Литейный тупик

Уважаемый «Владивосток»! Одним из поводов для этого письма стала ваша публикация от 13 июля, посвященная Дню металлурга. Цитирую: «На Дальнем Востоке имеется только одно предприятие черной металлургии, которое находится в Комсомольске-на-Амуре». На самом деле положение следующее: в Артеме есть два, в Находке два, во Владивостоке шесть литейных цехов, в которых работают в общей сложности сотни людей. Правда, это не металлургические комбинаты, о которых обычно идет речь, но это нисколько не умаляет их значимости. Ситуация в этой почти неизвестной для широкой общественности области индустрии, как и в других, критическая, но есть и свои особенности.

21 нояб. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1078 от 21 нояб. 2001

Уважаемый «Владивосток»! Одним из поводов для этого письма стала ваша публикация от 13 июля, посвященная Дню металлурга. Цитирую: «На Дальнем Востоке имеется только одно предприятие черной металлургии, которое находится в Комсомольске-на-Амуре». На самом деле положение следующее: в Артеме есть два, в Находке два, во Владивостоке шесть литейных цехов, в которых работают в общей сложности сотни людей. Правда, это не металлургические комбинаты, о которых обычно идет речь, но это нисколько не умаляет их значимости. Ситуация в этой почти неизвестной для широкой общественности области индустрии, как и в других, критическая, но есть и свои особенности.

Любое индустриальное производство начинается с литейки и кузни, даже номера этих цехов обычно 1, 2 или 3. Без литья не может обойтись ни одно производство или коммунальное хозяйство, оно незаменимо в оформлении городов, улиц - это памятники, ограды, малые формы архитектуры и многое другое.

Производство сложное, материалоемкое, особенно если речь идет о больших объемах и сложной номенклатуре. Я работаю в литейном цехе «Дальзавода» - крупнейшего в крае предприятия - и на его примере расскажу о проблемах данной отрасли.

Из всех производств литейное - наиболее энергоемкое, что это такое в наши времена - сами понимаете. Для литейного производства необходимо более 30 специальностей, каждая из которых требует специальной подготовки. Этим специальностям можно обучиться только непосредственно на производстве, рабочих по ним не готовят сейчас уже нигде. Сталевары, вагранщики, плавильщики, формовщики, модельщики - этих специалистов осталось по 1-2-3 человека, при этом им от 50 до 70 лет. Модельщика шестого разряда, например, надо готовить 10-15 лет, и то при наличии у человека таланта и огромного трудолюбия. Поверьте, незаменимые люди есть! Производство вредное, тяжелое, грязное, все это отталкивает от него молодежь. Ну а нет молодежи - нет и будущего. Даже если сегодня все вдруг изменится к лучшему, подготовить нынешним специалистам смену мы не успеем. И это проблема не отдельно взятого производства. Я не настолько наивен, чтобы считать наши проблемы самыми главными и актуальными, однако когда гром грянет, уж поверьте, вспомнят и о литейщиках. Но...

Автор: Николай Евгеньевич Жарков, Владивосток