Памяти Игоря

Меж этой осенью и той, когда не стало Игоря Талькова, минуло десять лет. В нынешнем ноябре ему исполнилось бы сорок пять. Но судьба поэта сродни судьбе истории - она не имеет сослагательного наклонения.

16 нояб. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1076 от 16 нояб. 2001

Меж этой осенью и той, когда не стало Игоря Талькова, минуло десять лет. В нынешнем ноябре ему исполнилось бы сорок пять. Но судьба поэта сродни судьбе истории - она не имеет сослагательного наклонения.

Остались его песни. Голос Игоря, честный и неподкупный, продолжает звучать в наших домах и в наших сердцах. Он не дает нам забыть о том, что мы русские люди. А еще - держит ту вертикаль духа, без которой нам не встать, где пали на колени...

На днях телеканал New Wave показал музыкальную поэму «Россия» - памяти Игоря». Ее создатели - творческая группа студии «Экология духа».

Автор идеи, стихов, музыки - Юлия Войтовская, операторы Владимир Асмирко и Александр Росс, музыканты Игорь Булгаков, Михаил Рыкованов, Сергей Окатов, Николай Новиков.

Этот фильм выпадает из привычного телевизионного видеоряда: и местного, и центрального. Не только потому, что сделан в необычном и довольно сложном жанре - видеоэссе. Он «вынимает» душу. Девочка, бегущая берегом моря, почти не касаясь земли, распахнутая счастливому будущему ... оказывается в ледяной пустыне. Белый офицер (прекрасная актерская работа Виталия Сизоненко) - тонкая кость, голубая кровь, живущий среди невозвратных призраков прошлого - на зоне. Бомж-юродивый, выделывающий босыми ногами на льду такие коленца и в конце концов распятый жизнью. Это Россия. Бабушка, сама доброта, с натруженными руками, присела с внучками на лавочке. Изукрашенный зимним узором дом с простеньким наличником над окном. Нелживые глаза юноши на пол-экрана - такие не предадут. Это тоже Россия.

- Игорь, уходя, остался среди нас: воин, поэт, певец, - говорит Юлия Войтовская. - С того самого момента, когда я увидела в рваной документальной записи из Санкт-Петербурга расплывшееся бурое пятно на затоптанном ковре дворца «Юбилейный», кровь Игоря стучит в мое сердце. Я не смогла оставаться салонной поэтессой, прячась за тяжелыми портьерами от политических реалий нашей жизни. Ушла - в журналистику, на телевидение. Первый фильм, который был снят, мы посвятили памяти Игоря Талькова. И назвали его «Россия». Эта версия была сделана еще пять лет назад. Но тема не отпускает. Мы продолжаем работать. И намерены сделать фильм двухчастным, адресовав его прежде всего молодому поколению. Юному человеку так трудно противостоять «мерзостям жизни», но, пожалуй, еще труднее найти «своих», близких по духу людей. Легче легкого разменять себя в низкопробных тусовках, так и не почувствовав вкус настоящего. Истинный путь всегда внутри, в самом человеке. И всегда - наверх. Настоящий певец, как и поэт, не развлекает толпу, подыгрывая ее примитивным инстинктам. Он сеет семена истины. Он, как Данко, с сердцем на ладони. Таким был и остается Игорь, которого мы поминаем уже которую осень.

Спустя несколько дней после эфира человек, пожелавший остаться неизвестным, передал для Юлии Войтовской букет роз со словами: «Спасибо за Игоря». Специально для этого он приехал за сотню километров, из небольшого приморского городка.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток»