЖЭУ. Другие пытаются превратить встречу в стихийный митинг и кроют знакомыми формулировками олигархов, президента и всех чиновников заодно. Папаша явно не тянет на знаменитого красного трибуна Виктора Анпилова, но из дипломатичности осторожно ругает Ельцина и краевые власти. А также доводит до сведения присутствующих, что среди кандидатов в ЗакС немало уже «откинувшихся» и еще находящихся под следствием. Фамилий, правда, не называет – нельзя.

Народ думает. Некоторые уже готовы голосовать за Папашу, но только пусть он не растворяется в эшелонах власти, как нынешний избранник данного округа. Другие говорят, что всех повычеркивают: «Пусть хоть черта выбирают!» Помощница Папаши бдительно «нарезает круги», следит за настроениями и между делом норовит заглянуть в мой блокнот.

Под занавес встречи во дворе появилась опоздавшая старушка.

- Это что за сборище? Кандидаты в депутаты? Никакого толка от вас не будет, что вы тут ходите, народ обманываете! На фиг вообще вы нужны! Без военного переворота ничего к лучшему не изменится, а верить сегодня можно только богу и Черепкову!

И это тоже был глас народа.

Чего стоит обещание?

Депутаты предпочитают встречаться с электоратом на улице. И проще (то есть ближе к народу), и дешевле – к чему тратиться на аренду помещений, когда и без того обязательно спросят о доходах.

Вдоволь побродив по городу, я не заметил особенной активности потенциальных депутатов. Казалось бы, от двух с половиной сотен зарегистрированных соискателей вообще не должно быть проходу, но гораздо чаще в городских дворах попадаешь на свадьбы и похороны. Может быть, жаждущие мандатов активизируются ближе к декабрю.

В окружных избирательных комиссиях мне говорили, что о времени и месте проведения «самодеятельных» встреч кандидаты никому не докладывают. Что же касается плановых, проводимых, как правило, в зданиях районных администраций, то многие из этих графиков еще согласовываются.

Но те кандидаты, кто уже сегодня активно общается с народом, выглядят на встречах очень уверенно. Улыбаются очень оптимистично. Потому что за будущие голоса расплачиваются самой дешевой валютой. Той, которая не стоит ничего – обещаниями.

Средь шумного бала, случайно…

Как выяснилось, сильное впечатление на потенциального избирателя может произвести не только запланированное, то бишь загодя объявленное общение с кандидатом в депутаты, но и «случайная» встреча с ним. Тут действует эффект неожиданности.

На концерт в бывший ДК имени Ленина в нерабочий день привело автора этих строк желание увидеть и услышать самодеятельность аж из Пожарского района – он дальше всех от краевого центра, а тамошние артисты не поленились приехать к нам со своими песнями и танцами.

Об этом с благодарностью говорили и те работники культуры, кто с хлебом-солью вышел на сцену приветствовать пожарцев. С этого вроде бы начал и внезапно появившийся на подмостках депутат законодательного собрания, нынче баллотирующийся вновь.

Но главным в проникновенной речи оратора оказалось сообщение для многочисленных зрителей, что здесь, в зале, присутствуют еще два соратника-депутата, а третья спешит сюда прямо с самолета. Мол, мы всегда с вами, товарищи, и разделяем все ваши чувства и чаяния, особенно по поводу отмены трамвая на Светланской.

Это кандидатское зерно упало на благодатную почву: на концерты самодеятельности, где «вход свободный», приходит немало пожилых людей, которых отнюдь не радует отсутствие бесплатного транспорта. Поэтому заверения профессионального оратора в том, что он и упомянутые им коллеги (тоже еще действующие депутаты и одновременно кандидаты) будут, мол, как львы биться за трамвай и обязательно отвоюют его для пенсионеров, зал встретил овацией, чуть не забыв, для чего, собственно все мы здесь сегодня собрались…

Со сцены уже задорно звучала исполняемая духовым оркестром поселка Лучегорск мелодия из фильма «Я шагаю по Москве», а моя соседка-бабушка все не могла успокоиться и подталкивала меня острым локотком:

- Как он правильно про трамвай сказал! Понимает нашу бедность. Вот за такого человека и надо голосовать, это уж депутат так депутат!

Автор: Василий АВЧЕНКО, Светлана Жукова, «Владивосток»